Завод Климова: история и продукция
Машиностроительный завод им. Климова известен в России и в мире как ведущий разработчик авиационных газотурбинных силовых установок. Является структурным подразделением ОДК (Объединенной двигателестроительной корпорации). Основная специализация компании – конструирование, сопровождение и обслуживание вертолетных моторов для большинства моделей и модификаций геликоптеров марок «Ми» и «Ка».
Создание предприятия
В начале 1910-х автомобильный бум вслед за Парижем, Лондоном и Берлином докатился до Северной столицы. Каждый месяц в Петербург прибывали десятки новых машин, большей частью марки «Рено». Их приобретали как частные лица, так и государственные службы. Пять авто оказалось и в царском гараже.
В какой-то момент настала острая необходимость в их ремонте. В 1912 году группа предпринимателей зарегистрировала Общество автолюбителей «Рено», целью которого было налаживание ремонта и ТО. В 1914-м императором Николаем II было выдано Высочайшее разрешение на запуск завода Климова.
Первые годы
Не успело предприятие начать работу, как началась 1-я мировая война. Обществу поступили заказы на военную продукцию. Прежде всего военное ведомство интересовали тяговитые моторы, которые можно было бы устанавливать на транспортные средства, бронетехнику и даже аэропланы. Завод Климова начал собирать и ремонтировать силовые установки серии Renault 12F.
К 1916 году это было уже крупное предприятие с производственными мощностями в Петербурге и Рыбинске. В Северной столице работало порядка 10 000 человек, многие из которых имели высокую квалификацию. Кстати, авиамоторы «Рено», производимые в России, использовались как на аэропланах французской конструкции, так и на отечественных моделях. В частности, они устанавливались на тяжелом аэроплане Слесарева и самолете-гиганте «Илья Муромец» конструкции Сикорского.
Революция
По иронии судьбы, на одном из самых богатых предприятий С.-Петербурга действовала мощная ячейка революционеров. Отряд заводчан даже принимал участие в штурме Зимнего дворца, предпринятом большевиками в 1917 году.
После прихода новой власти завод Климова был национализирован. Так как производственные связи с Францией были потеряны, предприятие искало новые ниши для развития. Важным достижением стал запуск в серию самолета М24 класса «летающая лодка» с двигателями от ЗиК. В 1925 году начался выпуск мотоциклов моделей «Л» и «С». Одновременно совершенствовалось производство моторов. В частности, здесь собирались силовые установки М5 для легких танков серии Т-26, Т-28.
Предвоенные годы
В конце 1920-х началась государственная программа по механизации сельского хозяйства. Развитие тракторостроения требовало большого количества узлов и агрегатов. В 1929 году на заводе начали производство запасных частей к двигателям иностранных и отечественных тракторов «Интернационал», «Форзон-Путиловец», «Джон Рид», «Катерпиллер».
В 1931 военные разместили долгосрочный заказ на выпуск боеприпасов, главным образом бронебойных 37-мм снарядов. С 1932 года велись работы по адаптации мощных авиамоторов М25 для новых танков БТ-5 и БТ-2.
Война
До того как Ленинград попал в блокаду, основные мощности моторного завода успели эвакуировать в Уфу. Здесь был освоен выпуск силовой установки М105 конструкции В. Я. Климова. Данные моторы устанавливали на истребители и штурмовики Як-1, Як-2, Пе-2, ЛаГГи. Позже агрегат был модифицирован с увеличением мощности до 1650 л. с.
На промплощадке в осажденном Ленинграде также производили военную продукцию. В частности, детали для катюш. В 1947 году Климов был направлен директором и генеральным конструктором на возрожденное предприятие.
Дальнейшее развитие
С 1948 года на заводе Климова возобновлен выпуск авиадвигателей. Их устанавливали на самолеты серий «МиГ», «Ту», «Ил». В 1960-х освоено производство реактивных двигателей для ракетной техники, в том числе стратегического назначения.
В это же время (с заметным запозданием) начата разработка принципиально новых летательных аппаратов – вертолетов. Предприятию поручили конструирование и испытания моторов для геликоптеров. На заводе им. Климова с успехом выполнили непростую задачу, став ведущими разработчиками вертолетных двигателей.
В 1971 был разработан инновационный для своего времени авиадвигатель РД-33 для массового истребителя легкого класса «МиГ-29». Надежный, с высокими эксплуатационными характеристиками, он стал одним из самых массовых изделий завода. За его создание коллектив удостоен Госпремии СССР.
В 1990-х заводчане совершили очередной технологический прорыв. Ими были созданы уникальные реактивные регулируемые сверхзвуковые сопла с отклоняемым вектором тяги. С 2006 года предприятие занято в проектах по разработке авионики пятого поколения.
Продукция
Сегодня ассортимент силовых установок для вертолетов компании «Климов» насчитывает 6 основных моделей, не считая многочисленных модификаций. Это:
- ТВ2-117 (относятся к классу мощности 1500 л. с.).
- ТВ3-117 (2000-2400 л. с.).
- ТВ7-117В (2500-3000 л. с.).
- ВК-800В (500-800 л. с.).
- ВК-2500 (2500 л. с.).
- ВК-2500П(ПС) (2500-2800 л. с.).
Также предприятие выпускает 5 моделей авиационных моторов:
- РД-33 и модификации (класс тяги 8000-9000 кгс).
- РД-33МК.
- СМР-95 (8300 кгс).
- ТВ7-117С и модификации (2500-3000 л. с.).
- ВСУ (турбостартер).
Самым массовым является РД-33. Он устанавливается на фронтовые легкие истребители «МиГ-29» и его модификации.
Похожие статьи
- Основные виды промышленности: металлургическая, химическая, машиностроительная, легкая и пищевая
- Тракторы Джон Дир (John Deere). Технические характеристики
- Инструкция по применению и отзывы: "Рекицен РД"
- Мария Климова: биография и карьера актрисы
- Александр Боярский: биография, творчество, причина смерти
- Кинорежиссер Элем Климов: биография, фильмография и интересные факты
- Самые красивые актрисы России: рейтинг, топ-10