Двигатель ЯМЗ-238: технические характеристики, обслуживание и ремонт

0
0

Двигатель ЯМЗ-238 - проверенный отечественный дизельный двигатель для комплектования различных транспортных средств и промышленных установок, позволяющий осуществлять надежную и экономичную эксплуатацию техники. Наша статья расскажет об этом агрегате.

Крупнейший российский производитель дизельных моторов

В 1916 году в городе Ярославле силами инженера В. А. Лебедева создано предприятие по выпуску легковых автомобилей. Дальнейшее развитие завода связано с производством грузовых автомобилей, выпуск которых был освоен в 1925 году. Это были по тем временам большегрузные модели грузоподъемностью до 7 т.

В дальнейшем предприятие стало изготавливать самосвалы, автобусы и троллейбусы. В начале пятидесятых годов завод освоил серийное производство дизельных двигателей. Важным этапом развития следует считать 1958 год. В этом году предприятие было перепрофилировано на выпуск дизельных силовых агрегатов и получило название «Ярославский моторный завод».

Созданный завод сразу приступил к разработке новой линейки дизельных двигателей для самой различной техники. В 1961 году началось серийное производство дизельных моделей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240. Двигатели отличались мощностью за счет использования различного количества цилиндров (от 6 до 10), что позволяло устанавливать моторы на самую разнообразную технику, но при этом обладали большой унификацией, которая упрощала обслуживание и возможный ремонт.

Продукция ЯМЗ

В настоящее время предприятие ЯМЗ («Автодизель») входит в состав автомобильного концерна «Группа ГАЗ» и специализируется на производстве следующей продукции:

  • средних и тяжелых дизелей;
  • коробок передач и сцеплений для агрегатирования с выпускаемыми дизелями;
  • дизельных электроагрегатов;
  • запасных частей.

двигатель ямз 238 технические характеристики

Выпускаемые дизельные силовые агрегаты обладают разнообразными техническими параметрами:

  • мощность – 120,0-800,0 л. с.;
  • объем – 4,45-26,0 л;
  • варианты исполнения: L-образное (рядное), V-образное.

Такое многообразие двигателей, современная конструкция, эксплуатационные параметры обеспечили ярославским мотором широкое применение для комплектования различной коммерческой техники.

ямз 238 цена

Применение двигателей ЯМЗ-238

В ассортименте продукции предприятия в настоящее время находится 38 модификаций V-образных восьмицилиндровых моторов различного назначения, при этом 22 из них составляют модели на основе ЯМЗ-238. Такое использование обеспечили качественная конструкция и технические характеристики двигателя ЯМЗ-238, позволяющие осуществлять модернизацию мотора. На данный момент силовые агрегаты устанавливаются на следующие виды техники:

Таблица 1
№ п/пОбозначение модификацииТехника для установкиПроизводитель
1

ДЕ2

Комбайны"Гомсельмаш"
2

БЕ2

Комбайны, трактора, трубоукладчики"Промтракторы", "Гомсельмаш", "ЧСДМ"
3ДЕ2
(EURO-2)
Грузовые автомобили, комбайны"МАЗ", "Гомсельмаш"
4ДЕГрузовые автомобили, шасси"МАЗ", "УРАЛ"
5НД6

Фронтальные погрузчики

"Петербургский тракторный завод"
6НД7Трактора, трубоукладчики""Петербургский тракторный завод", "Промтрактор"
7НД8Трактора"Петербургский тракторный завод"
8

Б

Самосвалы, трактора, экскаваторы, грузовые автомобили, путевые машины"БелАЗ", "МоАЗ", "МАЗ", "Промтрактор", "УРАЛ", "КРАНЭКС", "ВЭКС", "Калугапутьмаш"
9БВТранспортеры-тягачи"Рубцовский машиностроительный завод"
10БККомбайны"Гомсельмаш"
11БЛГусеничный тягач"Муромтепловоз"
12БНШахтный самосвал"МоАЗ"
13ДГрузовые автомобили, трелевочные машины, трубоукладчики"МАЗ", "Курганмашзавод", "Промтрактор"
14ДК-2Комбайны"Гомсельмаш"
15НД3Трактора, атогрейдеры""Петербургский тракторный завод", "ЧСДМ"
16НД4Трактора, погрузчики, трубоукладчики""Петербургский тракторный завод", "Промтактор"
17НД5Трактора""Петербургский тракторный завод"
18АМ2Тягачи, комбайны"МоАЗ", "Гомсельмаш"
19ГМ2Катера, экскаваторы, трелевочные машины"Костромской судостроительный завод", "Лестехпром"
20КМ2Грузовые автомобили, бульдозеры"МоАЗ", "Промтрактор"
21АККомбайны"Гомсельмаш", "Ростсельмаш"
22ВМТягачи"Муромтепловоз"

Наибольшее распространение в самой разнообразной технике многих производителей получила модификация ЯМЗ-238 Б.

охлаждение двигателя ямз 238 [

Устройство

Длительное использование и широкое применение мотору обеспечило простое устройство ЯМЗ-238, состоящее из следующих основных узлов и элементов:

  • блока цилиндров;
  • поддона блока цилиндров;
  • коленчатого вала;
  • маховика;
  • головки цилиндров с гильзами;
  • поршней и шатунов;
  • распределительного вала;
  • толкателей и клапанов;
  • газопровода;
  • масляного насоса, фильтра для очистки масла;
  • ТНВД с приводом;
  • форсунок;
  • регулятора частоты вращения;
  • топливных трубопроводов и фильтров грубой и тонкой очистки;
  • топливоподкачивающего насоса;
  • воздушного фильтра;
  • водяного насоса, трубопроводов системы охлаждения;
  • генератора;
  • стартера.

Для комплектования двигателя в трансмиссии транспортного средства предусмотрена механическая коробка передач ЯМЗ-236Н и сцепление ЯМЗ-238.

ямз 238 устройство

Технические параметры

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-238 Б заложенные в конструкции:

  • мощность – 300,0 л. с.;
  • тип – четырехтактный, дизельный;
  • количество цилиндров – 8 шт.;
    • расположение – V-образное,
    • угол – 90 градусов,
  • рабочий объем – 14,9 л;
  • ход поршня (диаметр цилиндра) – 14 (13 см);
  • количество клапанов – 2 шт. (по одному впускному и выпускному на цилиндр);
  • величина сжатия – 16,5;
  • число оборотов – 2000 об/мин;
  • вариант смесеобразования – непосредственный впрыск;
  • расход топлива – 165 г/(л. с.-ч);
  • размеры;
    • длина – 1,13 м,
    • ширина – 1,04 м,
    • высота – 1,07 м,
  • масса – 1,13 т;
  • ресурс до капремонта – 450000 ч.

ремонт ямз 238

Техническое обслуживание

Проведение технического обслуживания (ТО) является профилактической работой для любого силового агрегата и поэтому своевременное, полноценное выполнение ТО обеспечивает продолжительный срок эксплуатации и надежную работу мотора.

Для модели ЯМЗ-238 регламентом производителя установлены следующие виды работ:

  1. Ежедневные (ЕО) – выполняются после окончания рабочей смены.
  2. ТО-1 – после каждых 500 ч. работы мотора.
  3. ТО-2 – через 1000 ч.
  4. Сезонные (СО) – переход для эксплуатации в зимнем или летнем сезоне.
  5. Первоначальное (ПО) – после обкатки нового двигателя, через 50 ч. работы.

Выполнять все обслуживания необходимо одновременно с сервисом транспортного средства или технического агрегата, на котором установлен двигатель.

При выполнении ЕО основное внимание обращается на отсутствие внешних дефектов мотора, выполняется очистка от грязи и проверяется уровень рабочих жидкостей. При необходимости выполняется заливка до требуемого объема.

При ТО-1 проверяются топливные фильтры очистки, меняется масло в системе смазки совместно с фильтром, подтягиваются приводные ремни, выставляются тепловые зазоры (регулировка клапанов ЯМЗ-238), осуществляются крепежные работы.

На ТО-2 выполняется все операции ТО-1, кроме того, выполняется регулировка ТНВД и топливных форсунок, меняется масло в МКПП.

Во время СО происходит смена смазочных материалов на соответствующие предстоящему периоду эксплуатации, проверяется герметичность топливопроводов и системы охлаждения двигателя ЯМЗ-238.

Выполнение ПО сводится к осмотру двигателя, проверке на отсутствие утечек рабочих жидкостей и протяжки головки блока в соответствии с утвержденной последовательностью.

Характерные неисправности мотора

Несмотря на длительный период выпуска, отлаженную технологию производства и удачную конструкцию, двигатель ЯМЗ-238, как и любой сложный механический агрегат, может выходить из строя. Для мотора характерны следующие виды основных неисправностей:

  • нарушения в работе ТНВД и форсунок при применении некачественного топлива;
  • падение мощности и оборотов при износе газораспределительного механизма, загрязнения или несвоевременной замены масляного фильтра;
  • необходимость дополнительной регулировки клапанов ЯМЗ-238 при длительной эксплуатации под высокими нагрузками;
  • трещины и сколы подшипников коленчатого вала;
  • нарушение герметичности трубопроводов под воздействием вибрации;
  • износ и дефекты поршневых колец.

ямз 238 регулировка клапанов

За счет простого устройства, длительного периода выпуска, унификации с другими моторами ремонт ЯМЗ-238 нельзя считать достаточно сложным, а большое количество запчастей и их цена позволяет выполнить ремонтные работы за доступную стоимость.

Отзывы о силовом агрегате

Благодаря разнообразному применению и длительному периоду использования можно выделить следующие основные моменты в отзывах об эксплуатации двигателя:

  • Неплохая надежность.
  • Невысокий расход топлива двигателя ЯМЗ-238.
  • Возможность применения на различных видах техники.
  • Низкая вибрация работающего двигателя.
  • Качественные технические характеристики двигателя ЯМЗ-238.
  • Высокая ремонтопригодность.
  • Применение недорогих отечественных расходных материалов: моторного масла, технологических жидкостей, пластичных смазок.
  • Доступная цена ЯМЗ-238 (от 350 тысяч рублей).
  • Обеспеченность запасными частями.

расход топлива двигателя ямз 238

Имеющиеся достоинства и качественные технические характеристики двигателя ЯМЗ-238 обеспечивают текущую востребованность силового агрегата у производителей различных видов транспортной техники и оборудования.