Стихотворение «Лиличка!», Маяковский: анализ, характеристика и особенности

0
0

Маяковский всегда считался одним из самых необычных поэтов. И манера, в которой написаны его стихотворения, не знает аналогов во всей мировой литературе. Каждый читатель решает для себя сам, любить его произведения или нет. Однако равнодушными они не оставят никого.

анализ лиличка маяковский

Любовь поэта

Проводя анализ «Лилички» Маяковского, в первую очередь стоит упомянуть о дате написания произведения – это 26 мая 1916 года. Стихотворения Маяковского – яркие и смелые. Точно такой же была и жизнь самого поэта, полная различных событий, противоречий. Он не умел лебезить перед другими и лез в самую гущу событий, очертя голову. И таким же поэт был и в любви – он окунался в нее словно в омут. Часто случается так, что любимая женщина становится для творческого человека музой. Также случилось и с Маяковским. Его поэтической музой стала Лиля Брик. Чувства, которые испытывал поэт к этой женщине, больше были сравнимы с одержимостью.

Стихотворение, анализ которого рассматривается в данной статье, является одним из многих произведений, посвященных Лиле Брик. На момент его написания отношения между Маяковским и его возлюбленной были весьма неоднозначными. Чувства поэта были пылкими, а девушка тяготилась отношениями, которые, по ее мнению, давно следовало завершить.

анализ стихотворения лиличка маяковского

Композиция произведения

Анализ «Лилички» Маяковского показывает: произведение представляет собой лирический монолог, в котором отображено движение мыслей и чувств автора. Поэт условно делит его на две композиционные части. Первая представляет собой самораскрытие героя. Вторая состоит всего из трех строк и содержит в себе просьбу к возлюбленной.

Первая часть

Первая композиционная часть, в свою очередь, состоит из двух блоков. В первом речь идет о развитии взаимоотношений с возлюбленной. Второй же является условным, он образно передает переживания героя. В первом блоке все события описываются с помощью глаголов прошедшего времени. Проводя анализ «Лилички» Маяковского, школьник может указать: поэт переживает будущее настолько реально, что готов проститься со своей возлюбленной уже сейчас. В конце блока описываемые события представляются как произошедшие (глаголы стоят в прошедшем времени – «короновал», «выжег») или же как предстоящие – «забудешь, растреплет». Но форм настоящего времени совсем нет.

лиличка маяковский стих анализ

Литературные приемы во втором блоке первой части стихотворения

Анализ «Лилички» Маяковского также показывает, что второй блок первой части построен на литературном приеме антитезы. Свободный мир животных (быка, слона), основанный на гармонии, противопоставляется душевной закрепощенности, страданиям лирического героя. И первая часть завершается риторическим вопросом. С помощью приемов аллитерации (звуки «л», «с», «х», «ж», «ш») и инверсии воспроизводится не только звук шелестящих листьев, но и вызывается зрительно-слуховая ассоциация с осенним временем года, символизирующим безнадежность.

В заключительной части произведения неожиданно мягко озвучена просьба лирического героя. В ней звучит и прощание, и прощение возлюбленной. Применяется аллитерация (звуки «д», «т», «с», «н»), а также ассонанс «а» - «о» - «э». Это придает особенно выразительное звучание заключительному аккорду произведения.

лиличка маяковский анализ кратко

Метафоры

В своем произведении поэт вводит различные типы метафор, причем все они развернутые – «слов сухие листья». Душа представляется как «некогда цветущий сад, выжженный любовью». С помощью метафор умозрительное и абстрактное (душа, любовь) приобретает черты живого, наполняясь вполне конкретным содержанием.

Также в произведении используется и синекдоха – разновидность метонимии. Применение этих методов Маяковским поражает своей зрелищностью: «Сердце в железе», «тело в улицу брошу я». Чувства лирического героя выражаются не посредством отвлеченных понятий, а через метафоры.

Гиперболизация

Любовь поэта к Лиле была огромной, и все, что он переживал, гиперболизировалось. И чрезмерность его переживаний требовала исключительных средств выражения. Обращаясь к природным образам (бык, слон, море, солнце), поэт описывает их огромными. Из мира животных гипербола переносится и в сферу человеческих взаимоотношений. Лирический герой противоположен тому поэту, для которого важнее всего деньги и слава.

Самой высокой точкой гиперболы является заключительная часть, основанная на аллюзиях – автор говорит о том, что «не бросится в пролет», «не выпьет яда». Анафора союза «и», а также повтор частицы «не» еще больше усиливают эту часть гиперболы.

Лирический герой произведения

Анализ стиха «Лиличка» Маяковского должен содержать и описание особенностей лирического героя произведения. Он надеется, что его просьба все-таки будет услышана. Одна из ключевых фраз стихотворения – «крученыховский ад». Именно таким является внутреннее состояние лирического героя. Ад – это место, где страдают согрешившие души, пренебрегшие путем покаяния. Но лирический герой не раскаивается – он, наоборот, жалуется на свое состояние. И происходящее на этом пути вполне закономерно. Ведь лирический герой избирает путь греха – потому и страдает. О своей жертве во имя любви он кричит в состоянии отчаяния. Читатель становится свидетелем духовной несостоятельности героя, которая и приводит к основному парадоксу произведения: любовь для него превращается в ад. У лирического героя происходит подмена понятий в сфере любви – именно это и приводит его в состояние полнейшего отчаяния.

анализ стихотворения лиличка маяковского кратко

Анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского: неологизмы

Как и другие произведения поэта, стихотворение содержит в себе немало неологизмов, а также ненормативных грамматических форм. Например, это слово «опожаренный». В контексте стихотворения это слово еще больше усиливает эмоциональный накал. Для того чтобы усилить экспрессивность, поэт использует и другие неологизмы – «обезумлюсь», «иссечась», «выреветь».

Ритм стихотворения

Даже краткий анализ «Лилички» Маяковского должен включать информацию о ритме произведения. Он является рваным, не соответствующим никакому метру. Произведение написано в тонической системе стихосложения. Оно приближается к тонической системе верлибра с чередованием длинных и коротких строк, которое позволяет подчеркнуть дополнительные эмоциональные ударения.

Трагедия Маяковского

Проводя анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского, кратко можно описать и непростую ситуацию любовного треугольника, в котором оказался поэт. Маяковский был противоречивой и трагической личностью. Духовную сущность поэта было очень сложно определить даже его современникам. Именно поэтому ее стоит искать в творчестве советского поэта. Марина Цветаева, которая была современницей Маяковского, сравнивала ритмику стихотворений поэта с «физическим сердцебиением».

Лиля Брик писала, что после того, как Маяковский начал испытывать к ней нежные чувства, два с половиной года у нее не было спокойной минуты. Несмотря на то что с О. М. Бриком девушка была в разводе, она сопротивлялась напористости поэта. Ее пугала необузданная страсть Маяковского. Трагедия этого любовного треугольника заключалась в том, что сама Лиля любила Брика, однако он не любил ее. Иными словами, Маяковскому нужна была Лиля, которая не могла испытывать нежных чувств ни к кому, кроме Осипа Максимовича.