Как написать сочинение на тему: "Мой первый учитель"?
Одним из самых часто встречающихся сюжетов школьных сочинений традиционно становится рассказ о первом учителе. Это задание можно понимать по-разному. Сочинение на тему «Мой первый учитель» совершенно не обязательно предполагает, что школьник будет писать об учительнице начальных классов, и это сразу снимает множество вопросов. Во-первых, писать о школьном учителе может быть очень некомфортно – ребенок чувствует себя скованно, неуверенно. Во-вторых, его ассоциации с этим человеком могут быть далеко не всегда позитивными, и не каждому ребенку придет в голову искренне об этом рассказать в школьной тетради, так как дети интуитивно чувствуют, что это не совсем этично и неестественно. Наконец, чаще всего эта тема дается в четвертом классе, то есть тем самым первым школьным учителем, и понимать задание как сочинение на тему «Первый учитель 1 класса» совершенно неуместно.
При этом, если грамотно подготовить школьника к написанию сочинения на тему «Первый учитель», 4 класс – очень удачное время для осмысления того, кто именно сыграл в жизни ребенка эту роль.
Предварительная беседа
Удачно и легко написать сочинение на любую тему в большинстве случаев возможно только после правильной подготовки и предварительной беседы, которая настроит ребенка, прояснит ход его мысли.
Беседа перед сочинением на тему «Мой любимый первый учитель» в первую очередь предполагает разговор о том, что подразумевается под этим словом. Обычно, и это совершенно предсказуемо, ребенок понимает под этим словом только школьного учителя, и это узкое понимание слова нужно снять. Можно рассказать ребенку о том, что учатся не только в школе, что учитель – это человек, который не только обучает чему-то, но и заинтересовывает, вдохновляет, проявляет живой интерес к тому, что чувствует и знает ребенок, а главное – тот, который меняет человека и его жизнь.
Рассказ о своих учителях
В разговор, предваряющий написание школьником младшего звена мини-сочинения на тему «Мой первый учитель», очень уместно включить рассказ взрослого о том, кого он считает своими учителями и кто сыграл в его жизни значительную роль, перевернув или изменив ее. Это поможет ребенку осмыслить понятие «учитель», подумать над тем, кого он может считать таким человеком. Именно в этом случае его рассказ будет не формальным выполнением задания, а событием, помогающим ребенку осознать роль других людей в его судьбе.
Выбор персонажа
Следующий этап подготовки к сочинению – это выбор того лица, о котором будет писать ребенок. Следует обсудить с ним, кого конкретно можно назвать его учителями. Это может быть тренер или даже помощник тренера, близко знающий ребенка и помогающий ему; руководитель вокального ансамбля, в котором занимается ребенок; друг семьи, заботящийся о нем и участвующий в его жизни, и т. д. Очень часто дети приходят к выводу о том, что их первые учителя – это родители или близкие родственники, с чем очень трудно, да и не нужно спорить. Нередко также ребенок называет среди своих учителей своих друзей, которые чуть старше его, или старшего брата или сестру. Это тоже совершенно понятно, так как именно старшие дети вводят ребенка в тот мир, который был бы ему недоступен без их участия, открывают для него то, что не может открыть ни один взрослый. Выбор конкретного человека – это право ребенка, ограничивать его в этом не стоит, так как от того, насколько искренне и заинтересованно он будет писать, зависит результат и продвижение ребенка в этом умении.
Беседа с ребенком на эту тему будет очень полезна и взрослому. Прекрасно, если первым учителем ребенок признает именно школьного работника, тогда его рассказ фактически будет сочинением на тему «Моя первая учительница», ведь это слово понимается именно как «учитель первоклассника».
Составление плана
Перед тем как приступить к работе над текстом, нужно обсудить с ребенком, что именно он собирается писать. В план сочинения можно включить следующие пункты:
- Что я знаю о своем первом учителе. Что из этого важного для меня. Представление человека, факты о нем.
- Каким я представляю своего учителя, как его чувствую, что знаю о нем.
- Какой мне запомнилась первая встреча. Где и как это происходило.
- Когда я понял, что этот человек важен и интересен мне.
- Почему я считаю его своим учителем. Чему он меня научил.
- Чему я учусь у него и чему бы хотел у него научиться.
Разумеется, можно выбрать из этих пунктов два-три. Например, кратко представить человека и рассказать о том, чему ребенок учится у него и чему хотел бы учиться дальше.
Факты и наблюдения
В представлении человека в сочинении на тему «Мой первый учитель», кроме называния имени персонажа, его профессии и места работы, нужно рассказать, что в его жизни важно для автора сочинения. Следует упоминать не только факты биографии, но и те, которые касаются ребенка и имеют для него значение. Часто дети знают довольно мало об образовании, судьбе и образе жизни своих наставников и представляют себе их жизнь только со своего ракурса. Однако с этого детской точки зрения видны такие особенности человека, которые, возможно, никогда не заметит взрослый и никогда не посчитает их «фактами». Дети очень наблюдательны, и, возможно, не стоит отбрасывать их наблюдения как не имеющие значения, коррекция этих маловажных деталей может заключаться только в доведении да законченного, оформленного высказывания.
Скажем, ребенку может казаться важным, что человек носит часы на правой руке, или что он предпочитает ходить по определенному маршруту, или пьет только несладкий чай. Эти детали отмечаются ребенком как важные, и ему сложно осознать и объяснить, почему они вызывают его интерес и чувство симпатии. Ребенку можно помочь оформить свои мысли. Например, можно сказать: «Так больше не делает никто из моих знакомых взрослых, поэтому мне кажется, что мой учитель особенный, мне интересно за ним наблюдать и думать, почему он так делает».
Каким представляется мне мой учитель
Вряд ли стоит добиваться от ребенка психологических наблюдений и анализа. Скорее всего, школьник ответит стандартно, отметив, что этот человек, например, красивый или умный. В этом случае стоит поговорить с ним о том, какими вообще могут быть люди, какие у них могут быть черты характера и какие из них присущи человеку, о котором он пишет. Самый легкий способ предложить ребенку выбрать один из вариантов ответа - предложить равноценные с этической точки зрения пары: общительный или молчаливый, часто смеется или редко, строгий или мягкий. Это поможет ребенку понять, что само по себе качество характера не является преимуществом.
Когда я понял, что этот человек важен для меня
В сочинении на тему «Мой первый учитель» более чем уместным будет рассуждение ребенка о том, когда он стал понимать, что этот человек является для него авторитетным, что он хотел бы в чем-то быть похожим на него.
Детское мышление очень сильно отличается от взрослого. Ребенок может ответить на этот вопрос предельно просто: «Я знал это всегда». Или: «Сразу». В этом случае следует оформить именно эту мысль.
Чему я учусь и хочу научиться
При раскрытии этого или подобного пункта плана следует обратить внимание ребенка на то, что обычно мы учимся у людей не только тому, что они нам специально преподают. Например, тренер по художественной гимнастике может не только учить садиться на шпагат или прыгать через скакалку, но и приветливому общению, умению аккуратно одеваться, много трудиться, быть настойчивым, вежливым, помогать другим, а также вполне конкретным вещам: делать прическу, макияж, вести дневник, мириться с друзьями и т. д.
Возможно, размышления на эту тему помогут ребенку осознать, чему именно он хотел бы научиться у своего учителя. Скажем, мальчик может быть заинтересован в умении легко общаться, быть авторитетным, умелым, водить машину. Направив мысли ребенка в нужное русло, взрослому удастся использовать сочинение на тему «Мой первый учитель» для того, чтобы еще раз расставить жизненные приоритеты.
Размышление о том, чему ребенок учится и хотел бы научиться у своего учителя, видимо, должно быть завершающим, итоговым в сочинении, и именно на нем стоит ставить акцент.
Похожие статьи
- Сочинение "Осень золотая": работа с полотнами Левитана
- Как переустановить Windows: инструкция для чайников
- Как закончить вязание шарфа, красиво оформив край
- Геленджик, аквапарк. Геленджик, "Золотая бухта": адрес, фото, отзывы об отдыхе
- День инженера-механика: поздравления и история возникновения
- Рецепт детского печенья для любимых малышей
- А.Н. Островский, «Гроза»: краткое содержание для школьников