ПАО «Пролетарский завод» (Санкт-Петербург): адрес, руководство, продукция
Пролетарский завод – одно из старейших предприятий Санкт-Петербурга. В течение почти двух столетий своей истории он неоднократно менял сферу деятельности, но всегда оставался лидером на выбранном поприще.
История
Пролетарский завод был основан в 1826 году и носил название «казенного Петербургского завода». В его строительстве принимали участие известные архитекторы В. Стасов и А. Постников. Первых рабочих перевели на новое место с затопленных Кронштадского, Петербургского литейного и Олонецкого заводов. Мастеровые были опытные, многие трудились на предприятиях из поколения в поколение.
В 1845 году, после двадцати лет продуктивной деятельности, завод переименовали в "Александровский литейный". Все эти годы на предприятии выполнялись государственные заказы для военного ведомства, министерства финансов, строительных нужд. Разнообразие работ было весьма впечатляющим – памятники, паровозы, ажурные чугунные решетки, пароходы и многое другое.
Первым директором был выдающийся организатор и инженер – Кларк Матвей Егорович, прошедший путь от мастерового до управляющего. Он отдал много сил и времени организации производства. Как инженер, он проектировал несущие конструкции для многих зданий Петербурга, в частности, его работы нашли применение при строительстве Александринского театра, Зимнего дворца, Эрмитажа.
Достижения в судостроении
Первый русский пароход был спущен на воду со стапелей Александровского завода. Судно называлось «Нева». Именно этот корабль открыл возможность перехода из Балтийского в Черное море.
Первая подводная субмарина также была построена на этом заводе в 1834 году под руководством инженера К.А. Шиндлера. Он же разработал электрическое управление подводными минами. Субмарина была отлита из котельного железа. Ее длина составляла 6 метров, ширина – 2,3 метра, высота – 2. Специально для ее управления были разработаны особые гребки, которые управлялись матросами. Они приводили лодку в движение как в горизонтальной плоскости, так и позволяя совершать маневры на всплытие или погружение.
Прообраз современного перископа также был сконструирован и изготовлен в цехах Александровского завода. В основу разработки лег «горизонтоскоп», изобретенный М.В. Ломоносовым. Первая подлодка российского флота была оборудована ракетами и минами, управляемыми дистанционно при помощи гальванических элементов. Испытания субмарина прошла летом 1834 года. За 11 лет работы (1826–1837 гг.) с верфи завода сошло 17 пароходов и несколько специализированных судов.
Пролетарский завод сделал много работ для Санкт-Петербурга, их можно увидеть в известных местах города. В число достопримечательностей входят: решетка Летнего сада, колесница Славы арки Главного штаба, скульптуры Нарвских и Московских ворот. Металлоконструкции были использованы при строительстве Малого и Большого Эрмитажа, Зимнего дворца, Троицкого и Преображенского соборов.
Эра железных дорог
С началом строительства железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом было решено, что обеспечивать подвижной состав будет Александровский завод. В связи с переменой основной деятельности, предприятию было дано новое название – «Александровский Главный механический завод Санкт-Петербургско – Московской железной дороги».
Предприятие было передано в концессию американским предпринимателям Э. Иствику, Д.Гаррисону и Т. Уайненсу. В их задачу входило переоборудование завода, закупка материалов для строительства локомотивов и вагонов, обучение рабочих новым специальностям. Профобразование велось по нескольким направлениям: требовалось подготовить специалистов для работы на новом оборудовании, машинистов локомотивов и кондукторов подвижного состава.
Первый паровоз был выпущен в 1845-м. В память об этом событии был установлен миниатюрный паровоз (1956). К 1847 году Александровский завод был одним из передовых предприятий с уникальным оборудованием. Инспекцию на заводе и осмотр выпускаемой продукции в этом же году решил провести государь Николай I. В честь этого события в присутствии именитых гостей в литейном цехе было отлито колесо с памятной надписью.
Московско–Петербургская железная дорога была открыта для общественного пользования в 1851 году. Весь подвижной состав был изготовлен в цехах Александровского завода. Парк машин состоял из 43 пассажирских, 121 товарного вагона и 2500 вагонов специального назначения.
К моменту разрыва контракта с американскими предпринимателями на заводе было построено большое количество техники, некоторые образцы были сделаны впервые. Например, восьмиколесные паровозы впервые появились в Александровских мастерских, откуда они распространились в Европу. На предприятии выполнялись и эксклюзивные заказы – паровые машины для морских канонерских судов, металлоконструкции Благовещенского моста через Неву и другие.
Под управлением общества железных дорог
В 1868 году завод был передан под управление Главного общества российских железных дорог. Новая администрация провела глобальную реконструкцию всех цехов предприятия, были построены новые помещения для бытовых нужд. В целях модернизации производства появилась электростанция, котельная получила второй этаж, были возведены административный корпус, лаборатория, столовая для сотрудников. Полностью была переделана система водоснабжения, для чего выстроена водонапорная башня, которая сегодня украшает территорию района. В дальнейшем в ней планируется открыть музей.
Основным направлением производственной деятельности оставалось строительство железнодорожных локомотивов, паровозов, пассажирских и товарных вагонов. На Всероссийской выставке 1882 года за многогранную и плодотворную работу предприятие получило государственный герб. В 1893 году завод снова переходит в казенную собственность, а к началу XX века приобретает статус Главных паровозных и вагонных мастерских.
Советский период
1917 год внес перемены в социально-экономические отношения, изменил идеологическую среду, но предприятие по-прежнему играло ведущую роль в отрасли. В 1920 году изменилось название, став созвучным новым реалиям – "Пролетарский завод". Это наименование сохранилось до наших дней. В 30 годы в цехах была проведена очередная реконструкция, в результате которой были разделены паровозные и вагонные мастерские, ставшие отдельными предприятиями. На Пролетарском занимались ремонтом паровозов, продлевая срок эксплуатации техники.
В 60-е годы предприятие начало выпуск судового оборудования. В 1963 году завод переименовали в Ленинградский тепловозостроительный завод, где начали выпускать серию тепловозов ТГ102. Некоторое время параллельно выпускалась техника для железных дорог и морского флота, но постепенно паровозостроение стало лишь дополнительной сферой деятельности. В начале XXI века Пролетарский завод выпустил два самоходных крана для железной дороги мощностью в 150 тонн.
Наши дни
В 1992 году на предприятии произошла смена формы собственности, было образовано открытое акционерное общество «Пролетарский завод». В трудное время в компании сумели сохранить все виды деятельности и производственный профиль.
Сегодня ПАО «Пролетарский завод» – одно из важнейших предприятий Ленинградской области, основной специализацией которого являются энергомашиностроение и судовое машиностроение. Завод является частью Объединенной судостроительной корпорации. В компании выпускают конкурентоспособную продукцию, пользующуюся постоянным спросом, и уникальные экземпляры машин, не имеющие аналогов.
Компания имеет в своем распоряжении производственный и экспериментальный комплекс, позволяющий осуществить полный цикл производственного процесса создания сложной техники. Пролетарский завод (СПб) на собственной базе может: разработать, сконструировать, изготовить, сделать поставку готовой продукции и осуществлять технический надзор и сервисное обслуживание техники.
Направления деятельности
Пролетарский завод осуществляет деятельность в двух направлениях:
- Судовое машиностроение. В рамках этого направления компания сотрудничает с ведущими верфями и проектными институтами Северо-Запада. Основным заказчиком является ВМФ России, для которого был создан большой спектр уникальной техники, например, аэрофинишеры, мостовые электрокраны, успокоительные качки и пр.
- Энергетическое машиностроение. На сегодняшний день является наиболее востребованным направлением. Пролетарский завод (Санкт-Петербург) производит газотурбогенераторы, несколько типов насосов (питательные, конденсаторные). Конструкторское бюро компании осуществляет разработку нового оборудования для ТЭЦ, АЭС, ГРЭС. Поставки ведутся на Нововоронежскую, Белоярскую, Ленинградскую АЭС, а также на предприятия нефтегазовой отрасли.
Полезная информация
Завод располагает большими возможностями и помимо основной деятельности предлагает следующие технологические услуги:
- заготовительные (литье, прессование, резку металлов, кузнечную обработку, гибку металла);
- механическую обработку (токарные работы, фрезерные операции, расточку, шлифовку);
- термическую обработку (отжиг, закалка, азотирование, цементация);
- сборку (сварные работы, наплавка, механосборка);
- нанесение защитного покрытия (лужение, цинкование, химическое оксидирование, хромирование, лакокрасочное покрытие);
- контроль (дефектоскопия, рентгеновский контроль, испытание на образцах);
- испытания (стендовые, гидравлические, механические);
- упаковку, консервацию.
Более 180 лет работает Пролетарский завод. Генеральный директор – должность, наделенная большой ответственностью и широкими полномочиями. На сегодняшний день руководство осуществляется Калугиным Михаилом Леонтьевичем, временно исполняющим обязанности главы предприятия.
Пролетарский завод (адрес – город Санкт-Петербург, улица Дудко, строение № 3) заинтересован в высокопрофессиональных кадрах. А для всех любителей истории промышленной архитектуры и развития завода действует музей, куда вход открыт для всех желающих.
Похожие статьи
- Борис Гитин: великий актер и просто хороший человек
- Заводы Санкт-Петербурга: описание, выпускаемая продукция. Промышленность СПб
- Директор по персоналу: роль и функции в компании, должностные обязанности
- Государственные корпорации: описание и история
- Культурный центр ЗИЛ в Москве: адрес, как добраться, афиша
- Население Белгородской области: численность, плотность, состав и занятость
- Что такое диктатура? Понятие, значение, формы