Эльфы (Средиземье): история, имена. Истории Средиземья
Эльфы Средиземья - Свободный Народ, рожденный из Музыки Айнуров под звездами Йаванны. Старшие дети Илуватара. Прекраснейшие из существ, когда-либо населявших Арду. Их совершенные тела не нуждаются в сне. Они способны общаться без слов. Их жажда мудрости и знаний неутолима. Они преуспели в искусствах и ремеслах, именно они выковали Кольца власти и создали Сильмариллы. Но не будем забегать вперед...
Музыка Айнур
Эру Илуватар - создатель всего сущего, обитающий в Пустоте, первыми сотворил себе помощников - Айнур, что в переводе с квэнья означает ”Священные”. Это высшие существа, смысл существования которых - творение. Будучи бесплотными духами, они могли становиться зримыми или принимать физический облик.
Эру задал им музыкальные темы. Вначале Айнур пели поодиночке или небольшими группами, постепенно учась и пытаясь понять великий замысел создателя. Вскоре Илуватар объединил их, задав им Великую Музыку и позволив трактовать ее по своему усмотрению, добавляя в нее что-то новое.
И слились их мелодии в одну, и рожденная ими Песнь заполнила все вокруг, пронзила великую Пустоту и перестала она быть пустотой.
Противостояние Мелькора
Долго Илуватар наслаждался Музыкой, пока Мелькор, величайший из Айнур, наделенный дарами Создателя более своих собратьев, не решил изменить мелодию, вплести в нее свои мысли, родившиеся в путешествиях по Пустоте.
Обуреваемый гордыней, он решил, что Эру в его праздности не до Пустоты. Он захотел сам давать жизнь своим творениям. Мелькор внес разлад в стройный хор Айнур.
Мелодия разбилась, превратившись у трона Илуватара в бушующий шторм. Эру остановил хор Айнур и, взмахнув левой рукой, велел начать вторую тему. Но и тут Мелькору удалось вмешаться и сломать мелодию Айнур.
Рассерженный Илуватар приказал начать третью мелодию. Она была прекрасна и исполнена страдания и грусти. Тема Мелькора по прежнему была сильна и полна собственной гармонии, но все же ей не удалось на этот раз внести разлад в хор Айнур. Мелодия Эру поглотила ее, вплетая в собственный узор.
Создание Эа
Илуватар решил показать всем Айнур и Мелькору, к чему привела их борьба. Он спустился в Пустоту, сделал песню Айнур зримой и показал им историю Мира, скрыв от них эпоху заката Перворожденных и следующие за ней времена. Многие Айнур захотели прийти в новый Мир.
Тогда Эру Илуватар пообещал им зажечь Неугасимое пламя в Пустоте и создать Мир, чтобы они могли спуститься туда. Так появилась Эа - вселенная, величайшим в которой было королевство Арда (Земля). Айнур хотели подготовить ее к приходу Детей Эру Илуватара, эльфов и людей. Навсегда став добровольными заложниками Арды, Айнур превратились в Валар и Майар - Стихии и Духов нового мира.
Мелькор также захотел спуститься в Арду, но с одной лишь целью - поработить детей Эру и встать во главе Арды. Его план провалился, и Мелькор отправился в Пустоту, возвращение из которой принесло ему еще большее разочарование. Он увидел, как Валар преобразили мир в его отсутствие, и разгневался. Так началась война Мелькора и Валар за власть в Арде.
Дети Эру Илуватара
Детьми Илуватара считаются два вида существ: Эльфы (Квэнди, Перворождённые) и Люди (Атани, Пришедшие Следом). Эльфы считаются старшими. Жизненный цикл эльфов от рождения и до возможной смерти не имеет даже приблизительных границ, поскольку изначально они бессмертны, но их можно убить или они могли умереть от горя, тоски или усталости от мира.
Воплощенные во время второй темы Музыки, эльфы Средиземья навсегда привязаны к Арде, не могут существовать вне ее и даже после смерти не могут ее покинуть, но могут продолжить жить в ней, получив от Айнур новые тела.
Еще в Предначальную эпоху среди эльфов возник раскол, часть их - эльдары - впоследствии ушли в Великий Поход, достигнув Амана, другие - авари - остались в Средиземье, оставшись глухи к Зову Валаров.
Настала Первая эпоха - эпоха истинного могущества эльфов. Их сила была настолько велика, что они могли противостоять Мелькору, но, постепенно силы их слабели, и к концу третьей эпохи большинство эльфов Средиземье покинуло.
С людьми у эльфов сложные отношения. В первую эпоху они поддерживали дружбу с истерлингами (вастаками) и аданами, но после того, как вастаки перешли на сторону Мелькора, только аданы и их потомки остались союзниками Перворожденных.
Брачные традиции Эльфов
Эльфы Средиземья очень серьезно относились к браку и, несмотря на то, что в большинстве своем обзаводились семьей еще в юности, женились только раз в жизни. Союзы эльдар создавались всегда по любви или по крайней мере по добровольному согласию обеих сторон.
Семейная жизнь была естественным способом существования эльфов. Часто они избирали себе спутника очень рано, некоторые еще в детстве. При достижении влюбленными возраста вступления в брак их семьи встречались и объявлялась помолвка.
Пара обменивалась серебряными кольцами, помолвка длилась не менее года. В течение этого времени договоренность можно было расторгнуть, вернув при свидетелях кольца. Кольца затем переплавляли и уже никогда не использовали их для обручения.
После обручения пара должна была выбрать дату свадьбы. Праздник устраивали обе семьи. В конце ритуала, после торжественного пира, родители благословляли новобрачных и они возвращали друг другу серебряные кольца, взамен которых обменивались золотыми. Носили их затем на указательном пальце правой руки.
Все обряды, связанные со вступлением в брак, были всего лишь данью традиции, обычаями, символизирующими любовь родителей и стремление семей объединиться. В годы лишений, бедствий и изгнания достаточно было одного лишь обоюдного согласия быть вместе, скрепленного благословениями. Союз признавался законным.
Отношение к детям
Эльфы очень привязаны к своим детям, но, несмотря на это, детей в эльфийских семьях бывает немного, обычно не больше четырех. Дело в том, что зачатие и вынашивание ребенка отнимает слишком много жизненной силы, поэтому эльфы стремятся обзавестись потомством еще в юности. Позже их поглощают другие интересы, и желание продолжать род постепенно исчезает.
Несмотря на то, что эльфы считают узы брака священными, супруги не обязаны были жить вместе. Каждый из них - отдельная, самостоятельная личность со своими интересами и потребностями. Но пары никогда не разлучались по доброй воле в период ожидания ребенка и первые годы его жизни. Именно поэтому эльфы предпочитали заводить детей в периоды спокойствия и мира.
Традиция давать имена
В произведениях, описывающих мир Средиземья, рассказывается о необычных правилах дарования имён у эльфов. Например, у эльфов Валинора было четыре имени.
Первое имя давал отец сразу после рождения, оно отражало либо имя отца, либо имя матери. Второе, повзрослев, эльф получал от матери, оно являлось отражением его личности, способностей, судьбы.
Третье имя, или «после-имя», эльф получал значительно позже, обычно это был почётный титул. Четвертое эльф мог выбрать себе сам.
Первые два имени считались «истинными именами» и использовались обычно только близкими и друзьями.
Ознакомиться со списком эльфов Средиземья, а также узнать больше об этой и других традициях вы можете, прочитав "Сильмариллион", «Неоконченные сказания» и «Историю Средиземья».
Концепция социального равенства
Мужчины и женщины-эльфы равноправны во всем, за исключением разве что рождения детей. Однако природные склонности накладывают определенный отпечаток на род занятий, например, считается, что женщины - лучшие целительницы, а мужчины - воины. Тем не менее среди мужчин-эльфов немало великих целителей, а женщины, в случае нужды, могут превосходно владеть оружием.
Эльдар считают, что причинение смерти, даже вынужденное, лишает целительной силы. Вот почему мужчины-целители берутся за оружие только в случае крайней необходимости. И именно поэтому целительство - в основном прерогатива женщин, ведь им не нужно сражаться.
Клан Ваниар, Светлые
Клан светловолосых эльфов, предводитель которого Ингвэ является верховным королем всех Эльдар. От озера Куивиэнен они ушли в Валинор. Это единственный эльфийский народ, полностью покинувший берега Вод Пробуждения.
Наибольшее влияние на Светлых оказал Манвэ - повелитель воздуха, второй по могуществу из Айнур. Манвэ и его жена Варда любили Ваниар больше других эльфийских народов. Манвэ подарил Ваниар дар пения и поэзии. Его взгляды сформировали мировоззрение Ваниар. Именно благодаря ему Светлые покинули Средиземье и никогда потом не сожалели об этом.
Квенья был языком Ваниар, хотя и претерпел некоторые характерные изменения.
Клан Тэлери, Третьи
Тэлери - самый многочисленный клан эльфов, многочисленный настолько, что они избрали себе двух вождей, Эльвэ и Ольвэ.
Полюбившие сумрак и воды Куивиэнена Тэлери долго пребывали в нерешительности, пытаясь понять, а хотят ли они променять все это на яркий свет Валинора. Они всегда могли договориться с окружающим миром, и прежде всего с собой. Эта склонность к компромиссам мешала им принимать решения.
Тем не менее, когда их вождь Эльве не смог отправиться в путь со своим народом, так как не захотел расстаться со своей любимой майа Мелиан, эльфы, прозванные впоследствии синдар (сумеречные эльфы), предпочли остаться со своим королем. Разлученные с морем, они были обречены на вечную тоску по нему. Не является ли эта жертва лучшим доказательством их решительности, мужества и верности?
Эта любовь к морю сыграла трагическую роль в дальнейшей судьбе Тэлери, когда их любимые творения - корабли - стали причиной жестокой резни, затеянной Феанором, и других страшных событий, навсегда изменивших жизнь Тэлери и историю Средиземья.
Лесные Эльфы
Лесными Эльфами называют эльфов, живущих в северном Лихолесье и Лориэне. Они происходили из Тэлери, той их части, что во время Великого Похода осталась в Андуинской Долине.
Лесные эльфы постепенно разбились на отдельные разобщенные племена, укрывшиеся за Мглистыми горами. Тем не менее они всегда помнили о своих корнях и о том, что происходят из Третьего клана, поэтому были в хороших отношениях с нолдорами, а особенно с синдарами.
Из-за удаленности племен друг от друга язык эльфов претерпел значительные изменения. Но главным все же оставался синдарин, пусть и сильно искаженный.
Несмотря на то, что язык эльфов со временем начал отличаться от синдарина так сильно, что они поначалу не могли понять друг друга, вскоре выяснилась его связь с эльдаринскими языками.
Лесные эльфы не имели письменности. Только немногие из них научились писать на синдарине. К сожалению, о языках Лесных эльфов не осталось практически никакой информации, кроме разве что нескольких имен, названий и слов. К концу третьей эпохи говорить на этих языках, вероятно, совсем перестали.
Эльфийские языки
Все эльфийские языки Средиземья происходят от праквэндийского языка, на котором эльфы говорили после пробуждения. Как вы помните, разделение на кланы у них существовало изначально, а после произошло еще и разделение на Эльдар (ушедших в поход) и Авари (тех, кто остался).
О языке Авари известно мало, буквально несколько слов. Известно также о множестве наречий Авари.
Языки Эльдар изучены гораздо лучше. Джон Толкин часто говорит об одном общем языке Эльдар, на котором изначально говорили три клана, отмечая при этом, что разделение языков у них произошло задолго до разделения эльфов на Эльдар и Авари. Напрашивается вывод, что общеэльдарийнский язык состоял из нескольких диалектов.
Как бы там ни было, Эльдар были разделены на три народа: Ваньяр, Нолдор и Тэлери. Нолдор и Ваньяр говорили на квенья - Высоком Эльфийском, а точнее на двух его диалектах. Язык Тэлери разделился в соответствии с разделением самого народа на нандорин (нандор), синдарин (синдар) и тэлерин - язык Тэлерин, пришедших в Валинор.
О нандорине практически ничего не известно, осталось лишь несколько слов. Тэлерин изучен лучше, и есть основания считать его одним из диалектов квенья.
Так или иначе, основными эльфийскими языками считаются квенья и синдарин, созданию которых Джон Толкин посвятил много времени. Несмотря на то, что в ранних работах эти языки назывались иначе и принадлежали другим народам, идея сохранения двух родственных, но при этом несхожих языков, сохранялась на протяжении всей жизни писателя. Он достиг такого совершенства в разработке этих языков, что на них можно свободно общаться и даже писать стихи.
Подробно об истории Средиземья вы можете прочитать в сборнике мифов и легенд “Сильмариллион” Толкина, где исторические события описываются с точки зрения валар и эльфов. Книга была издана уже после смерти писателя, его сыном.
Похожие статьи
- Кладдахские кольца: описание, легенда, значение
- Женские эльфийские имена: список и значение
- Как нарисовать эльфа поэтапно карандашом?
- Орки Средиземья: народы и расы Средиземья
- Персонажи «Властелина Колец»: объять необъятное
- Что такое Мордор: вся информация о данной территории
- Актер Иэн МакКеллен – биография, фильмография, личная жизнь и интересные факты