Ми-8АМТШ - Терминатор из России
Штурмовая винтокрылая машина Ми-8АМТШ "Терминатор" мало похожа на своего заслуженного прародителя. Только по общим чертам линий корпуса можно угадать принадлежность аппарата к самой массовой серии вертолетов в истории советской и российской авиации.
От "рабочей лошадки" до винтокрылой крепости
К середине двадцатого века эра поршневых двигателей неумолимо подходила к концу. Успехи в разработке и постройке турбовинтовых и турбореактивных силовых агрегатов, более рациональное соотношение их массы и мощностных характеристик заставили конструкторов всерьез задуматься об использовании подобных двигателей на винтокрылых машинах.
Вопреки известной поговорке, первая же модель вертолета Ми-8 с двумя газотурбинными двигателями, разработанная совместными усилиями ОКБ Изотова С. П. и ОКБ Миля М. Л., серийно выпускаемая с 1965 года, на долгое время стала эталоном эффективности и надежности, отличной базой для последующих модификаций. Среди них:
- Пассажирские.
- Транспортные.
- Многоцелевые.
- Специального назначения (поисково-спасательные, командные пункты, разведывательные, медицинские и пр.).
Всего было создано более 130 вариантов Ми-8.
Вертолеты Ми-8АМТШ "Терминатор"
Впервые эту глубоко модернизированную вариацию винтокрылой машины конструкторы Улан-Удэнского авиационного предприятия широкой публике представили на авиационно-космическом салоне МАКС в 1997 году. Через два года на аналогичном мероприятии в Фарнборо (Хэмпшир, Великобритания) модель Ми-8 АМТШ получила еще одно название - "Терминатор".
В 2009 году летательный аппарат был принят на вооружение Российской армией. До 2020 года ВКС РФ должны получить 132 боевых вертолета. Машина пользуется хорошим спросом и за рубежом - уже заключены контракты на поставку с правительствами Перу, Ганы, Уганды и Шри-Ланки. Какие же качества позволяют новой модификации Ми-8 успешно конкурировать с продукцией других отечественных и зарубежных лидеров отрасли?
Летно-технические характеристики Ми-8АМТШ "Терминатор"
От базовой модели вертолет отличается защитным бронированием, меньшей площадью остекления носа кабины. Металлокерамические броневые листы, прикрывающие экипаж, основные узлы и агрегаты, выдерживают прямое попадание пули 12,7 мм калибра. Топливозаправочные баки оборудованы специальной системой, предотвращающей потерю горючего при повреждениях внешней оболочки: пулевые отверстия восстанавливаются пенополиуретановой смесью. При получении повреждений и потере управляемости, конструкция шасси вертолета Ми-8АМТШ "Терминатор" способна значительно погасить энергию удара от столкновения с землей.
Два мощных газотурбинных агрегата ТВ3-117ВМ обеспечивают машине крейсерскую скорость в 230 км/ч (максимальную - до 250 км/ч), статический и практический потолок соответственно в 3980 и в 6000 метров. Объем топливных баков гарантирует вертолету запас хода в 715 км. Для надежного запуска двигателей в условиях высокогорья предусмотрена вспомогательная силовая установка ТА-14.
Современный комплекс авиаоники включает в себя метеорадар, аппаратуру спутниковой навигации, инфракрасное оборудование и индивидуальные приборы ночного видения.
Универсальный солдат
Вертолет Ми-8АМТШ "Терминатор" способен решать широкий спектр задач военного и мирного характера. Переоборудование может производиться непосредственно перед вылетом и осуществляется в очень сжатые сроки усилиями экипажа, состоящего из двух человек, и обслуживающего персонала. Кроме осуществления поисково-спасательных и эвакуационных операций, вертолет способен доставить к месту выброски до 26 десантников, оказать им серьезную огневую поддержку. Винтокрылый аппарат может транспортировать до четырех тонн грузов.
Боевые вертолеты Ми-8АМТШ, в зависимости от поставленных задач, могут комплектоваться:
- Двумя пулеметами (7,62 мм) с полным боекомплектом (4000 патронов).
- Противотанковыми управляемыми ракетами (до 6 шт.).
- Блоками с неуправляемыми ракетами С-8 (до 20 шт., класс "воздух - земля") и авиабомбами.
- Управляемыми ракетами "Игла-В" ("воздух - воздух").
- Двуствольной авиационной пушкой (калибр 23 мм, боекомплект 500 снарядов).
Неуязвимость "Терминатора" резко повышается благодаря современному комплексу обороны, включающему в себя экранно-выхлопное устройство и систему отстрела ловушек.
Арктический страж
В 2016 году Улан-Удэнские вертолетостроители создали для нужд Министерства обороны РФ первую модель с индексом "ВА", предназначенную для эксплуатации в высоких широтах. Арктический вариант получил новую трансмиссию и более мощные силовые установки ВК-2500-03. Увеличены энергетические показатели и вспомогательные, что обеспечивает надежную и комфортную работу машины в автономном режиме. И конечно, Ми-8АМТШ "Терминатор" подвергся основательному утеплению. Для этих целей использовались технологии, применяемые для космических аппаратов.
Кроме того, машину оборудовали новым цифровым автопилотом, значительно повышающим точность и качество навигации и пилотирования в условиях полярной ночи и безориентирной местности.
Похожие статьи
- Вертолет Ми-8АМТШ: назначение и характеристики
- Вертолет Ми-171: обзор, технические характеристики
- Боевая машина "Терминатор" БМПТ: описание, технические характеристики и отзывы
- Максимальная скорость вертолета. Самые быстрые вертолеты
- Боевые вертолеты России: описание и фото
- Самые большие вертолеты в мире: топ-10 (фото)
- Вертолет "Робинсон" (Robinson R44): описание, технические характеристики