Тест Мюнстерберга: методика и особенности
Гуго Мюнстерберг (1863–1916) родился в Восточной Пруссии. Это один из первых психологов, которые стали изучать взаимоотношения между людьми. Он создал первую школу для психологов.
Уже в юном возрасте, в 22 года, получил докторскую степень в области философии, а еще через 2 года - уже степень доктора медицины в Гейдельбергском университете. Его карьера продолжала развиваться, и к 28 годам (1891 год) Гуго Мюнстерберг получил звание профессора во Фрайбургском университете. Там же и была им организована экспериментальная лаборатория по психологии. Через год он был приглашен в Гарвадский университет и, переехав в Америку, продолжил свои исследования в области экспериментальной психологии.
Гуго Мюнстерберг
Его деятельность охватывала сферу таких интересов, как:
- Судебная психология. Была исследована и воплощена в методику проверка показаний свидетелей на достоверность.
- Психологическая терапия. Наиболее известные работы в этой области: «Психотерапия» (1909), «Основы психотехники» (1914), «Общая прикладная психология (1915).
- Педагогика в школьной практике. Здесь популярная статья - «Психология и учитель» (1910 год).
- Промышленная психология. Самые востребованные работы по данной тематике: «Психология и экономическая жизнь» (1912), «Психология и промышленная эффективность» (1913).
Гуго Мюнстерберг проявлял большой интерес к методикам управления людьми в промышленной сфере. Ему хотелось выяснить, почему так много внимания уделяется аспектам организации человеческого труда, а душевное состояние рабочих во внимание не берется. Ф. У. Тейлор разработал теорию и практику менеджмента, где подробно были изучены эффективные приемы использования оборудования и прочих объектов на производстве, а также построение рабочего дня для достижения поставленных целей. Но ни слова об эмоциональной составляющей - состоянии самих сотрудников. Именно это и стало целью разработки методики Мюнстерберга.
Деятельность немецкого психолога
В его работе «Психология и промышленная эффективность» лежит принцип управленческого менеджмента. Она основана на создании мотивации трудовой деятельности сотрудников, рассмотрении причин упадка заинтересованности в своей работе, преодолении психологических трудностей, вызванных монотонностью деятельности, исследовании профессионального подбора на занимаемые должности людей согласно их психотипу, а также способах выявления потенциальных руководителей и т.д. Он также попытался выяснить, какие условия требуются работнику для достижения максимально эффективных результатов. Все это явилось первой пробой в развитии психологических методик Мюнстерберга в области управления.
Появившаяся первая психологическая школа, которую возглавлял немецкий психолог, занималась тем, что готовила специальных психологов для различных предприятий, так как, по его мнению, психолог является важным звеном в достижении бизнес-целей. Ведь если сотрудник испытывает неудовлетворенность своей работой, то ему необходимо оказать психологическую поддержку. Для Гуго Мюнстерберга оказалось важным предметом изучения душевное состояние человека, а не машины, которые выполняют свою работу.
Немецким психологом было создано множество тестов, нацеленных на выявление чувства усталости, приемов, направленных на мотивацию труда, склонности испытуемого к разным профессиональным сферам и т.д.
Психологическое здоровье детей дошкольного и подросткового возраста
Психологическое состояний детей разных возрастов может быть скрыто от внешнего мира. И чтобы выяснить его, разработано множество методик по изучению психологического здоровья детей.
Если пропустить момент, когда ребенок получил моральную травму, то это крайне негативно скажется на его взрослой жизни. Поэтому диагностика и последующая коррекция психологического поведения дадут ребенку возможность расти и развиваться в гармонии со своим внутренним и внешним миром.
Психологическая диагностика для младших школьников
Экспресс-обследования затрагивают состояние ребенка в его эмоциональном, личностном, социально-психологическом, психофизиологическом аспектах. По результатам исследования делается вывод по специальной схеме. В нем содержится описание диагностики ребенка по всем сферам его деятельности. Можно сделать заключение о его психологическом состоянии и определить группу риска (при наличии). Далее производится психологическая коррекция (при необходимости).
Тест Мюнстберга для младших школьников основан на выявлении степени возможности сконцентрировать свое внимание и выяснении того, насколько развита кратковременная память.
Методика Мюнстерберга для младших школьников
Состояние памяти
Младшим школьникам были предоставлены 9 геометрических фигур и 12 слов (последние-поочередно). На каждую карточку уделялось времени всего по 2 секунды, а интервал между ними составлял по 1 секунде. По результатам исследования были сделаны выводы о состоянии обзорной и вербально-логической памяти. Воспроизвести все 9 фигур смогли порядка 75% учащихся. Вербально-логическая память достигла среднего значения у 60%, более низкого значения - у остальных 40%.
Познавательная активность
Методика Г. Мюнстерберга состоит из 15 частей. В каждой части - по 4 слова, из них 3 обозначают однородные понятия, а 1 не подходит по смысловой нагрузке. Именно это слово требуется школьнику исключить. У меньше чем половины детей (45%) уровень познавательной активности оказался средним, у 39% этот показатель ниже среднего, а у оставшихся 19% - низкий.
Здесь можно сделать вывод, что кратковременная память у школьников младших классов выше средней, а вот познавательная активность имеет низкие значения. Также у них низкий уровень переключения внимания, плохо развита вербально-логическая память и мышление. Связано это с тем, что именно в этом периоде дети отличаются быстрым развитием умственных способностей. А потому имеют обобщенное мышление, внимание и запоминание.
Психологическая диагностика у подростков
В этом возрасте для школьников старших классов приоритетным вопросом является выбор их будущей профессии. Для этого они проходят различные тесты и исследования, которые помогают определить их психологический тип и выявить склонность к различным сферам деятельности. Методика Мюнстерберга на внимание состоит в данном случае в базовом тестировании школьников. Особенность развития памяти, мышления и внимания, выявление темперамента и личностных качеств, наиболее частое психологическое состояние и многое другое будут определены у подростка в старших классах.
Эффект превосходства слова
Методика Мюнстерберга для подростков заключается в том, что в общей массе букв находятся полноценные слова. Обнаружить исследуемый их может благодаря имеющемуся опыту. То есть знакомые слова будут им обнаружены, а незнакомые – нет. Замечен интересный факт: если наблюдателю сообщили о целях диагностики, то он будет стараться прочитать слова в наборе букв и покажет худшую результативность, чем в том случае, если бы он не знал о том, что его ждет.
Тест по методике Мюнстерберга направлен на исследование зрительной избирательности внимания. Цель этой диагностики - не только найти как можно больше слов или заданных букв, но и выявить показатель избирательности внимания.
Стимульный материал для методики Мюнстерберга: напечатанные бланки корректурной пробы, секундомер, связанный текст.
Методика эксперимента
Представлены 3 бланка, в которых всего 10 строк по 60 строчных букв. В них требуется найти 24 конкретных буквы: Н, Т и Р. Причем на каждом бланке нужно найти только одну из представленных букв. На задание была отведена всего 1 минута.
По окончании исследования корреспонденту необходимо было письменно дать ответ (да или нет) на следующие вопросы:
- Были ли обнаружены слова в массе букв?
- Можно ли было найти требуемую букву в слове (или она не встречалась в слове)?
- Слово в буквенном наборе помогало искать букву или мешало?
Испытуемые контрольных 3 групп чаще всего давали ответ только на первый вопрос. На остальные 2 вопроса они затруднялись ответить, так как перед ними стояла цель поиска буквы, а не слов. Но 11% «обнаружили» слова в общей массе. На самом же деле слов не было в этом тесте. Что еще примечательно, букву Р находили значительно чаще, чем Н и Т. Это может быть связано с тем, что зрительный поиск «цеплялся» за хвостик буквы ниже строки. Можно сделать вывод, что показатель эффективности поиска требуемого значения чувствителен к специфике зрения.
Похожие статьи
- Методика Берга – эффективные упражнения для увеличения роста
- Проективные методики. Понятие и классификация
- Корректурная проба - удобный инструмент для исследования сенсомоторных реакций и внимания
- Тесты для подростков: их важность в процессе становления личности
- Роман Виктюк: театр - это Дом Света
- Опросник САН: интерпретация
- Методы оценки персонала. Аттестация и оценка персонала