Энергетическое машиностроение: заводы в России
Энергетическое машиностроение — отрасль народного хозяйства по производству промышленного оборудования, предназначенного для передачи электрической энергии. Чаще всего это аппараты, являющиеся рабочим телом тепловых двигателей.
Основная продукция
На предприятиях энергетического машиностроения может выпускаться, к примеру, такое важное для экономики страны оборудование, как:
- турбины, работающие на разных видах топлива;
- установки атомных и геотермальных станций;
- двигатели внутреннего сгорания специального назначения;
- тягодутьевые машины и т. д.
Основные потребители
Продукция предприятий энергетического машиностроения в настоящее время довольно востребована. Основными потребителями заводов этой отрасли являются компании нефтяной, металлургической промышленности и электроэнергетики (ТЭС, АЭС, ГРЭС, ГЭС). Предприятия всех этих сфер играют огромную роль в экономике государства. Оборудование же, используемое на таких заводах, зачастую является устаревшим. Предприятия энергетического машиностроения поставляют компаниям подобных специализаций новые современные или же модернизированные агрегаты.
Проблемы
Как и большинство заводов других отраслей народного хозяйства, предприятия такой сферы, как энергетическое машиностроение, в наши дни испытывают множество трудностей. В общем и целом такие комбинаты являются рентабельными. Однако их руководители и персонал вынуждены все же решать просто огромное количество проблем. К таковым можно отнести, к примеру:
- Износ оборудования. В большинстве случаев на заводах отрасли установлены станки, выпускавшиеся еще в середине прошлого века в СССР. Конечно, такое оборудование совершенно не соответствует современным требованиям производства. Частично проблему помогает решить модернизация станков. Однако на производительности труда износ оборудования до сих пор сказывается довольно серьезно.
- Нестабильность технологических связей. После развала СССР многие нарабатывавшиеся ранее годами схемы сотрудничества предприятий были разрушены. Сейчас они в большинстве случаев восстановлены. Однако данная проблема до сих пор продолжает сказываться на производстве довольно серьезно.
Перспективы
Несмотря на имеющиеся трудности, энергетическое машиностроение продолжает оставаться одной из самых перспективных отраслей хозяйства страны. Предпосылки к изменению состояния производств в сторону улучшения в последние годы в этой сфере наметились очень даже серьезные. Возможным это стало прежде всего благодаря тому, что в конце прошлого века большинство предприятий отрасли было объединено в промышленную группу «Энергомашкорпорация».
Компании, входящие и поныне в состав этой единой технологической цепочки, имеют возможность получать от потребителей, как отечественных, так и зарубежных, комплексные заказы. Также ЭМК финансирует многие инвестиционные программы, участие в которых позволяет предприятиям энергетического машиностроения модернизировать производство, расширяя тем самым в том числе и экспортный потенциал.
Основные отрасли
Все заводы энергетического машиностроения классифицируются на:
- производящие машины;
- выпускающие теплообменную аппаратуру.
Первая группа предприятий при этом может заниматься сборкой лопаточных двигателей (в основном турбин) или поршневых агрегатов (ДВС, локомобили).
В стране в настоящее время функционируют, таким образом, заводы, производящие:
- электротехническое оборудование;
- турбины;
- котельное оборудование;
- трубопроводы и арматуру;
- насосное оборудование;
- специальное оборудование.
Относятся к сфере энергетического машиностроения и компании, специализирующиеся на проектировании электроэнергетических комплексов.
Энергетическое машиностроение: центры
Предприятий этой перспективной сферы в стране на данный момент существует множество. Некоторые заводы были построены еще во времена СССР, другие начали свою работу совсем недавно. К примеру, относятся к этой отрасли:
- Чеховский завод (ЧЗЭМ);
- Пензенское предприятие (ПЗЭМ);
- Саратовский завод («Сарэнергомаш»);
- Барнаульский.
Завод энергетического машиностроения (Чеховский)
Это предприятие поставляет на отечественный и зарубежный рынок в основном трубопроводную арматуру. К примеру, на заводе изготавливаются задвижки, клапаны, охладительные установки, затворы, фасонные заготовки и пр. Также компания занимается оказанием услуг по эксплуатации, испытаниям и ремонту своей продукции.
Находится Чеховский завод энергетического машиностроения примерно в 70 км от Москвы. Специализируется на выпуске арматуры предприятие со времен Великой Отечественной войны.
Пензенский завод
ПЗЭМ — это динамично развивающееся предприятие, производственные мощности которого составляют 18 тыс. м2. Основной специализацией компании является выпуск резервуарного, теплообменного и сепараторного оборудования. Производит этот завод и трубопроводную арматуру.
Основными потребителями компании являются предприятия нефтегазовой, химической, энергетической, металлургической, пищевой промышленности. Поставляет Пензенский завод энергетического машиностроения свою продукцию в самые разные регионы России, даже в наиболее отдаленные.
Саратовское предприятие
«Сарэнергомаш», как и ЧЗЭМ, является частью корпорации ЭМК. Производит это предприятие в основном котельно-вспомогательное и теплоэнергетическое оборудование. Клиентами завода являются компании металлургической отрасли, коммунального хозяйства, ТЭС и АЭС, объекты сферы нефте- и газодобычи и многие другие.
Основано это предприятие было очень давно — в 1871 году. Теплоэнергетическое оборудование же оно начало производить в 1950 г. Сегодня завод поставляет свою продукцию не только на отечественный рынок. Партнерами компании являются предприятия из 29 стран мира.
Барнаульский завод
Расположен БЗЭМ в Алтайском крае. Это предприятие на сегодняшний день является одним из крупнейших поставщиков тягодутьевых машин. К примеру, компания поставляет на отечественный рынок дымососы и вентиляторы. Также Барнаульский завод энергетического машиностроения выпускает редукционно-охладительные установки и энергетическую арматуру.
Помимо всего прочего, клиенты предприятия могут заказать такие услуги, как:
- изготовление валов, муфт;
- фрезеровка деталей;
- изготовление штампов и т. д.
Научно-исследовательские и конструкторские организации
Помимо собственно заводов, к отрасли энергетического машиностроения относятся и всевозможные НИИ и конструкторские бюро. Наиболее крупными организациями этого типа являются:
- Всероссийский теплотехнический институт. Эта организация была учреждена в России в 1921 году. Создание ее было одним из этапов реализации программы ГОЭЛРО.
- Московский энергетический институт. Этот университет на данный момент является одним из самых крупных в мире. Входит в состав МЭИ 9 институтов, 176 лабораторий, 70 кафедр, опытный завод, библиотека и т. д.
Сильные стороны
Заводы сферы энергетического машиностроения, таким образом, являются очень перспективными предприятиями. Наиболее сильные позиции они на настоящий момент имеют в атомном и гидроэнергетическом секторе. Конкурировать с мировыми лидерами этой сферы отечественным предприятиям сегодня еще довольно сложно. Однако и в этой области имеются подвижки в сторону улучшения. Российские компании энергетического машиностроения, к примеру, уже сейчас часто побеждают в тендерах на монтаж и поставку оборудования в страны Латинской Америки, Африки и Азии.
Способствует довольно-таки успешному развитию предприятий этой отрасли и оказываемая им всесторонняя государственная поддержка. Касается это как экономической, так и политической стороны вопроса. Государство сегодня крайне заинтересовано в развитии отрасли под контролем именно отечественного капитала.
Слабая сторона заводов
Общей бедой предприятий такой сферы, как энергетическое машиностроение, помимо износа ресурсов, до сих пор остается также низкий уровень заработной платы. По этому показателю отечественные заводы отрасли, к сожалению, уступают не только зарубежным, но и успешным российским компаниям других направленностей.
Основной опасностью такого положения дел является то, что на заводы энергетического машиностроения практически не идут молодые специалисты. А это, в свою очередь, может привести к утрате традиций передачи опыта и сильному снижению в плане рентабельности и конкурентоспособности предприятий.
Похожие статьи
- Электронная медицинская карта (ЭМК): преимущества и недостатки
- Ярославский государственный технический университет (ЯГТУ): адрес, факультеты, преподаватели, проходной балл, отзывы
- Специальность "Технология машиностроения". Кем можно работать?
- Нефтегазовая отрасль: нефтяные компании России
- Заводы Санкт-Петербурга: описание, выпускаемая продукция. Промышленность СПб
- Набережночелнинский институт КФУ: факультеты, приемная комиссия, аккредитованные направления, отзывы
- Машиностроительный комплекс России: характеристика и особенности