Фоллаут, Нью-Вегас, дамба Гувера: фото, зачем строили, как попасть
Дамба Гувера (Hoover Dam – англ.) — одна из популярных достопримечательностей США, которую посещают практически все туристы, путешествующие через Лас-Вегас и Большой Каньон. Построенная плотина и гидроэлектростанция демонстрируют всю мощь современной технологии и возможностей человеческих знаний. Огромная бетонная конструкция впечатляет, а ее захватывающая история и красота окружающего пейзажа пользуются большим интересом у путешественников со всего мира.
Строительство и название
Первоначально местом строительства должен был стать каньон Боулдер, поэтому такое название проекта закрепилось и дальше, хотя стройку перенесли в Черный каньон.
Расположена дамба Гувера недалеко от границ штатов Невада и Аризона. Название ее было изменено уже после постройки плотины и гидроэлектростанции в честь американского президента Герберта Гувера, который брал активное участие при ее организации и возведении.
Спустя несколько лет после возведения дамбы президентом стал Рузвельт, и Конгресс США принял решение о возвращении к старому названию «плотина Боулдера». Но уже следующий глава правительства подписал указ о том, чтобы у дамбы оставалось имя Гувера, принимая во внимание его участие в строительстве этого сооружения.
Дамба Гувера: зачем построили
Решение о строительстве плотины на реке Колорадо было принято по нескольким причинам:
-
ежегодно река выходила из берегов, затопляя фермерские угодья, особенно расположенные ниже по ее течению;
-
создание нового водохранилища должно было статьи источником питьевой воды для прилегающих районов штата Калифорнии и способствовать развитию земледелия.
Препятствием к возведению плотины служили некоторые разногласия чиновников и руководителей соседних районов, которые требовали равномерного распределения водных ресурсов между потребителями. Вследствие чего был создан комитет из представителей администрации штатов и правительства страны.
В результате в 1928 г. был подписан многосторонний договор, названный Конвенцией реки Колорадо, который с юридической точки зрения четко закрепил права заинтересованных сторон по распределению водных запасов. Первые бюджетные инвестиции удалось получить только через 2 года при президенте Гувере.
Начало процесса возведения и наем работников
Строительство дамбы Гувера было начато в 1931 г. и пришлось на годы Великой депрессии в США. В стране было огромное количество безработных, и начало такой большой стройки позволило создать много рабочих мест. Максимальная численность работников была отмечена в 1934 г., когда в стройке участвовало более 5200 чел.
Причем по условиям контракта на работу брали только американских рабочих, а наем азиатов был запрещен, на чернокожих был утвержден лимит в размере 40 чел., которые были заняты на низкооплачиваемых работах.
Техника безопасности и условия труда
Специально для строителей и рабочих неподалеку было организовано поселение, однако его не успели достроить к началу работ, и некоторым пришлось ютиться в бараках. Это прибавило неприятностей для жизни людей, к которым также относились и регулярные пренебрежения к технике безопасности во время строительства.
Условия труда были очень тяжелые: удушающая жара в летние месяцы, достигавшая +50 °С, опасные альпинистские работы, работа по созданию туннелей в скалах сопровождалась избыточным содержанием в воздухе угарного газа. В 1931 г. рабочие даже вышли на забастовку, однако людей разогнала полиция. Только через год наемные рабочие смогли разместиться в построенных домах размещенного рядом городка Боулдер-Сити.
По статистике, за годы строительства на дамбе погибло 96 человек, в память о которых недалеко от входа на плотину в 2000 г. был установлен памятник скалолазам. На барельефе изображен рабочий в защитной каске с фонариком, висящий над обрывом на веревках для страховки, надпись гласит: «Они погибли, чтобы пустыню сделать цветущей».
Описание и технические данные
Как видно на приведенных фото, дамба Гувера представляет собой грандиозное сооружение из бетона высотой с 70-этажный дом (221 м). Она является второй по величине в США. Ее строительство позволило создать огромное водохранилище, которое позволяет контролировать уровень воды и паводки, снабжать водными и энергетическими ресурсами прилегающие штаты Калифорния, Аризона и город Лас-Вегас, относящийся к штату Невада.
Для отвода реки и создания стройплощадки в скалах было вырублено 4 канала. При сооружении было использовано много технических новшеств. Плотина представляет не сплошной монолит, а ряд трапециевидных блоков, взаимосвязанных между собой. Использованный метод позволил ускорить процесс застывания бетона.
Рытье котлована для электростанции и основного водохранилища велись одновременно и были завершены к 1933 г. Окончание всего строительства произошло в 1936 г., намного быстрее, чем было запланировано.
Первые генераторы для производства электричества установили в 1937-м, сейчас их насчитывается 17, общая мощность достигает 2074 МВт. В 1990-е годы была проведена модернизация и компьютеризация системы получения электроэнергии.
Архитектура дамбы
Внешне плотина Гувера должна была выглядеть обыкновенной стеной, немного украшенной балюстрадой в стиле неоготики. Архитектурному вопросу здания ГЭС вообще изначально не уделяли внимания, стремясь поскорее завершить стройку. Однако из-за волны критики и бурных обсуждений в прессе, было принято решение о проработке архитектурного вида сооружения.
Созданием архитектурного облика занимался архитектор Гордон Кауфман, приглашенный из Лос-Анджелеса. По его проекту главным стилем является арт-деко, в которые были включены водосборные башни наверху дамбы и часы на них. Причем правобережные показывают время по штату Невада, а левобережные — по Аризоне. С одной стороны Гувер Дам открывается прекрасный вид на укрощенную реку Колорадо, а с другой — искусственное озеро Мид, где размещена зона отдыха. Для туристов предоставлены развлечения в виде катания на лодке или водных лыжах, рыбалки или принятия воздушных и солнечных ванн.
Транспорт
Данную достопримечательность посещают все туристы, путешествующие в Лас-Вегас или Большой Каньон. Сооружение располагается в 48 км от города. Для тех, кто не знает, как попасть на дамбу Гувера, есть четкие указания: следовать по трассе № 93. Парковок рядом с Hoover Dam есть две: одна платная (20 долл.), другая — бесплатная, расположена на дальней части дамбы уже в штате Аризона.
По дороге вокруг шоссе на всем пути видна только пустыня, а затем каменистые горы и ущелья. А с расположенного рядом моста О’Каллагана открывается впечатляющий вид на плотину и все строения дамбы.
Шоссе и мост также имеют свою интересную историю. В 20 веке через территорию дамбы Гувера проходило шоссе, которое связывает Аризону и границу с соседним государством Мексикой. Но прилегающие части трассы не соответствовали современным требованиям по количеству пропускаемых автомобилей и другого транспорта. К тому же в узких местах дорога имела крутые повороты повышенной сложности и плохой обзор.
После терактов 2001 г. в Нью-Йорке в США был введен строгий досмотр всех автомобилей, что существенно повлияло на замедление и проходимость транспорта, способствовало увеличению пробок. В 2010 г. на расстоянии 500 м от дамбы было закончено строительство моста О’Каллагана-П. Тиллмана, что позволило уменьшить поток автомобилей, следующих через плотину и сделать объезд дамбы.
Название мосту было дано в честь экс-губернатора шт. Невада Майка О’Каллагана и знаменитого футболиста Пэта Тиллмана, вступившего после завершения спортивной карьеры в армию США после терактов 11 сентября 2001 г.
Грандиозное арочное сооружение имеет длину 580 м и высоту 270 м, стоимость строительства составила 240 млн долл. Ежедневно через него проезжает 17 тыс. единиц транспорта.
Современное значение и экология
Гидроэлектростанция дамбы Гувера снабжает электричеством ближайшие города штатов Невада, Колорадо и Аризона, в том числе города Лас-Вегас и Лос-Анджелес.
Строительство плотины и создание водохранилища имело большое значение для водного режима реки Колорадо. Искусственное гидротехническое сооружение позволило избавиться от наводнений и разливов. Однако это негативно повлияло на экосистему дельты, здесь образовался соленый лиман. К тому же после прекращения подтоплений сократилась популяция некоторых видов животных, рыб и растений. Максимальный уровень воды в водохранилище был достигнут в 1983 г. вследствие большого количества осадков из-за урагана Эль-Ниньо.
После установки автоматизированной системы управления гидротехническим оборудованием, по мнению специалистов, ГЭС способна работать самостоятельно в течение 2-х лет даже без обслуживающего персонала. Единственной проблемой остаются водоросли, которые поселяются на трубах и добавляют забот сотрудникам станции.
Интересные факты
Возведение дамбы проходило практически одновременно со строительством ДнепроГЭСа в Советском Союзе: с 1932 по 1939 гг. В нем даже принимал участие один и тот же американский инженер С. Дж. Томпсон из компании «Дженерал Электрик», который на стройке плотины Гувера отвечал за монтаж генераторов и турбин.
В 1935 г. дамбу посетили знаменитые советские писатели Ильф и Петров, путешествующие по США, которые с восхищением описывали «инженерное чудо», которое позволило перекрыть железобетонной стеной бурную горную реку, текущую между красно-черных скал в гигантском ущелье.
Еще несколько интересных фактов:
-
На период строительства в Боулдер-Сити были запрещены проституция, употребления алкоголя и все азартные игры. Причем первые 2 запрета были сняты через 40 лет после завершения стройки, а последний остался. Поэтому территория городка остается единственным местом в Неваде, где действует табу на игры.
-
Как одна из популярных достопримечательностей Hoover Dam часто используют в съемках кинофильмов, сериалов и компьютерных игр. Так, в фильме «Супермен» даже показан прорыв дамбы Гувера после землетрясения, чего, конечно, в действительности не случалось.
-
Тем, кто интересуется законами физики, рекомендуется поставить эксперимент и попробовать вылить воду из бутылки, стоя на вершине дамбы. Вопреки законам гравитации, она не будет течь вниз, а улетит вверх. Явление это связано с оригинальной конструкцией плотины, в которой восходящие потоки воздуха выталкивают любые объекты наверх.
-
Изображение дамбы и моста украшает купюру в 1 доллар США.
"Фоллаут: Нью Вегас", дамба Гувера
О популярности сооружения в США свидетельствует включение этого объекта в созданную в 1997 г. компанией Interplay Entertainment компьютерную игру Fallout (в переводе с англ. — «выпадение радиоактивных осадков»). Ее сюжет повествует о жителе из подземного бункера Убежища и его похождениях в целях спасения человечества от нехватки водных ресурсов. Игрок свободно может перемещаться по миру, посещая локации, выполняя задания и сражаясь с злыми силами.
Одна из ее локаций — Fallout: New Vegas, дамба Гувера — является территорией, реконструированной в 2281 г. после ядерной бомбардировки, произошедшей в конце 21 века. Здесь происходят события в соответствии со сценарием ролевой игры, где игроки должны пройти 10 различных квестов, в ходе которых охрана дамбы сражается с пытающимся захватить ее Легионом Цезаря.
Серия Fallout несколько раз попадала в списки лучших игр мира и пользуется большой популярностью среди любителей компьютерных игр, как и ее прототип — дамба Гувера. Ежегодно ее посещают тысячи туристов, приезжающих полюбоваться на грандиозное сооружение.
Похожие статьи
- "Мертвая" река Верзаска, тайна которой не разгадана и по сей день
- Плотина - это сооружение, используемое с древности до наших дней
- Рейнские водопады – одна из жемчужин Швейцарии
- Строительство в Fallout 4: описание, коды и рекомендации
- Учинское водохранилище (Московская область): отдых, рыбалка. Как добраться до водохранилища?
- Бутовый камень — описание, характеристики, применение и особенности
- Франция, Тулуза: описание города, достопримечательности и отзывы