Учебно-методический комплекс - это что такое?
Учебно-методический комплекс - это литература, наглядные пособия, иные средства по определенной дисциплине. Что может входить в него? В учебно-методический комплекс программы входят: книги для чтения, хрестоматии, пособия, сборники задач, статьи, монографии. Кроме того, сюда можно отнести также поурочные пособия, которые позволяют педагогу развивать индивидуальные особенности школьников.
Разновидности
Учебно-методический комплекс по истории предполагает как тематические, так и поурочные разработки. Например, в зависимости от уровня знаний и навыков обучающихся подбираются определенные задания, упражнения для каждого ученика. Для школьников с высокой мотивацией педагог готовит задания в виде сочинений-рассуждений (эссе), при выполнении которых у ребят есть возможность продемонстрировать учителю личную позицию по отношению к рассматриваемому историческому периоду, эпохе.
Пособия по курсу педагог применяет с целью сокращения времени на подготовку к занятиям, что актуально при высокой недельной нагрузке. Такие сборники востребованы у начинающих педагогов.
Школьный учебник
Учебно-методический комплекс дисциплины школьного курса сложно представить без книги. В настоящее время школьный учебник составляется с учетом возрастных особенностей детей, уровня углубленности в определенную научную область.
Выделим основные функции, которые выполняет это методическое пособие:
- раскрывает основное содержание образования, содержит объем материала на отдельное занятие с учетом возрастных особенностей;
- гарантирует последовательность изложения материала, предполагает его систематизацию;
- упрощает процесс усвоения и закрепления знаний;
- позволяет реализовывать воспитательные цели обучения определенной учебной дисциплине.
Электронный учебно-методический комплекс стал отличной альтернативой традиционным бумажным материалам. Им может воспользоваться не только педагог, но и обучающийся.
Структура учебников
В учебнике представлен текст, определяемый системой отбора конкретных фактов. Например, в школьном курсе химии 8 класса в книгу автор включает материал, связанный с неорганическими веществами, их свойствами, превращениями. Содержание подразделяют на главы, разделы, отдельные параграфы. Между ними должна соблюдаться логика и последовательность, плавный переход от простых фактов к сложному материалу.
Учебник делится на теоретический (основной) материал, справочную информацию, комментарии и примечания.
За основу текста берут информацию о наиболее важных понятиях и идеях, теориях, видах деятельности.
Сложность текста книги может быть языковой, логической, а также предметной. Например, историческое содержание связано с многочисленными терминами, понятиями, теоретическими выводами.
В качестве внетекстовых компонентов учебника вступают иллюстрации, задания и вопросы, различные документы, а также определенные указатели. Например, в курсе истории с помощью схем представлены образы прошлого: битвы, сражения, крепости.
Основной частью методического аппарата школьного учебника являются задания и вопросы к предлагаемым параграфам.
С их помощью учащиеся сознательно и глубоко усваивают содержание учебной дисциплины, а педагог получает возможность раскрывать содержание книги средствами знаковой и образной наглядности.
При оценке качества учебников эксперты используют определенные критерии:
- его соответствие современным требованиям системы образования;
- отражение в нем ценностей общества;
- научность подходов к указанию фактов;
- предоставление с разных точек зрения определенных фактов;
- соответствие содержания требования программы по данной учебной дисциплине;
- качество научной базы;
- соотношение содержания и стиля изложения с возрастными особенностями учащихся;
- методическая ценность книги, сочетаемость ее с другими пособиями.
Так как учебно-методический комплекс - это база для осуществления модернизации российского образования, на его целостность и системность обращается пристальное внимание.
Например, в педагогической практике появился перечень Федеральный учебников, в который включены только те материалы, которые в полной мере подходят под требования ФГОС второго поколения.
Отличительные параметры учебников нового поколения
Например, для книги по истории в рамках новых требований можно отметить:
- использование культурологического и цивилизационного подхода;
- использование образной системы;
- информационная насыщенность;
- выразительность и яркость изложения основного материала;
- придание дополнительным текстам статуса полноценного информационного источника;
- ценностные акценты текста;
- формирование новых видов заданий и вопросов.
Специфика учебников нового поколения
Основы учебно-методического комплекса заложены в виде логической связи понятий, внутренней преемственности между учебниками одной предметно-методической линии. Это способствует лучшему понимают и осознанию содержания книги. Например, в химии с 8 по 11 класс используется комплект О. С. Габриеляна. Помимо учебников, его учебно-методический комплекс - это совокупность сборников задач и упражнений, пособий для проведения практических и лабораторных работ, а также настольная книга для педагога. Чем отличаются обновленные школьные учебники? Так как учебно-методический комплекс - это совокупность разных сборников, задания, предлагаемые в сборнике для лабораторных работ, перекликаются с основным материалом, излагаемым по данной проблеме в учебнике.
Изучаемый материал предлагается на примерах, понятных и доступных современным школьникам, что положительно отражается на формировании поисковых навыков, совершенствования саморазвития и самовоспитания.
Практическая ценность
Задачник по физике, химии, биологии, который входит в учебно-методический комплекс, направлен на осмысление особенностей окружающего мира, использование теоретических знаний в практической деятельности.
Учебно-методический комплекс специальности предполагает не только основной, но и дополнительный материал, привлечение разнообразных интернет-ресурсов.
Специфика методического аппарата
Его можно считать ключом для применения информации, включенной в основные пособия. В таком аппарате должны содержаться элементы, мотивирующие школьников на освоение нового учебного материала. Они помогают ребятам выделять цель работы, ставить перед собой конкретные задачи, обобщать результаты, делать выводы. Справочный материал, содержащийся в учебно-методическом комплекте по любой дисциплине, способствует формированию навыков научного поиска.
Задания творческой направленности позволяют отрабатывать теоретические основы в реальной жизни.
Для учителя химии
В учебно-методический комплекс школы входят материалы по разным учебным дисциплинам. Для того чтобы понять, чем должен пользоваться современный педагог, чтобы в полной мере выполнять требования Министерства образования и запросы государства, рассмотрим учебно-методический комплект по химии. В базовом курсе в настоящее время используется несколько методических линий. Наиболее распространенной является комплект О. С. Габриеляна.
Помимо учебника, составленного с учетом возрастных особенностей для 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов, автором создана настольная книга для учителя химии. В таком пособии подробно рассмотрены наиболее сложные разделы, даны рекомендации по методике обучения им школьников.
В качестве дополнительной литературы педагог использует книгу для внеклассного чтения, в которой изложены биографии великих химиков, факты открытия новых элементов, создании важных научных теорий.
Для отработки практических навыков О. С. Габриеляном разработано пособие для проведения практических работ и лабораторных экспериментов. Подготовку к выпускному экзамену по химии ребята вместе с педагогом могут вести, вооружившись сборником задач, в который включены все основные задания, предлагаемые старшеклассникам на ЕГЭ.
О. С. Габриелян разработал методический комплект и для профильного обучения химии, изначально включив в учебник задания второго уровня сложности из тестов ЕГЭ.
Инновации в методических материалах
После модернизации российского образования практически во всех учебных предметах появились полные предметные линии.
Среди новшеств отметим включение в учебные пособия заданий творческого характера, позволяющих развивать универсальные учебные навыки школьников.
К примеру, в истории и обществознании появилась рубрикация текста, стали выделять ключевые понятия и главные мысли. Подобные новшества способствуют формированию навыков выделения важнейшей информации, ее обобщения.
Значимость вертикали школьных книг
Завершенная предметная линия позволяет выстраивать учебный курс по мере повышения его сложности. Методологическое единство, целостность содержательной линии - это база для работы педагога в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
Существенное количество иллюстраций, схем, графиков способствует формированию наблюдательности, осмыслению теоретического материала, рассматриваемого на уроке.
Заключение
Учебно-методический комплекс является мощным инструментов в деятельности современного учителя, направленной на формирование в подрастающем поколении навыков поисковой и исследовательской деятельности. В связи с тем, что в настоящее время в образовательных учреждениях применяют информационные технологии, многие учебные пособия, справочные материалы, сборники задач предлагаются не только в бумажном, но и в электронном виде. Развивающие диски, содержащие творческие задания, помогают педагогам развивать познавательный интерес к преподаваемому предмету.
Похожие статьи
- Начальная школа, программа "Перспектива": отзывы учителей и родителей
- Программа "Перспективная начальная школа": отзывы, учебники, планирование
- Информационно-образовательные ресурсы - это что такое?
- Обучающая программа Занкова
- Аналитическая справка по ФГОС: структура и особенности
- Институт стран Востока (ИСВ): адрес, проходной балл, стоимость обучения, отзывы
- Финансовые институты - это что такое? Функции и развитие