Сочинение на тему "Гроза" (А. Н. Островский). Школьные сочинения
Сочинение на тему «Гроза» Островского А. Н. – непременный атрибут учебной программы по русской литературе для десятого класса средней школы. И данное произведение действительно заслуживает такого признания.
Пьеса, заложившая краеугольный камень в репертуар национального театра, не может быть забытой. Само появление на русской сцене произведений Островского, взамен иноземным водевилям, было знаковым. Оно вызвало ощутимый резонанс в обществе.
О восприятии драмы
Школьникам, пишущим сочинение на тему «Гроза», важно пояснить, что пьеса создавалась в предреформное время, накануне отмены крепостного права. В то время одним из наиболее актуальных вопросов общественной жизни являлось положение женщины в семье и обществе. Они не только были полностью бесправны, но и постоянно подвергались насилию. Потребность эмансипации (в правильном смысле этого слова) была весьма яркой.
Учителю не стоит упускать из виду, что для большинства школьников это одно из первых прочитанных ими драматических произведений. Возможно, что у учащихся, в большей степени привыкших читать и анализировать рассказы, повести, романы, восприятие пьесы вызовет некоторые трудности.
Как писал Максим Горький о жанре драмы, такое произведение – наиболее сложно для понимания. Оно лишено, в отличие от других форм литературы, прямой подсказки (комментария автора, описания внешности, события). Драматург также не рассказывает своему зрителю (читателю) о личности героя драматического произведения, о его жизни.
Все это читатель (зритель) узнает, следя лишь за действиями персонажей, их репликами и жестами. Поэтому сочинение на тему «Гроза» достаточно трудоемко для школьников.
Краткое содержание драмы «Гроза»
Чтобы сформировать мнение о произведении, важно понимание самого сюжета драмы.
Для пьесы «Гроза» он общеизвестен. Невестка Катерина до своего замужества проживала в любви и ласке в доме родителей. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом его матери, купчихи Кабанихи. Здесь царит домострой и практикуется жесткая дискриминация, особенно касательно молодой жены. Тихон, человек безвольный и регулярно пьянствующий, полностью подконтролен и подчинен матери.
Катерина, разочаровавшись в муже, влюбляется в образованного племянника купца Дикого Бориса. Затем испуганная грозой и случайной встречей с сумасшедшей старухой невестка, на свою беду, признается об измене мужу в присутствии свекрови. Вместо прощения молодая женщина получает немилосердное отношение.
Ее любовник вскоре уезжает по приказу Дикого по делам купеческим в Сибирь. Катерина же сводит счеты со своей несчастной жизнью, бросаясь в Волгу.
Об образе грозы
Школьное сочинение на тему «Гроза» посвящается различным персонажам, однако в любом случае в нем должен отражаться основной конфликт произведения. Созданный автором уникальный образ грозы этому способствует.
Само это природное явление, начавшись в первом действии, длится непрерывно и параллельно всему раскрытию автором основного конфликта сюжета. К четвертому акту драмы набирает свою максимальную силу гроза.
Островский сочинение свое (а не только название драмы) снабдил сквозным символом.
Это гроза. Она, словно бич Божий, не внушает ужас порядочному человеку и талантливому самоучке-инженеру Кулигину, который уверен «убивает не гроза, убивает благодать» (под «благодатью» этот образованный человек понимает патриархальность, домострой, одним словом – все душащее ростки нового в жизни России). Благодать в понимании Кулигина – это сам город Калинов, с его Кабанихами и Дикими, в котором жители не могут жить по-человечески.
Во-вторых, гроза у Островского – это то, что происходит в жизни Катерины. Она, полюбив Тихона и надеясь на счастливую жизнь, совершила фатальную ошибку, попытавшись жить совместно с его матерью. Несчастная сталкивается с удушающей атмосферой этой семьи, предельно бессердечным, немилосердным домостроем, а затем и с предательством любовника.
В-третьих, гроза символизирует предвестие социальных перемен полуфеодальной страны, загнавшей себя в тупик развития безоглядным и безголовым угнетением народа.
Художественно, актуально и взвешенно показал современникам неизбежность социальных перемен своим произведением «Гроза» Островский. Сочинение подобной пьесы потребовало от драматурга крайне глубоких и выразительных художественных средств. И такие нашлись: мощный разлив реки Волги, яркие и характерные персонажи, трогающий душу русского человека сюжет.
Автор повергнул театрального зрителя средины XIX века в шок, заставил узнать в окружающем его мире безнадежный, безысходный город Калинов.
Катерина Кабанова
Главной героине трагически заканчивающейся пьесы уделил основное внимание Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве». Под влиянием удушающего гнета Кабановых (как считает Добролюбов) в Катерине возникает протест, выраженный знакомой всем любителям фразой «Отчего люди не летают?».
Затем отчаявшаяся героиня наивно надеется, что любовь к Борису (племяннику Дикого) вырвет ее из удушающего кабановского дома. Но молодой человек, ее последняя надежда, предает ее, что окончательно сломило героиню.
Заметим: мнение Николая Александровича Добролюбова о главном образе драмы не может быть воспринято абсолютно верным. Хотя оно и хрестоматийно, но не единственно. Это закономерно.
Как резонансный посыл всему российскому обществу писал свое сочинение Островский («Гроза»). Катерина, соответственно, (как персонаж) рассматривается столпами литературной критики не единодушно. И отзыв на этот посыл поступил, и весьма достойный.
В отличие от Николая Добролюбова, Дмитрий Писарев воспринял героиню как угнетаемую, страдающую часть того же «темного царства». Он определил образ невестки Кабановых как меланхоличный, не умеющий сладить со своими заблуждениями и страхами. Критик утверждал: несмотря на подкупающую душевность, истинную христианскую кротость, открытое и душевное отношение к окружающим, не может Катерина, лишенная ориентиров в жизни, быть «лучом света». Соответственно, не могут русские читатели (следуя выводам Добролюбова) ее считать «героем времени».
Кабанова Марфа Игнатьевна
Нередко посвящается отрицательным персонажам драмы школьное сочинение по пьесе «Гроза». Учащиеся пишут о купчихе Кабанихе и о купце Диком. Характерно, что мать Тихона выступает в драме как более изощренный, более опасный апологет махровой человеконенавистнической патриархальщины.
По словам Добролюбова, она «грызет постоянно и неотступно» чуждую себе по воспитанию и по духу Катерину, фактически единолично доводя молодую женщину до самоубийства. Кабаниха – безжалостный и последовательный тиран в своей семье, добивающийся абсолютного повиновения и подчинения.
Дикой Савел Прокофьевич
Сочинение по пьесе «Гроза» (касательно отрицательных героев), кроме матери Тихона, упоминает и нахрапистого, беспредельничающего, всесильного в Калинове тирана – купца Савла Прокофьевича Дикого. Вся власть города подкуплена им. Он унижает мещан и домашних, преследует их, да так немилосердно, что те от него «по чердакам да подвалам прячутся». Причем весь его гнев – искусственный, напускной. Хитрый купец давно понял, что, инсценируя неадекватную жестокость, он добивается своих целей.
Однако сам Дикой, защищая «темное царство» Калинова, все же признает первенство Кабанихи в мастерстве угнетения. И это неслучайно, ведь он действует не по наитию, а купчиха - опираясь на довольно стройную старозаветную мораль и превратно истолкованные постулаты веры. Кабаниха в драме выступает ханжой масштаба шекспировского.
Заключение
Драматическое произведение как жанр лишено авторских комментариев. Поэтому не всем школьникам просто удается написать по нему сочинение по литературе.
«Гроза» Островского вскрывает не просто отдельную остроумную историю (как «Ревизор» Гоголя). Она – более глобальна и трагична. Созданный воображением Александра Николаевича город Калинов – это условная модель всей России средины XIX века. Его люди несчастны, угнетаемы.
Однако в воздухе над ними витает гроза, для одних она – воплощение кары Божьей за грехи, для других – символ грядущих перемен.
Похожие статьи
- Сочинение "Был ли иной путь у Катерины": могла ли она поступить иначе?
- Островский, «Гроза»: анализ произведения
- "Дед Мазай и зайцы": краткое содержание. Чему учит стихотворение
- Дмитрий Писарев, "Мотивы русской драмы": краткое содержание
- Природа весной: изменения в живой и неживой природе
- Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? Сочинение-рассуждение по поэме М. Ю. Лермонтова
- Биография Островского краткая. Александр Николаевич Островский - творчество