Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в Истре: фото, описание, история и интересные факты
Заветной мечтой патриарха Никона, возглавлявшего Русскую православную церковь с 1652 по 1666 год, было воссоздание вблизи Москвы комплекса святых мест Палестины. К ее воплощению в жизнь он приступил в 1656 году, основав на берегу реки Истры обитель, получившую впоследствии название Свято-Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. В его главном соборе были воспроизведены образы, как бы сошедшие со страниц Евангелия: гора Голгофа и пещера Гроба Господня, ставшая местом погребения и последующего воскресения Иисуса Христа. По замыслу святейшего, православный люд должен был воочию созерцать место, где Спаситель принес за них искупительную жертву.
Детище предстоятеля Русской церкви
Историки указывают на то, что патриарх Никон был не первым, кому пришла в голову идея перенести образ Храма Господня и его святынь на Русскую землю. Существует целый ряд памятников, отразивших в себе влияние иерусалимского «первообраза». Наиболее яркими среди них являются храм Покрова на Рву и задуманный Борисом Годуновым, но так и не осуществленный план создания в Московском Кремле религиозного комплекса «Святая Святых», прообразом которого должны были послужить подлинные места Христовых страстей.
Однако реальное воплощение идея получила в создании Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, ставшего любимым детищем патриарха Никона. В его стенах святейший провел восемь лет, последовавших после своего удаления из столицы, а в августе 1681 года скончался на пути к нему, возвращаясь из ссылки, которую отбывал в Кирилло-Белозерском монастыре.
От замысла к конкретным действиям
Возведение обители началось в 1656 году, еще до того, как патриарх Никон навлек на себя гнев государя Алексея Михайловича. Пользуясь монаршим расположением, он сумел приобрести для будущего строительства земли, находившиеся до этого в вотчинном владении и передававшиеся исключительно по наследству. Они находились в 60 верстах (около 64 км) от столицы на берегу реки Истры.
После оформления всех документов на владение землей, выбранный участок подвергся тщательной перепланировке. Лес вырубили, а холм, ставший местом будущей обители, досыпали и основательно укрепили. Отныне он стал именоваться Сионом, а две другие близлежащие возвышенности – Фавором и Елеоном. Была переименована даже река Истра, которую патриарх велел называть Иорданом.
Первые этапы начатого строительства
В 1662 году на ее берегу появился первый скит, в котором построили две небольшие церкви: Богоявленскую и Петра и Павла. Тогда же неподалеку была основана небольшая женская обитель, получившая не менее звучное библейское название «Вифания».
Поскольку строительство Воскресенского Новоиерусалимского монастыря представляло собой весьма масштабную техническую задачу, то для ее выполнения потребовалось большое количество рабочей силы, включавшей в себя как подсобников, так и квалифицированных мастеров. По этой причине на берега Истры из разных районов Подмосковья согнали множество монастырских и вотчинных крестьян. Это вызывало с их стороны крайнее недовольство, потому что, находясь в отрыве от дома, они теряли возможность заниматься собственным хозяйством и обрекали свои семьи на голод.
Деревянная предшественница каменного собора
Как это бывало в истории большинства обителей, возведение Воскресенского Новоиерусалимского мужского монастыря начиналось с появления деревянных построек, выполненных в традиционном стиле русского зодчества. При участии патриарха Никона был создан целый комплекс таких сооружений, центром которого являлась Воскресенская церковь.
На ее освящении, состоявшемся в октябре 1657 года, присутствовал государь Алексей Михайлович, впервые назвавший обитель, возводимую в 60-верстах от Москвы, Новым Иерусалимом. С его легкой руки это словосочетание прижилось и, получив официальный статус, сохранилось до наших дней. Находясь под патронажем государя, новый монастырь в короткий срок стал крупным землевладельцем. В различных уездах России, даже находившихся на значительном расстоянии, для него приобретались вотчины вместе с приписанными к ним крепостными крестьянами.
Опала патриарха Никона
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, сохранившийся до наших дней и являющийся главным сооружением всего архитектурного комплекса, был заложен в сентябре 1658 года. По роковому стечению обстоятельств, тогда же попал в царскую опалу и был удален из столицы сам инициатор строительства – патриарх Никон. Однако по монаршему дозволению он в течение последующих восьми лет имел возможность находиться в стенах обители и лично руководить всеми производившимися работами.
Так продолжалось вплоть до 1666 года, когда решением церковного суда опальный патриарх был извержен из священства и отправлен простым монахом-чернецом в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. С его отъездом все работы в еще недостроенном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре были прекращены и возобновились лишь после кончины государя и восшествия на трон его наследника, молодого царя Федора Алексеевича.
Смерть патриарха и возобновление строительных работ
Как уже говорилось выше, в 1681 году, возвращаясь из ссылки и направляясь на Истру, 76-летний Никон – бывший патриарх, а к тому времени уже простой монах-чернец – заболел и скончался вблизи Ярославля. Однако его тело было доставлено в обитель и, согласно завещанию, погребено в Южном приделе храма.
После смерти Никона строительство Воскресенского храма Новоиерусалимского монастыря было продолжено, и в январе 1685 года состоялось его торжественное освящение. К этому времени бразды правления Российского государства оказались в руках царевны Софьи. Посетив обитель в качестве почетной гостьи, она лично указала место для возведения еще одной святыни – церкви Рождества Христова, построенной в 1692 году.
Монастырь в периоды правления Петра I
Годы правления Петра I были трудным периодом в жизни большинства российских обителей. Не обошли беды стороной и Новоиерусалимскую обитель. Численность братии уменьшилась, и на ее содержание отпускались весьма скудные средства, тогда как большая часть их собственных доходов отправлялась в казну. Кроме того, божьи люди были обязаны поставлять для армии лошадей и фураж, а при необходимости и рекрутов.
Под покровительством государыни Елизаветы
Несколько свободней монахи вздохнули, когда на российский престол взошла императрица Елизавета Петровна. Благодаря тому, что, взяв обитель под свое покровительство, государыня выделила ей 30 тыс. рублей – огромную по тем временам сумму, – удалось отремонтировать начавшие ветшать постройки, а также восстановить кровлю обрушившейся в 1723 году ротонды. Существует мнение, что в период проведения этих работ был частично изменен стиль Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, которому строители предали черты модного в то время московского барокко. Как характерную черту того времени можно вспомнить также снижение налогов, отчисляемых государству, что позволило значительно улучшить питание насельников.
Новые беды, выпавшие на долю монастыря
Однако земное благополучие иноков оказалось недолговечным и с приходом к власти императрицы Екатерины II вновь сменилось полосой невзгод. Начало им было положено знаменитым Манифестом от 26 февраля (8 марта) 1764 года, согласно которому большая часть монастырских земель подлежала секуляризации, то есть изъятию в пользу государства. Начался период материального упадка большинства российских обителей.
Из истории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря известно, что в начале 60-х годов XVIII века ему принадлежало 22 тыс. десятин земли, на которой проживало около 14 тыс. крестьян. Но после вступления в силу Манифеста все это богатство было отобрано, и во владении монахов остались только 30 десятин пахотных угодий и два подворья, расположенных в Москве. В этот трудный для них период основными статьями доходов являлись денежные поступления от паломников и пожертвования частных лиц. Что же касается средств, получаемых от государства, то их объем составил не более 30 % от прежних дотаций.
Благодатный XIX век
На протяжении всего XIX века Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (г. Истра) входил в число наиболее посещаемых центров российского паломничества. Особенно интенсивным стал поток богомольцев после того, как в 1870 годах была построена проходившая вблизи него ветка Московско-Рыбинской железной дороги. Увеличившиеся поступления средств позволили монахам произвести ряд строительных работ. Так, была возведена каменная гостиница для состоятельных паломников и странноприимный дом, в котором останавливалась беднота. Кроме того, для детей из малоимущих семей открыли бесплатное училище, где они получали начальное образование.
Сохранились сведения, согласно которым во второй половине XIX века обитель ежегодно принимала у себя до 35 тыс. человек. Столь высокую популярность можно объяснить, во-первых, уникальной возможностью увидеть воссозданное подобие святых евангельских мест, а во-вторых, тем, что расстояние до Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, составлявшее от Москвы около 64 км, можно было без труда преодолеть по железной дороге.
Святыня, превращенная в музей
Та же картина материального благополучия и непрекращавшейся духовной жизни наблюдалась в обители и в начале XX века. Конец ей был положен лишь с приходом к власти большевиков. Уже в 1919 году распоряжением Совнаркома монастырь был закрыт, а его помещения использованы для создания двух музеев, один из которых посвящался истории края, а второй имел сугубо художественное направление. Со временем эти два очага культуры объединились и появился сохранившийся до наших дней Государственный художественно-исторический музей. В экспонатах для него не было недостатка.
Посетители могли увидеть обширную коллекцию церковной утвари, изъятой «новыми хозяевами жизни» из находившихся здесь же монастырских храмов, церковных ризниц, а также из ранее действовавшего мемориального музея, посвященного памяти того, кто явился основателем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Кроме того, значительное место в экспозиции было отведено произведениям искусства, изъятым из богатых дворянских и купеческих усадеб Московской губернии.
Годы войны и последующее восстановление музея
К сожалению, часть экспонатов не сохранилась до настоящего времени, поскольку в годы Великой Отечественной войны территория бывшего монастыря оказалась в зоне оккупации, и фашисты, взорвав Воскресенский собор, уничтожили многие хранившиеся в нем исторические памятники. Известно, что материалы, свидетельствовавшие об этом варварстве, были оглашены в ходе Нюрнбергского процесса.
В первые послевоенные годы, когда вся страна залечивала раны прошедших лет, началось плановое восстановление разрушенного музейного комплекса в городе Истре, однако объем работ был столь велик, что завершены они были лишь в 1959 году. В ту пору не удалось вернуть к жизни лишь главную архитектурную доминанту, которой славился некогда Воскресенский Новоиерусалимский монастырь – многоярусную колокольню XVII века.
Новая жизнь древней святыни
Возрождение обители в ее исконном предназначении началось в 1993 году с того, что патриарх Алексий II уполномочил своего представителя - архимандрита Никиту (Латушко) - вести переговоры с руководством Истринского района Московской области и администрацией музея о передачи Церкви принадлежавшей ей ранее монастырской территории со всеми сохранившимися на ней постройками. Момент для этого был выбран весьма удачный, поскольку на волне перестройки по всей стране развернулось движение по возвращению верующим незаконно отнятого у них имущества.
Переговоры и оформление соответствующих документов не заняли много времени, и уже на следующий год духовная жизнь в стенах древней обители начала возобновляться. С первых дней возрожденный монастырь получил статус ставропигиального, то есть независимого от епархиальных властей и подчиненного непосредственно патриарху. В июле того же года состоялось заседание Священного синода, на котором было принято решение о назначении архимандрита Никиты, столь много сделавшего для возвращения народу его святыни, настоятелем Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря.
В настоящее время в городе Истре Московской области, наряду с возрожденной обителью, действует Историко-художественный музей. В его собрании насчитывается почти 180 тыс. экспонатов, для которых было построено удобное современное здание. Таким образом, старинный русский город Истру можно по праву назвать центром религиозной и культурно-просветительской жизни.
Похожие статьи
- Новый Иерусалим в Подмосковье: описание, история, экскурсии
- Действующие монастыри Подмосковья с чудотворными иконами
- Крестовоздвиженский ставропигиальный Иерусалимский женский монастырь: история, основатель, настоятельница. Московская епархия
- Интересные места в Подмосковье: куда съездить на выходные, что посмотреть, где отдохнуть? Путешествия по Подмосковью
- Иерусалимский крест: символ в культурах и религии
- Настоятель монастыря - это... Определение, особенности и интересные факты. Настоятель католического монастыря
- Ротонда — это храм, мавзолей или беседка?