День жен-мироносиц: дата, история, традиции
Третья пасхальная неделя отмечается верующими людьми как Неделя святых жен-мироносиц, а также Иосифа и Никодима, бывших тайными учениками Христа. Ее празднование тесно связано с евангельскими событиями, последовавшими за распятием Сына Божия на кресте в преддверии иудейской Пасхи. Об этих событиях, а также о православном Дне жен-мироносиц поговорим подробнее.
Кто это такие?
История праздника День жен-мироносиц восходит к событиям, описываемым в Евангелиях, а также в Священном Предании. Из этих источников известно о том, что мироносицами были женщины, которые утром дня, следовавшего за субботой, пришли к гробу Иисуса, чтобы совершить ритуал умащения тела. По древней восточной традиции, это делалось с помощью мира – специальным образом приготовленного и освященного ароматического масла. Отсюда и пошло название.
Мироносицы были обыкновенными женщинами, ни богатыми, ни знатными, ни особо образованными. Во время миссионерских путешествий Иисуса Христа они часто сопровождали его и его учеников. Эти женщины принимали их в своих домах, помогали им всем, чем в состоянии помочь хозяйка и мать, заботящаяся о детях.
Сохранившиеся имена
День жен-мироносиц отмечается в честь воспоминания о женщинах, из которых до нас дошли имена семерых. К ним относятся:
- Мария Магдалина, исцеленная Иисусом от одержимости.
- Мария Клеопова, бывшая матерью Иакова и Иосии.
- Саломия – мать апостола Иоанна Богослова и Иакова Зеведеев.
- Иоанна – супруга Хузы, служившего у царя Ирода.
- Мария и Марфа, известные как сестры Лазаря, бывшего близким другом Иисуса, которого тот воскресил.
- Сусанна, о которой нет никаких сведений.
В Евангелии упоминается и о множестве других женщин, служивших Христу, которые из Галилеи вместе с ним пришли в Иерусалим, но их имена не сохранились в истории.
Вне сомнений, они меньше, чем ученики Иисуса (до того, как на тех сошел Святой Дух в Пятидесятницу), знали о конечном смысле того, что означали пришествие Сына Божия на землю и его спасительные деяния. В первую очередь они видели в нем сына своей подруги Марии, которая рано стала вдовой. А также человека, избравшего трудный путь равви – странствующего учителя Священного Писания.
Любовь и верность
Говоря о Дне жен-мироносиц, целесообразным будет вспомнить связанные с ними евангельские события. Судя по их действиям, любовью и верностью они превосходили апостолов. Достаточно вспомнить, что те в страхе ночью убежали из Гефсиманского сада, посчитав, что дело их учителя проиграно, когда его схватили. А также они не присутствовали при казни в последние минуты его жизни в земном облике (за исключением апостола Иоанна).
В то время как жены-мироносицы, стоя у Лобного места и сострадая мучениям Иисуса, утешали Марию – его несчастную мать. Затем они сопровождали погребальную процессию до самой пещеры. Когда в предрассветной мгле женщины направились к гробу, они еще не знали, что их там ждет награда. Они первыми услышали от ангелов о том, что Спаситель воскрес, и сообщили об этой великой радости апостолам. Так они были награждены за их любовь и верность Спасителю.
Какого числа день жен-мироносиц?
Этот день в православном календаре является подвижным праздником и приходится на второй воскресный день, следующий за Пасхой. В 2018 году это 22 апреля. Еще праздник в честь мироносиц называют "Неделей святых жен мироносиц", в которую чествуют также Иосифа и Никодима, являвшихся тайными учениками Иисуса Христа. Как сказано в Евангелии, Иосиф Арифомейский был богатым и знатным человеком, членом Синедриона.
Он испросил тело Иисуса у Понтия Пилата и вместе с Никодимом похоронил его в гробнице, вырубленной в скале, которая была его собственностью. При этом тело Христа было обернуто плащаницей, по одной из версий, это – Туринская плащаница. В православной традиции День жен-мироносиц еще называют «День женщин-христианок».
Названия дня у славян
В восточнославянской культуре сегодняшний День жен-мироносиц имел свои интерпретации и названия, например такие как:
- Бабий праздник.
- Женский праздник.
- Бабья братчина (Шапшиха).
- Кумитное (Кумишное).
- Маргоски (Моргосье, Маргошенье).
- Бабья яичница.
- Бабья неделя.
- Завивальное воскресенье.
- Лалынки.
- Бабские свята.
Как видно из некоторых названий, праздник посвящался женщинам и сопровождался различными обрядами.
Одним из них было кумление, в котором принимали участвовали девушки, возраст которых приближался к брачному. Как правило, он проводился в день, когда происходило завивание березки. Две подружки с двух сторон подходили к березке, на которую был надет венок, три раза целовались через него. При этом они предлагали друг другу покумиться, никогда не браниться и навек подружиться. После этого происходил обмен нательными крестиками и маленькими подарками.
Другие варианты обряда
Существовал и другой вариант обряда, при котором девушки, желающие покумиться, плели две косы из березы - “мотушки”, заплетая в них ленточки. При этом они просили кукушку сберечь мотушку, обменивались друг с другом лепешками, крашеными яйцами. Покумившись, девушки становились кумочками, они гуляли по деревне, делились секретами, делали друг другу добрые пожелания, дарили подарки.
Считалось, что девушки после кумления вступали в родство духовного свойства, близкое к тому, которое появляется между людьми, которые крестят одного ребенка в церкви. Через неделю, в воскресенье, наступавшее после Троицы, девушки возвращались на место, где они покумились. Под песни о раскумлении они расплетали венки, возвращали назад подарки. Это обозначало, что их девичество подходит к концу, они вступают в брачный возраст и должны готовить себя к семейной жизни.
После это в лесу, под березами, устраивалось пиршество. В состав его основных блюд входили вареные и жареные яйца, лепешки, блины, пироги. Из спиртных напитков присутствовало пиво. При этом девушки пели песни, плясали, водили хороводы.
Не всегда действия с березкой ограничивались завиванием и расплетением кос. В некоторых российских губерниях дерево срубали, вешали на него такие украшения, как платки, ленточки, цветы. Затем его брали в руки и с песнями носили по деревне. После этого березку устанавливали в центре поселения, а на Троицу, опять же в сопровождении песен, с деревца снимались все украшения, и оно пускалось вниз по реке.
Сценарий праздника
Как уже говорилось выше, в некоторых местностях День жен-мироносиц назывался «Маргоски», что, по всей вероятности, связано с псковским и тверским диалектами, в которых это слово обозначает «умильничать», «кокетничать». Это говорило о том, что праздник полностью посвящался женщинам, все они считались именинницами. Поэтому в обрядах мужчины, как правило, не участвовали.
Вот как выглядел сценарий праздника Дня жен-мироносиц в некоторых российских губерниях. Женщины, собравшись вместе (иногда и в одиночку), ходили по дворам, где им давали яйца и прочую снедь. Затем происходило так называемое окликанье жен-мироносиц. Это выражалось в проведении обряда, в соответствии с которым женщин призывали выйти на крылечко, держа в руках яйцо. Обычно оклички проходили ранним утром, еще до того, как начинался рассвет.
В День жен-мироносиц каждая из женщин ходила в церковь, чтобы принять участие в обеденной службе. По окончании службы по совместному заказу женщин проводился общий молебен. При этом оплачивался он не деньгами, а яйцами, в некоторых случаях яйца заменялись отрезом из льняной ткани.
По окончании обедни, ближе к вечеру, происходила бабья пирушка. Она сопровождалась песнями, танцами и продолжалась до поздней ночи. Мужья участвующих в гуляньях женщин могли присоединиться к ним лишь в крайнем случае – в виде исключения.
В некоторых местностях пирушки устраивались за околицей, на выгоне. Гуляющие разводили костры, на которых жарили яичницу. Ее съедали с различными присказками, например, с просьбой к Богу о том, чтобы уродился лен куделен, то есть пригодный для прядения. Затем пелись песни, посвященные весне. В других деревнях яичницу готовили в домашних условиях, и женщины, обходя все дома поочередно, угощались этим блюдом.
Поминальная сторона
Одной из особых сторон празднования Дня жен-мироносиц была поминальная. При этом весь день или даже вся неделя посвящались памяти умерших. Например, каждый год, с понедельника праздничной недели, которую еще называют «мироносицкой», в приходах служили мирской сорокоуст по всем прихожанам, которые ушли в мир иной. В некоторых местах обязательным был приход на кладбище в субботу, накануне праздника. При этом на могилах оставлялись крашеные яйца.
Исследователи считают, что мотивы, связанные с поминовением усопших, прослеживающиеся в празднике жен-мироносиц, не являются случайными. Существует большая вероятность того, что произошло наложение христианского праздника на женский, который был связан с аграрным культом. А как известно, его частью у славян является культ предков.
Поздравления с Днем жен-мироносиц
В заключение приведем несколько коротких поздравлений, которыми можно приветствовать верующих женщин-христианок, отмечающих этот праздник.
Поздравление 1
Жен-мироносиц опять вспоминая,
Поклоняемся им до земли.
С праздником светлым всех поздравляем,
Желаем смирения, веры, любви.
Поздравление 2
Священный праздник наступает,
Он светом чуда озарен,
С днем мироносиц поздравляю
И прославляю незабвенных жен.
Поздравление 3
Я православных женщин поздравляю,
Всех тех, что мир, любовь несут в семью всегда,
Им счастья, радости желаю,
И пусть минует их беда.
Похожие статьи
- Дюссельдорфский парк: особенности, история возведения, храм в парке
- Жизнеописание святой преподобной Марии Египетской. Икона отшельницы и события, изображенные на ней
- Церковные праздники - важные дни в жизни православного человека
- Опухло верхнее веко, или Как вылечить ячмень?
- Именины Виктории. Мученицы из древней истории
- Диета при язве желудка должна соблюдаться на протяжении длительного времени
- Болят мышцы после тренировок - хорошо это или плохо?