Уральский завод тяжелого машиностроения («Уралмаш»): история, описание, продукция

0
0

Если задать вопрос, какое предприятие в Российской Федерации самое известное, с высокой долей вероятности это будет «Уралмаш». Уральский завод тяжелого машиностроения недаром называют «отцом отечественной промышленности». В его цехах создавалось (и создается) во многом уникальное крупногабаритное оборудование для многих производств Советского Союза, а ныне – России, СНГ и ряда зарубежных стран. Это не просто завод, а огромный комплекс, где изготавливают конструктивно сложную и высокотехнологичную продукцию.

ОАО Уральский завод тяжелого машиностроения

Описание

Уральский завод тяжелого машиностроения в Екатеринбурге создавался с целью обеспечения металлургических и горнодобывающих компаний специализированным оборудованием и металлоконструкциями, изготавливаемыми по индивидуальным для каждого предприятия проектам. Первым директором «Уралмаша» был А.П. Банников. Сегодня эту важную должность занимает А.Л. Кузнецов, начинавший трудовой путь на УЗТМ в должности простого мастера.

О важных свершениях Уральского завода тяжелого машиностроения говорит хотя бы тот факт, что работа коллектива отмечена одиннадцатью государственными наградами (в том числе зарубежными). Из них предприятие трижды удостаивалось Орденом Ленина – высшим знаком отличия времен СССР. И сегодня после череды реорганизаций, присоединения и отделения производств – УЗМТ остается одним из оплотов промышленности России.

Рождение легенды

С 1920-1930 гг. XX столетия в Советском Союзе набирала обороты индустриализация. Страна остро нуждалась в черном и цветном металле, углеводородах, золоте, прочих полезных ископаемых. К этому периоду относится строительство крупных предприятий металлургического, горнорудного, машиностроительного, нефтедобывающего секторов. Для их работы требовалось нестандартное оборудование, закупка которого за рубежом потребовала бы огромных затрат.

В итоге решено было организовать работу специального предприятия, на котором бы изготавливали оборудование для варки стали и чугуна, прокатных станов, буровых установок, рудодобывающих и перерабатывающих производств. Первый проект был представлен в 1928 году, а 15 июля 1933 года Уральский завод тяжелого машиностроения уже начал свою работу, став родоначальником новой отрасли. Основу довоенной продукции составляли доменное, сталеплавильное оборудование, установки для спекания, прокатные станы, прессы, краны, экскаваторы и прочие изделия. Параллельно выпускалась военная техника, в частности, 122 мм орудия М-30 системы Ф.Ф. Петрова.

Уральский завод тяжелого машиностроения год

Военное лихолетье

С началом войны коллектив Уральского завода тяжелого машиностроения за считанные месяцы перестроился на изготовление бронетехники и ее компонентов. «Уралмаш» стал ведущим поставщиком танковых корпусов для танкосборочных предприятий. Это стало возможным за счет внедрения инновационных методов литья, штамповки, автоматизированной скоростной сварки и металлообработки.

В 1942 году УЗТМ уже самостоятельно собирал готовые танки различных модификаций серии Т-34. Заводским КБ на базе маневренной «тридцатьчетверки» была сконструирована на редкость удачная модель самоходного орудия СУ-100. Данная самоходка признана экспертами лучшей в своем классе. Параллельно продолжали выпускать бронекорпуса почти для всех советских танков и многих самоходных установок. Согласно статистике, заводчане поставили порядка 19000 корпусов и 6000 готовых танков. Не стоит забывать и об орудиях (М-30, Д-2), каких было изготовлено десятки тысяч.

Уральский завод тяжелого машиностроения

Конверсия

После Великой Отечественной войны государство реконструировало и расширило Уральский завод тяжелого машиностроения. Данная модернизация способствовала увеличению производительности и освоению новых машин и оборудования: скребков, буровых установок, дробилок и мельниц.

В 50-х стартовала программа по оснащению авиационной и ракетной промышленности тяжелыми гидравлическими прессами. «Уралмаш» в ответ на это новое требование создал целый ряд уникального оборудования.

УЗТМ в 1949 году изготовил первый экскаватор драглайн. В 60-х в КБ проектировали драглайны со стрелами невероятной длины – 90-100 м. И поныне около 200 гигантов трудятся на месторождениях России. Кстати, треть от общего количества угля, получаемого в открытых карьерах, добывается с их помощью.

Буровые установки, выпускаемые «Уралмашем», имели первостепенное значение для развития нефтегазовых регионов СССР, в том числе и Западной Сибири с ее суровым климатом. Сверхглубинные буровые установки, спроектированные и изготовленные на заводе, позволили достичь глубины 13 км. Кстати, на Кольской сверхглубокой скважине впервые удалось добыть образцы горных пород, которым около 3 миллиардов лет. В дополнение к наземным установкам УЗМТ разрабатывает буровое оборудование для морских шельфов.

Уральский завод тяжелого машиностроения Екатеринбург

День сегодняшний

В 1992 году организация была преобразована в ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения». В 1996 году «Уралмаш» вошел в состав ОМЗ – одну из крупнейших отечественных инжиниринговых корпораций в главе с бизнесменом Кахой Бендукидзе. В 2005 году «Газпром» приобрел контрольный пакет акций ОМЗ и «Уралмаша».

Сегодня УЗТМ выпускает широчайший перечень изделий. Перечислим лишь некоторые:

  • дробилки конусные, щековые, дробильные установки;
  • мельницы;
  • экскаваторы, гусеничные драглайны;
  • зубчатые колеса, шестерни, муфты;
  • обжиговые печи;
  • приводные редукторы;
  • подшипники;
  • машины для уплотнения, грануляторы, агломераторы конвейерного типа;
  • печи для сжигания отходов;
  • барабанные смесители;
  • скребки;
  • кованые стальные ролики для холодной прокатки;
  • композитные опорные валки;
  • инструменты и аксессуары.

Кроме того, «Уралмаш» предлагает погрузочные краны, электромагниты для загрузки лома, манипуляторы, специальные, магнитные, кроссовые краны, эстакады, криогенные установки и полноразмерные мостовые краны.

В феврале 2007 года ОМЗ и «Металлоинвест» согласились создать единый производственный комплекс. Консолидация привела к созданию крупного машиностроительного конгломерата, занимающего лидирующие позиции на рынке металлургического оборудования СНГ. Доля совместного рынка в этом сегменте в России превышает 40 %.