Машиностроительные заводы России: список, продукция, руководство
Машиностроительные заводы России играют существенную роль в развитии отечественной промышленности. Общая доля этой сферы в экономике страны составляет порядка 25 процентов. К сожалению, некоторые комбинаты в свое время не смогли преодолеть кризисные времена и находятся на грани выживания. Рассмотрим самые крупные фабрики данной отрасли.
ОАО «Метровагонмаш»
Предприятие основано в 1897 году в Московской области (город Мытищи). Его основное предназначение – выпуск вагонов для метрополитена и комплектующих к ним. Первая продукция комбината предназначалась для Северной железной дороги. В начале двадцатого века было налажено производство трамвайных вагонов для столицы.
Электрические пассажирские аналоги впервые были изготовлены в 1929 году. В метрополитене продукция завода начала использоваться с 1934 г. Во время войны предприятие переориентируется на выпуск военных тягачей и самоходных артиллерийских установок. Кроме того, было создано отдельное конструкторское бюро, разрабатывающее гусеничный армейский транспорт. Комбинат до сих пор остается лидером по изготовлению тягачей на гусеничном ходу для зенитно-ракетных установок.
Дальнейшее развитие
После 1947 года ОАО «Метровагонмаш» ориентировано преимущественно на три вида категории продукции:
- Изготовление вагонов для метро.
- Выпуск автомобильных самосвалов.
- Поставки бронированной техники на гусеничном ходу.
C 2005 года машиностроительная компания вливается в состав «Трансмашхолдинга», филиалы которого занимаются производством магистральных локомотивов, промышленных и транспортных электровозов, вагонного литья, электропоездов, судовых дизель-агрегатов и прочей аналогичной продукции. Возглавляет ОАО Борис Юрьевич Богатырев.
Марийский машиностроительный завод
В 2016 году этому комбинату исполнилось 75 лет. Создавался он в первые месяцы Второй мировой войны. Предприятие возводилось в Йошкар-Оле, на базе эвакуированных заводов из Одессы, Ленинграда и Москвы. Уже в августе заработали первые станки, в течение военного времени комбинат выпустил для фронта множество специальной оптической продукции, начиная с телескопических танковых элементов, заканчивая снайперской оптикой и фотокамерами. В 1949 году предприятие было перепрофилировано на выпуск радиотехнических товаров.
Машиностроительные заводы России в то время были переориентированы на военное производство. Среди продукции марийских машиностроителей можно отметить следующие разработки:
- Радиолокаторы по наведению огня «СОН».
- Приборы управления зенитным огнем ПУАЗО.
- Мобильная радиолокационная станция «Ваза» с защитой от активных и пассивных помех.
- ЗРК «Круг», рассчитанный на поражение летящих целей со скоростью 600 метров в секунду на высоте от трех до 25 километров при дальности поражения 45 км.
- Противоракетный и противотанковый комплекс ЗРС-С300В.
Современная история
Практически все машиностроительные заводы России в 90-е годы переживали тяжелые времена. Однако Марийскому комбинату удалось выстоять. В 1998 году возобновляется выпуск бортового оснащения «Бук-М2», а через четыре года начинается выпуск изделий в экспортном варианте для комплекса «Штиль».
С весны 2002 года предприятие переименовывается в АО «Марийский машиностроительный завод» и входит в состав концерна «Алмаз-Антей». Комплексная система позволила наладить разработку и выпуск средств противовоздушной обороны для армии РФ. В 2012 и 2014 годах появляются обновленные версии ЗРС С-300ВМ и ЗРС С-300В4, обладающие улучшенной базовой комплектацией и повышенными техническими параметрами. Генеральным директором АО является Борис Иванович Ефремов.
Комбинат в Сызрани
АО «Тяжмаш» построен летом 1941 года в Сызрани, является одним из крупнейших отечественных предприятий в машиностроительной сфере. Основан он был на базе эвакуированного Людиновского машзавода. Первый выпуск оборонной продукции начался в декабре сорок первого.
После окончания войны комбинат переориентируется на изготовление мирной продукции (локомобилей и мощных воздуходувных машин). В пятидесятые годы завод меняет профильное производство, приступает к выпуску гидротурбин для различных ГЭС, включая поставки аналогов в Заполярные регионы.
Новая эра начинается для комбината с выпуска в 2002 году крановой электрической мостовой установки грузоподъемностью 50 тонн. Конструкторы также запускают в производство новую печь для обработки шлака. Экспортная доля предприятия только в 2002 г. составила более 15,5 процента.
Переломным для судьбы АО «Тяжмаш» стал 2005 год. Кризисные времена повлияли на партнерские отношения и реализацию разрабатываемых проектов. Возобновить оптимальную работу предприятия удалось благодаря усилиям нового руководства и всего коллектива. Сейчас в группу компаний «Тяжмаш» входит несколько динамично развивающихся заводов.
Предприятие в Красноярске
Красноярский машиностроительный завод начал свою работу в 1932 году. Профильной продукцией были лебедки, проходческие комбайны, транспортеры различного типа и оборудование для добычи нефти. С началом войны предприятие переориентировалось на выпуск зенитных орудий, минометов, авиабомб и пушек.
Современная продукция предприятия представляет собой баллистические ракеты для субмарин, разгонных модулей для ракет-носителей. Кроме того, выпускаются изделия гражданского предназначения, а именно:
- Теплообменники и сепараторная аппаратура.
- Емкостные и котловые приспособления.
- Специальные установки для обработки кристаллов поликремния.
- Выпуск нестандартного оборудования под заказ.
Предприятие располагает автономными источниками подачи энергии (собственной ТЭЦ, оборудованной всеми необходимыми агрегатами). В настоящее время обязанности генерального директора возложены на Александра Назарько, который являлся первым заместителем бывшего руководителя Владимира Калмыкова, переведенного на подведомственное Роскосмосу предприятие.
Орские мощности
Орский машиностроительный завод возведен в 1941 году на основе комбината, эвакуированного с Украины. Предприятие считается одной из крупнейших машиностроительных компаний по выпуску оборудования для нефтегазовой сферы. Продукция завода поставляется на представительства "Роснефти" и БК Евразии.
Основное направление комбината:
- Широкий ассортимент специальных замков для бурильных установок.
- Выпуск муфт к трубам обсадного, насосного и компрессорного типа.
- Изготовление переводников для буровых конструкций.
- Производство различных сменных и быстро изнашивающихся элементов.
- Кроме того, предприятие выпускает газовые баллоны высокого давления, гидравлические автомобильные цилиндры, емкости для систем пожаротушения.
В заключение
Перечисленные выше комбинаты – это далеко не все машиностроительные заводы России. Большинство из них переживали кризисные времена, работали с перебоями, перепрофилировались на выпуск другой продукции.
Однако те, которые выстояли или объединились в холдинги, продолжают динамично развиваться, выпуская качественные изделия для военно-промышленного комплекса, автомобильной и нефтедобывающей промышленности, аграрной сферы и других отраслей аграрного хозяйства. Многие из комбинатов построены в военное время, когда страна нуждалась в соответствующей технике. Тем не менее они продолжают активно работать и в настоящее время.
Похожие статьи
- Машиностроительный комплекс России: характеристика и особенности
- Брянский машиностроительный завод: адрес, руководство, продукция
- Тяжелая промышленность России. Отрасли тяжелой промышленности
- Специальность "Технология машиностроения". Кем можно работать?
- Культиваторы электрические: обзор лучших моделей и советы по выбору
- Структура ВВП России. Какая доля нефти в ВВП России
- Уральский автомобильный завод: история и продукция. Автомобильный завод «Урал»