"Дворец памяти": описание методики для запоминания
Большинство людей замечают за собой, что они быстро забывают полученную информацию. Это положение не безнадежно, можно развить свою память, но для этого необходимо потрудиться. Одна из развивающих методик - «дворец памяти» - появилась около 2 500 лет назад. Популярна она и сегодня.
Как возникла методика «дворец памяти»?
Сегодня эта мнемоническая техника имеет множество сторонников, считается, что местом ее зарождения стала Древняя Греция. Некоторые источники приписывают авторство методики Цицерону, но есть и более экзотическая история, в которой Соломон Шерешевский подсознательно воспользовался этим способом. Он был поэтом и читал стихи на празднике, а после его ухода рухнул свод здания, оставив под собой множество жертв. Даже родственники не могли их опознать.
В это время в сознании Соломона начала восстанавливаться полная картина праздника до всего случившегося, он вспомнил все до мелочей и смог указать родственникам на погибших близких. Когда же Соломон проанализировал, каким образом в его памяти проявлялась вся картинка, он смог описать первую мнемоническую технику. На самом деле ее, возможно, успешно применяли и другие люди еще раньше, но информации об этом не осталось.
Что представляет собой методика на практике
В древние времена ораторское искусство ценилось невероятно. Умение говорить убедительно и складно давало выступающим ряд преимуществ. Римляне и греки выступали на собраниях и в судах, они должны были грамотно апеллировать фактами для достижения нужного результата, а для этого необходимо свободно владеть разными речевыми конструкциями. Именно ораторы развивали практики улучшения памяти, они назвали этот метод «локи», сейчас его именуют «дворец памяти».
На практике нужно было представить хорошо знакомое место и, гуляя по нему в своем воображении, придумывать ассоциации с фразами будущей речи или частями выбранного места. Когда человек выступал, он мысленно шел по знакомому месту и собирал все тезисы в строго определенном порядке. Метод «дворец памяти» заключается в том, чтобы мысленно разместить вещи, которые нужно запомнить, в комфортной и знакомой для человека среде.
Как работает методика для запоминания
Вся работа по построению «дворца» происходит внутри сознания, в это время можно никуда не ходить, а находиться на одном месте с закрытыми глазами и добиться хорошего результата. Как построить "дворец памяти" в своем воображении и как это работает?
С помощью данной методики человек способен строить крепкие связи, завязанные на ассоциациях. Это дает возможность запоминать большие объемы информации. Главная задача - выстроить все элементы информации в правильном порядке, а потом при необходимости оперативно извлечь ее из глубин памяти. «Дворец памяти» - техника довольно мощная. Для создания необходимо представить здание, в котором много комнат, переходов и галерей. Пусть этот образ прочно запечатлеется в сознании. Со временем этот дворец наполнится мебелью, картинами, зеркалами, статуэтками и прочими вещами, которые будут ассоциироваться с информацией, необходимой для запоминания.
Сам дворец со временем тоже может изменяться, разрастаться и стать большой частью вымышленного мира, в котором, как в архиве, хранится ваша информация. Когда ее потребуется извлечь, хозяину дворца нужно будет просто отправиться в виртуальную прогулку по своим владениям.
Необязательно «дворец памяти» является вымышленным местом - это может быть реальное, хорошо знакомое здание с настоящими вещами и предметами, соответственно, ассоциации можно связывать с ними.
С чего начать работу в мнемонической методике
Как строительство реального дворца, так и виртуального, занимает определенное время. Первые попытки строить ассоциативные связи могут быть неудачными, но с каждым разом процесс будет проходить легче и быстрее, пока не дойдет до автоматизма. «Дворец памяти» – методика, позволяющая развивать свою память бесконечно и даже через годы с легкостью извлекать из подсознания необходимую информацию.
В этом деле важна практика, а начинать можно с самых простых и банальных вещей, таких как закупка продуктов.
Возьмем для примера такой список: сливочное масло, помидоры, моющее средство, пшеничная крупа, ксероксная бумага, молоко, кошачий корм и чай.
Для каждого из этих пунктов необходимо придумать ассоциативный крючок, за который зацепится память. Максимально правильный вариант - это все слова связать в одну историю, то есть все комнаты должны быть в одном дворце. История может получиться абсурдной, и даже если в жизни такой сюжет невозможен, это не играет никакой роли, потому что в воображении возможно все.
История, составленная с учетом списка
Итак, вернемся к нашему списку и построим собственный дворец памяти, свою историю. Пример ассоциативного ряда:
«Мистер Х был весьма странной наружности, именно поэтому люди его старались избегать, он и сам не спешил сближаться с людьми, не любил отвечать на вопросы, иногда глупо молчал в разговоре, будто воды в рот набрал. Кожа у него была белая, как молоко, а потому на ней хорошо были видны веснушки, казалось, кто-то рассыпал пшеничную крупу на белый лист бумаги. На лице ярко выделялся нос, красный как помидор. Волосы чайного цвета казались масляными и прилизанными, так и хотелось налить на них моющего и вспенить хорошенько, но неизвестно, был бы результат. Единственное живое существо, которое его любило, – это кошка. Она знала, что он неизменно принесет ей что-нибудь вкусненькое в конце дня».
Все слова оказались в одной логической связке. Даже сложно представить, что какой-то из товаров будет забыт. Числа и имена также можно запоминать с помощью подобной схемы. В данном случае нужно обращаться к своей памяти, чтобы извлечь образы, которые будут ассоциироваться с числами или именами, и связать их в своем воображении.
Примеры из истории
В истории есть личности, которые успешно практиковали мнемонику и именно благодаря этому добились высоких результатов в своей деятельности. Такой яркой личностью был Маттео Риччи. «Дворец памяти» сделал знаменитым священника-иезуита, который жил в XIV веке.
Риччи за 10 лет смог выучить китайский язык и хорошо ориентировался в разных диалектах. У него была репутация ученого и мудрого человека. Кроме того что он имел блестящее образование, хорошо владел принципами мнемотехники. Он обучал и китайцев. «Дворец памяти» он строил в зависимости от объема материала, который нужно было освоить и запомнить. Когда информация была особо сложной, он выстраивал здание, которое могло состоять из других помещений разной высоты и величины, но они были соединены между собой логическими связями.
Если учесть, что все эти сооружения возводились в воображении, а использовались в реальной жизни, то можно только догадываться о его уровне совершенства и мастерства в мнемотехнике. В своей практике Риччи допускал использование не только дворцов, но и беседок, общественных зданий и даже храмов, если ассоциации с ними были яркими.
Маттео Риччи благодаря своим способностям смог сдать экзамен и получить в Китае высокую государственную должность - до этого ни один европеец не смог сделать подобное. В экзамен входили произведения китайской поэзии и классики. Лишь 1 % людей сдавал такой экзамен.
Он учил образы и понятия помещать в дворцы, а китайцы успешно использовали эту методику.
Труд Дж. Спенса
Джонатан Спенс – йельский историк - выдал несколько трудов и монографий, среди которых «Дворец памяти Маттео Риччи». В книге описаны сложные мнемонические схемы, которыми пользовался Маттео. И те, при помощи которых он выстраивал свой «дворец памяти». Книга эта есть только в оригинале и не переведена на русский язык. В ней описан основной принцип работы.
Нужно представить, будто входишь в большой дом и видишь комнату, в которой стоят книжные полки и столы. На каждой поверхности в комнате нужно оставить свои воспоминания, пока все места не будут заполнены. Теперь можно переходить в другую комнату, вызывать актуальные воспоминания, снова возвращаться назад тем же путем и активизировать оставленные идеи.
Насколько реально освоить технику «дворец памяти»
В примитивном виде люди используют мнемонические техники в реальной жизни, даже не догадываясь об этом. Когда идут за чем-то в комнату, а придя, не помнят, что хотели, тогда они возвращаются обратно и восстанавливают картинку, вспоминая, что им было нужно. Это работает, но методика «дворец памяти» подходит не всем. Человек с творческим потенциалом и развитым воображением может успешно освоить эти механизмы.
Если с фантазией есть проблемы, то можно использовать простые мнемонические системы, которые помогают развивать память. Их достаточно для того, чтобы успешно и планомерно работать над собой.
Похожие статьи
- Что такое соматические заболевания? Развитие и лечение
- Актер Джонатан Беннетт: биография, фильмы, личная жизнь
- Полезные книги по саморазвитию, творчеству, бизнесу. Умные книги для женщин и мужчин
- 5 лет ребенку - чему и как учить? Развивающие игры и занятия для пятилетнего ребенка
- Что такое мнемотехника? Приемы мнемотехники
- Интеллектуальная карта - шаг к успеху. Зачем нужна интеллектуальная карта и как ее создать?
- Выясни, как развивать память, не напрягаясь