Школьные сочинения о том, что недосказали Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри
Удочка вместо готовых сочинений
Сейчас легко найти ответы на все вопросы. Учащиеся средних школ активно этим пользуются. Готовые сочинения переписывают в тетрадки, даже не вникая в текст. А получив оценку, с чистой совестью считают ее своей. И совсем не переживают по поводу того, что уже давно разучились мыслить. Рекомендации, которые здесь приводятся, вряд ли переломят ситуацию, но хоть одного-двух не совсем безнадежных школьников заставят самих докопаться до истины, попотеть над сложными проблемами жизни, попытаться понять мотивы и взгляды литературных героев, писателей и, таким образом, строить свое осмысленное отношение к себе и к миру. Рассматривая ниже возможные формы и содержание сочинений по роману М. Булгакова, сделаем попытку вручить удочку вместо рыбы. Думается, рекомендации дельные и понятные, так что вполне могут обеспечить отличный улов в виде оценок и приобретенных навыков. Школьные сочинения в большинстве своем банальны, шаблонны и неинтересны. Не интересно учителям их читать. Не интересно школьникам их писать. А достаточно изменить подход, придумать оригинальную форму - и появятся мысли, желание сказать, поспорить, доказать. Это может быть интервью, письмо автору, фанфик, сон, дорожные записки, дневник, защитная и обвинительная речь, монолог, диалог. О том, какими могут быть сочинения в форме монолога и диалога, читайте дальше.
Двое в лунном сиянии
Форма сочинения – диалог между Иешуа и Понтием Пилатом. Слова автора между репликами подаются от первого лица. Диалог вытекает из содержания и проблематики романа, продолжает его и проясняет. Поэтому разговор не о чем угодно, а только о том, что является общим, что беспокоит только этих двоих собеседников, ну и, конечно же, Булгакова. В диалог обязательно включать фрагменты речи из романа. Как этот, например: «Боги, боги... Какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи: ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было? - Ну, конечно, не было. Это тебе померещилось…» Особенностью этого сочинения является то, что оно должно основываться на тексте, которого нет. Иешуа, Понтий Пилат, Мастер и Маргарита, Воланд со свитой покидают город. И на этом роман заканчивается. О чем говорят осужденный на казнь и осудивший его, известно только Булгакову. Но он об этом не написал. Сделать это придется автору сочинения, исходя из логики сюжета, характеров и проблематики.
Диалог с Иешуа
Здесь обязательно включить фрагменты диалогов из романа, чтобы не отойти от сути. В процессе воображаемой беседы с Га-Ноцри следует выяснить:
- как он жил;
- за что его схватили (здесь он должен ссылаться на Пилата, так как сам не понимает, в чем его вина);
- почему он не воспользовался многозначительными подсказками прокуратора, чтобы спасти себя;
- было ли ему страшно, боялся ли смерти;
- что он хотел донести в своем учении;
- почему он прощает Понтия Пилата (тут уместно цитировать высказывание о том, что люди добрые, но бывают несчастные, как Крысобой).
Диалог с прокуратором
Участники – автор сочинения и Понтий Пилат. Задача - выяснить у прокуратора мотивы его поступков и причины страха, так как он их сам понимает. Это очень хороший прием непрямой характеристики. Вот примеры вопросов, которые помогут направить беседу в нужное русло.
- Почему вы осудили на смерть Иешуа, которого считали невиновным?
- Почему кесарь выше истины?
- Почему «Погибли!»? Почему во множественном числе?
- О чем так и не успели спросить у Иешуа?
- Зачем подослали убийц к Иуде из Кириафа?
- Почему предложили Левию Матвею остаться служить вам?
- Почему так притягивало взгляд и так беспокоило вас красное пятно на террасе?
- О чем вы думали в течение «двенадцати тысяч лун»?
- О чем спросите Иешуа, когда встретитесь с ним на лунной дорожке?
Диалог с Левием Матвеем
Ставя собеседнику приведенные ниже вопросы, нельзя забывать, что диалог направлен не столько на раскрытие образа Левия Матвея, сколько на выяснение сути учения, которое заставило его пойти за проповедником.
- Что тебя спровоцировало бросить в дорожную пыль собранные налоги?
- Что ты все время записывал за Иешуа и почему считал это важным?
- Кого считаешь виновником смерти Иешуа?
- Ты похитил нож, а хватило бы решимости воспользоваться им, чтобы совершить задуманное?
- Понтий Пилат предложил тебе хорошую должность при себе. Почему ты не принял предложение?
- Правдиво ли, по-твоему, Мастер воссоздал образ Иешуа в своем романе?
- «Твоя жизнь скудна, игемон ... »
Главная задача этой работы - всесторонне раскрыть образ Понтия Пилата. Нужно развернуть мысль, вложенную автором в слова темы-цитаты, построив сочинение-рассуждение (почему «скудна») в виде монолога, обращенного не столько к игемону, сколько к читателям. Что-то похожее на зонг. Возможен прием, когда каждый новый абзац начинается так: «Твоя жизнь скудна, игемон, потому что .... » А выводы (заключительную часть) можно начать словами: «И все могло бы быть иначе. Стоило только ...»
«Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете...»
Это своеобразный диалог в виде монолога или внутренняя дискуссия, когда рассуждающий сам ставит вопрос и сам на него отвечает. Почему пропал? Ведь Иерусалим доселе существует и процветает? Все правильно - он не исчез, а именно «пропал». Как «пропал» Понтий Пилат в тот миг, когда вынес смертный приговор Иешуа, так «пропал» и Ершалаим, когда толпа на площади взревела: «Вар-равван!» Современный Булгакову Ершалаим (Москва 30-х гг.) тоже «пропал», ведь и в нем не оказалось места для праведника (Мастера) и Любви (Маргариты). Как в древнем Ершалаиме за измену брали серебряниками, так в Ершалиме современном за доносы берут дополнительными метрами жилой площади... Московская часть романа - об обывателях и низменных духом, которые были, есть и, к сожалению, будут. О том, что носителем истины не может быть толпа. Толпа жестока, она может только растоптать Истину, отправить на казнь Праведника, уничтожить Талант, Любовь, Память о городе, Историю. И если этого не изменить - «Пропал Ершалаим»!
Речь в защиту Иешуа
Автор сочинения должен представить, что ему дали возможность дважды выступить в качестве защитника Иешуа: один раз перед Пилатом, второй - перед толпой. Конечно же, содержание речей будет разное. Чтобы убедить прокуратора, человека грамотного и к тому же уверенного, что Иешуа не виноват, нужны другие аргументы, нежели для толпы, которая спасает Варравана, руководствуясь вовсе не соображениями справедливости и добра. Варраван - настоящий преступник, но они его знают, возможно, когда-то вместе пили вино, торговали. А этот бродяга для них чужой, к тому же несет чушь про какое-то непонятное "Царство Истины", о том, что все люди добрые ... Они-то знают, каков народ на самом деле... А поскольку неправда, что все люди добрые, значит и о "Царстве Истины" - ложь! Такого надо наказывать, чтобы людей не сбивал с толку! Задача автора - убедить их. Добиться справедливости хотя бы в сочинении. Пусть в конце вместо «Вар-раван!» прозвучит «Иешуа!». Но это должен быть не надуманный, искусственный финал, а логическое следствие убедительной речи. Подсказка: Понтий Пилат прекрасно знает, что Иешуа не виновен, его не в этом убеждать нужно, а в том, что странного бродягу отпустить нужно, даже несмотря на страх перед плешивой головой кесаря, которая ему все время мерещится.
Общее примечание
Никакого домысла! Все, что приписывается автору и его героям, должно вытекать из общепризнанных фактов, содержания романа, авторской позиции и логики развития характеров. Круг предложенных вопросов является рекомендательным и неполным.
Похожие статьи
- "Мастер и Маргарита" Булгакова: краткое содержание и анализ произведения
- Иешуа Га-Ноцри в романе Булгакова "Мастер и Маргарита": характеристика образа
- Иван Бездомный в романе "Мастер и Маргарита": характеристика образа
- Возникновение христианства (кратко). История возникновение христианства
- Молитва «Символ веры»: происхождение и толкование
- Проблема совести: аргументы
- Характеристика Азазелло ("Мастер и Маргарита")