Дмитрий Борисович Кабалевский: биография, семья, творчество
Дмитрий Борисович Кабалевский - замечательный композитор, общественный деятель, педагог. Его можно отнести к наиболее выдающимся деятелям советской музыкальной культуры. Биография Кабалевского – тому подтверждение.
Детство
Дмитрий Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге. Его дед был военным инженером, отец – математиком, окончившим Петербургский университет. Мать воспитывала детей. С раннего возраста у мальчика проявились разнообразные творческие способности, одной из которых была музыкальность. В семье это, конечно, поощрялось. Однако учительница музыки, с которой занимался юный Кабалевский, была слишком уж строга и не разрешала ему импровизировать. Это надолго отвратило Дмитрия от музыки. Увлеченность музыкой сменилась желанием рисовать. Желая выразить себя, Кабалевский стал заниматься в училище живописи и ваяния.
Переезд в Москву
В Москву семья Кабалевских переехала в 1918 году. Дмитрий вновь решает заняться музыкой. В музыкальной школе он стремится наверстать упущенные годы. После года занятий в школе он учился в Музыкальном техникуме имени Скрябина, в классе фортепиано директора В. Селиванова. В это же время он начал заниматься сочинением музыки. Своей активной творческой активностью он подтолкнул директора к открытию в техникуме нового отделения – композиторского. На должность преподавателя по композиции пригласили Г. Катуара – выдающегося музыкального ученого, автора трудов по гармонии и музыкальному анализу.
Начало трудовой деятельности
Жизнь после революции была очень тяжелой. Кроме учебы необходимо было заботиться и о заработке. Кабалевский пробовал заниматься различными подработками. Он работал почтальоном, рисовальщиком плакатов, тапером в кино. Затем Дмитрий начал заниматься с маленькими детьми в музыкальной школе при техникуме. Для них он пишет разнообразные инструктивные пьесы.
Учеба в Московской консерватории
В 1925 году Кабалевский начал учиться в Московской консерватории на фортепианном и композиторском факультетах, которую с отличием окончил в 1929 году у Н. Мясковского по классу композиции и в 1930-м у А. Гольденвейзера по классу специального фортепиано.
В годы учебы он много занимался общественной деятельностью, став активистом общества студентов, обучающихся композиции. Идеей этого оригинального объединения стало полное отрицание старого художественного наследия как пережитка дворянского искусства, а также призыв к созданию нового искусства, понятного и доступного для всех простых людей: рабочих, крестьян и красноармейцев. В этом новом искусстве особое место занимали хоры и массовые песни. Кабалевский много общался с людьми, бывал на фабриках, заводах, занимался с кружками самодеятельности. Все это время он не прекращал работу с детьми. Он постоянно пишет для них детскую музыку.
К окончанию учебы в консерватории у Кабалевского появляется Первый концерт для фортепиано с оркестром и струнный квартет.
В 30-е годы композитор много работает в различных жанрах. Он становится автором трех симфоний, музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям.
Работа в Московской консерватории
В 1932 году помимо работы с детьми Кабалевский был преподавателем в Московской консерватории. Им была получена ученая степень кандидата искусствоведения без защиты диссертации в 1935 году, а в 1939 году он был уже профессором. В 1940 году он стал членом единственной в стране, правящей Коммунистической партии.
Уральская консерватория
В период Великой Отечественной войны Дмитрий Борисович был эвакуирован с Союзом композиторов. Он жил в Свердловске и преподавал в Уральской консерватории. Там он много занимался общественной работой по организации концертов и бесед о музыке и искусстве в профессионально-технических училищах. В 1942 году многократно ездил в действующую армию. Под впечатлением от военных событий он написал песни на слова Е. Долматовского. В это время была задумана сюита «Народные мстители», написанная для смешанного хора и симфонического оркестра.
Побывав осенью 1943 года в блокадном Ленинграде, он по возвращению начал работу над «24 прелюдиями для фортепиано» — циклом пьес, каждая из которых основана на народной мелодии, оригинально переработанной автором. Этот цикл был законен осенью 1944 года, а исполнен Я. Флиером уже в послевоенные годы.
Военная тематика еще долго используется композитором. В послевоенное время была написана опера «Семья Тараса», в основе которой лежит повесть Б. Горбатова «Непокоренные». Произведения Кабалевского этого периода насыщены образами военных лет, они присутствуют и во Втором струнном квартете, Второй и Третьей фортепианных сонатах, некоторых песнях.
Произведения для детей
Все это время Кабалевский продолжает работу над детскими произведениями (24 легкие фортепианные пьесы, «Семь веселых песен» на стихи С. Маршака, «4 песни-шутки» на стихи С. Михалкова). В 1948 году был написан первый из них — для скрипки с оркестром, который он посвятил молодежи. Это стало одним из самых удачных сочинений композитора. В 1949 году был завершен Концерт для виолончели с оркестром, а в 1952 году - фортепианный концерт, который основывался на детских, пионерских песнях и был рассчитан на исполнение школьниками. Средняя часть этого концерта строится на интонации популярной песни Кабалевского «Наш край».
В 1955 году создан вокальный цикл «10 сонетов Шекспира» — сочинение, которое Кабалевский долго планировал. Еще одним обращением к поэзии Шекспира стала музыка к спектаклю «Ромео и Джульетта». Впоследствии композитор сделал сюиту из этой музыки.
Сочинения 50-х годов
В 1955 году была написана и состоялась премьера оперы «Никита Вершинин». В следующем году была создана Четвертая симфония. В 1957 год Кабалевским написаны два крупных сочинения — кантата «Песни утра, весны и мира», посвященная теме борьбы за мир, и оперетта «Весна поет», в которой продолжается тема молодости, которая была очень любима композитором.
Кабалевский - композитор много работал над музыкой к кинофильмам, среди которых «Академик Иван Павлов», «Первоклассница», «Вихри враждебные», «Вольница», «Мусоргский», «Хождение по мукам» по роману А. Толстого.
В 1962 году Кабалевский написал Реквием на стихи Роберта Рождественского, посвященный памяти погибших в Великой Отечественной войне. Это произведение было написано в традициях советского атеистического реквиема, который не только не содержал богослужебных текстов, но и прославлял борцов за коммунизм.
«Детская тема»
На протяжении всех этих лет Дмитрий Борисович Кабалевский не прерывал «детскую тему». Несмотря на то, что он уже не занимался преподавательской работой, композитор писал инструктивные пьесы. В эти годы Кабалевский возглавляет некоторые международные общества и комиссии, специализирующиеся на эстетическом воспитании молодежи. Им написано множество статей о молодежи, он проводит лекции, беседы в концертных залах и по телевидению. Кабалевский встречается с юными исполнителями и слушателями, систематически посещает крымский пионерский лагерь «Артек», а также другие пионерские лагеря, там проходят его встречи с ребятами у пионерских костров.
Композитор становится автором труда «Про трех китов и про многое другое», в которой рассказывает о марше, танце и песне, как о «трех китах» музыки, о связи различных видов искусства.
В 60-е годы в Куйбышеве появился конкурс юных пианистов, которому Дмитрий Кабалевский дал свое имя. На первых его проведениях он считает необходимым свое присутствие. Кроме того, он специально для него пишет музыку, участвует в качестве дирижера в гала-концертах лауреатов.
Деятельность Кабалевского в 60-70-х годах
В эти же годы Кабалевский - композитор - перерабатывает свою оперу «Кола Брюньон». А несколько позднее в Пермском оперном театре остоялась премьера еще одной оперы - «Сестры», в основе которой - повесть И. Лаврова «Встреча с чудом». Биография Кабалевского этого периода связана с городом Пермь, так как именно там он много лет избран депутатом в одну из палат Верховного Совета СССР – Совет национальностей, в котором заседали выдающиеся представители советской культуры и искусства. На этой должности Кабалевский активно выполняет свои обязательства перед народом. В 1970 году Кабалевский - председатель парламентской группы СССР, а с 1979 по 1984 год — заместитель председателя Совета Национальностей.
Никто другой из его современников - деятелей культуры - не пользовался таким доверием со стороны всемогущей советской власти. В отличие от С. Прокофьева и Д. Шостаковича, на долю которых выпали издевательства и гонения со стороны власти, музыку Д. Кабалевского принимали восторженно. Полученные Кабалевским награды и звания – свидетельство тому. Более того, он был включен в состав тех людей, которые определяли государственную политику в области культуры и искусства.
Творчество Кабалевского периода 70-80 годов уже не так многообразно – много времени и сил композитора уходят на общественную работу. К сочинениям этих относятся «Пражский» фортепианный концерт, кантата «О родной земле», вокальный цикл «Время», состоящий из шести романсов на стихи Маршака.
С 1960 года Кабалевский – активный деятель Интернационального общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ), а в последние годы он был членом Совета директоров. Дмитрий Борисович был на конгрессах ИСМЕ в Токио, Париже, Будапеште, Стокгольме, Варшаве, Дижоне, Интерлохене (США), Монтре (Швейцария), Перте (Австралия). На всех конгрессах он обязательно выступает с докладами, речами, сообщениями.
Неожиданно в 1973 году в биографии Кабалевского появляется новое занятие: он стал преподавать музыку в общеобразовательной школе. Это своеобразная творческая лаборатория для создания новой программы занятий музыкой, в которой он ведет один класс в течение 7 лет, разрабатывая положения программы.
Личная жизнь композитора
О Дмитрие Борисовиче Кабалевском много пишут в прессе. Он рассказывает авторам о своем творчестве, общественной деятельности. Но личная жизнь композитора – это закрытая информация. Известно лишь, что он рано женился. Эдварда Иосифовна Блюман - преподаватель английского языка, переводчик художественной литературы – женщина, на которой женился Кабалевский. К сожалению, семья просуществовала совсем недолго. От этого брака у него появился сын Юрий Дмитриевич.
Второй брак стал более удачным. С Ларисой Павловной, второй женой, композитор прожил всю жизнь. У него родилась дочь Мария, которая впоследствии возглавила Музыкальный культурно-образовательный центр имени Дмитрия Борисовича Кабалевского.
Последние годы жизни
В последние годы жизни Кабалевский много ездит по стране и за рубеж. Его основная деятельность теперь направлена на продвижение программы музыкально-эстетического воспитания, которую не принимает Академия педагогических наук. К этому времени он является одним из руководителей Союза композиторов СССР. Большие надежды композитор возлагает на объявленную М. Горбачевым перестройку, он пишет статьи на эту тему.
В феврале 1987 года в Москве велась подготовка международного форума «За безъядерный мир, за выживание человечества». По просьбе руководства страны Кабалевский должен был принять в нем участие. После его открытия, где он встретился со многими известными людьми, композитор возвращался домой, и внезапно смерть настигла его. Похороны Кабалевского отличались официальностью и торжественностью, соответственно его статусу выдающегося композитора и общественного деятеля советского государства.
Биография Кабалевского - это биография творческого человека, который был принят и признан правящей властью. Имя композитора было увековечено советской властью: в некоторых городах СССР (Ростове-на-Дону, Чайковском и других) появилась улица Кабалевского.
Похожие статьи
- Юлия Харламова: биография, личная жизнь, фото
- Геннадий Рождественский, дирижер и композитор: биография, личная жизнь, творчество
- Дмитрий Шостакович: биография и творчество. Интересные факты из жизни
- Поэт Виктор Викторов: биография и творчество
- Биография Чайковского. История великого человека
- М. С. Горбачев: годы правления. Перестройка, гласность, распад СССР. Внешняя политика Горбачева
- Что такое балет? Классика и современность