Берк Эдмунд: биография, политические взгляды и основные труды

0
0

Эдмунд Берк был сторонником нравственности и добродетели. Также он настаивал на важности религии в нравственной жизни. Эти взгляды были выражены в его труде «A Vindication of Natural Society». Берк критиковал британское отношение к американским колониям, в том числе удушающую налоговую политику. Он также поддерживал колонистов в их сопротивлении столичной власти, хотя и выступал против независимости США. Берк также известен своей поддержкой католической эмансипации, импичментом Уоррена Гастингса из Ост-Индской компании и за жесткую критику французской революции. В своих «Размышлениях о революции во Франции» Эдмунд Берк утверждал, что революция разрушает саму ткань общества, упраздняя традиционные институты государства, а также осуждал преследование Католической церкви. Это привело к тому, что он стал ведущей фигурой в консервативной фракции партии вигов, которую он окрестил «Старыми вигами», в отличие от про-революционных «Новых вигов» под руководством Чарльза Джеймса Фокса. Фото Эдмунда Берка не существует, поскольку он так и не дожил до изобретения первых фотоаппаратов.

Берк и Американская независимость.

В девятнадцатом веке Берк восхвалялся как консерваторами, так и либералами. Впоследствии, в двадцатом веке, он стал широко рассматриваться как идеологический основатель современного консерватизма.

Происхождение

Дата рождения Эдмунда Берка - 12 января 1730 года. Он родился в Дублине, Ирландия. Его мать Мэри Нэг Нагл (приблизительно 1702-1770) была римо-католичкой, происходившей из графства Корк, тогда как его отец, успешный адвокат Ричард (умер в 1761 году), был членом Ирландской церкви. Династия Берков происходит от англо-норманнского рыцаря, прозванного де Бургом (или де Бурго), который прибыл в Ирландию в 1185 году после вторжения Вильгельма Завоевателя в Ирландию.

Берк придерживался веры своего отца и оставался практикующим англиканцем на протяжении всей своей жизни, в отличие от своей сестры Юлианы, которая воспитывалась и оставалась римо-католичкой. Позже его политические враги неоднократно обвиняли его в том, что он получил образование в Иезуитском училище Св. Омера, недалеко от Кале, Франция, и укрывал тайные католические симпатии в то время, когда членство в Католической церкви лишило его права занимать любые государственные должности.

Портрет Берка

После избрания в Палату общин Берк должен был принести присягу на верность и отречение от католичества. Несмотря на то, что Эдмунд Берк никогда не отрицал своих ирландских корней, он часто называл себя «англичанином». По словам историка Дж. К. Кларка, это было в эпоху, когда кельтский национализм еще не стремился сделать ирландцев и англичан разными народами.

Ранние годы

В детстве он иногда проводил время с семьей своей матери в долине Блэкуотер в графстве Корк. Он получил свое раннее образование в Баллиторе, графство Килдэр, примерно в 67 километрах (42 мили) от Дублина, и, возможно, как его двоюродный брат Нано Нэгл в школе хеджирования. Там юный Эдмунд Берк продолжал вести переписку со своей одноклассницей, Мэри Лидбитер, которая была дочерью владельца школы. Их переписка длилась на протяжении всей жизни.

В 1744 году будущий английский политик Эдмунд Берк начал работу в Тринити-колледже в Дублине, который до 1793 года не разрешал католикам брать ученую степень. Его таланты были замечены и оценены как другими преподавателями, так и студентами. В 1747 году он основал дискуссионное общество «Клуб Эдмунда Берка», которое в 1770 году слилось с Историческим клубом, чтобы сформировать Историческое общество Колледжа. Это старейшее студенческое общество в мире. Протоколы заседаний Клуба Берка остаются в собрании Исторического Общества.

Берк окончил колледж в 1748 году. Его отец хотел, чтобы он изучал букву закона, и с этой целью юный вундеркинд отправился в Лондон в 1750 году, где поступил в университет, но вскоре отказался от изучения юриспруденции, чтобы путешествовать по континентальной Европе. После того, как юноша отказался от изучения права, он начал зарабатывать на жизнь как автор и публицист. Творческая и политическая биография Эдмунда Берка началась в этот самый момент.

Берк в полупрофиль

Членство в парламенте

В декабре 1765 года Берк вошел в палату общин британского парламента в качестве представителя Вендовера - небольшого феодального городка. После того, как Эдмунд произнес свою первую речь, Уильям Питт Старший сказал, что он «говорил так, что заставил молчать всю Европу», и что члены парламента должны поздравить друг друга с приобретением такого талантливого человека.

Первым вопросом, который рассматривал Берк, были разногласия с американскими колониями, которые вскоре превратились в войну, окончившуюся отделением 13 колоний от Британской империи и возникновением Соединенных Штатов. В ответ на гренвильскую брошюру 1769 года, называвшуюся «Настоящее государство нации», Эдмунд Берк опубликовал свою собственную брошюру - «Наблюдения за поздним государством нации».

Светская жизнь

В течение того же года, в основном используя заемные деньги, Берк купил небольшую усадьбу вблизи Биконсфилда. Хотя поместье включало в себя товарные активы, такие, как художественные работы Тициана, Греграуз оказался тяжелым финансовым бременем в последующие десятилетия, и Берк так и не смог полностью погасить задолженность.

Примерно в это же время Берк присоединился к кругу ведущих интеллектуалов и художников в Лондоне, главным из которых был Самуэль Джонсон. В этот круг входили также Дэвид Гаррик, Оливер Голдсмит и Джошуа Рейнольдс. Эдвард Гиббон ​​описал Берка, как «самого красноречивого и разумного безумца, которого когда-либо знал». Хотя Джонсон восхищался блеском Берка, он считал его нечестным политиком.

Сопротивление абсолютизму

Берк взял на себя ведущую роль в дискуссии о конституционных ограничениях исполнительной власти короля. Он решительно выступал против неограниченной королевской власти и за увеличение роли политических партий в поддержании принципиальной оппозиции, способной предотвращать злоупотребления либо монархом, либо определенными фракциями внутри правительства. Его наиболее важной публикацией в этом отношении была книга «Мысли о причине настоящих недовольств» от 23 апреля 1770 года. Берк назвал «недовольство» следствием «тайного влияния» группы нео-тори, которую он назвал «друзьями короля», система которого «управляет внешней и внутренней администрацией», что на ахническом языке обычно называется Двойным кабинетом. Британия нуждалась в партии с непоколебимой приверженностью своим принципам и преданностью стране, а не личным интересам своих членов. Берк был убежден, что партийная система неотделима от свободного правительства.

Эдмунд Берк на гравюре

Борьба за общественную мораль

В 1771 году Берк написал законопроект, который, если бы был принят, дал бы присяжным право определять, что такое клевета. Он высказался в пользу законопроекта, но некоторые однопартийцы ему противостояли, и среди его оппонентов был даже Чарльз Джеймс Фокс, поэтому законопроект так и не стал законом. Фокс, представив свой собственный билль в 1791 году, будучи в оппозиции, почти дословно повторил текст билля Берка без каких-либо ссылок на первоисточник. Эдмунд также занимал видное место в обеспечении права публиковать дебаты, состоявшиеся в парламенте.

Торговая политика

Выступая в парламентских дебатах о запрете на экспорт зерна 16 ноября 1770 года, Берк высказывался в пользу свободного рынка кукурузы: «Нет таких вещей, как высокая и низкая цена, которая обнадеживает и обескураживает; нет ничего, кроме естественной цены, которую зерно имеет на мировом рынке ». В 1772 году Берк сыграл важную роль в принятии особого закона, который отменил различные старые правила, направленные против торговцев.

Внешняя политика, смена взглядов и выборы

В Ежегодном реестре за 1772 год (опубликовано в июле 1773 года) Берк осудил раздел Польши. Он считал это «первым очень большим ударом по современной политической системе Европы», нарушающим баланс сил на континенте.

4 ноября 1774 года Берк был избран представителем Бристоля, в то время второго города Англии. Платформа, на которой он был избран, включала в себя Речь избирателей Бристоля об отказе от конституционно-императивной формы демократии в пользу «представительного мандата».

В мае 1778 года Эдмунд Берк поддержал парламентское движение, пересматривающее ограничения на ирландскую торговлю. Его избиратели, граждане великого торгового города Бристоль, убеждали Берка выступать против свободной торговли с Ирландией. Но он всячески сопротивлялся их протестам.

Мнение о Великой французской революции

Первоначально Берк не осуждал Французскую революцию. В письме от 9 августа 1789 года он писал: «Англия с изумлением смотрит на французскую борьбу за свободу и не знает, горевать или аплодировать! Правда я думал, что несколько лет видел что-то вроде этого, в этой революции все же есть нечто парадоксальное и загадочное. Ей невозможно не восхищаться, но старая парижская свирепость вспыхнула шокирующим образом». События 5-6 октября 1789 года, когда толпа парижских женщин отправилась в Версаль, чтобы заставить короля Людовика XVI вернуться в Париж, заставили английского политика разочароваться в революции. В письме к своему сыну Ричарду от 10 октября он сказал: «В этот день я услышал от Лоуренса тревожные вести, подтверждающие странное состояние Франции, - где самые важные элементы, составляющие человеческое общество, были упразднены, и вместо него создается общество монстров, в котором Мирабо будет председательствовать как Большой Анарх, а покойный Великий Монарх будет превращен в смешную и жалкую фигуру». 4 ноября Чарльз-Жан-Франсуа Депонт написал политическому деятелю Эдмунду Берку с просьбой одобрить революцию. Берк ответил, что любой критический язык его им должен восприниматься «как не более чем выражение сомнения», но он добавил: «Возможно, вы уничтожили монархию, но так и не обрели свободу». В том же месяце он назвал Францию ​​«обреченной страной». Публикация "Размышления" Эдмунда Берка произвела фуррор во всей Европе.

Ричард Берк - сын Эдмунда Берка.

Последние годы и смерть

Написав другу в мае 1795 года, Берк рассмотрел причины своего недовольства английской монархией: «Я думаю, что едва ли могу переоценить злобность принципов протестантского господства, поскольку они влияют на Ирландию и на Индию, а также на Азию и якобинизм, а также затрагивают всю Европу, а также состояние самого человеческого общества. Последнее - величайшее зло». Однако к марту 1796 г. Берк передумал: «Наше правительство и наши Законы сталкиваются с двумя разными Врагами, которые подрывают его основы - индийский сепаратизм и якобинизм. В некоторых случаях они действуют отдельно, в некоторых они действуют вместе: но из этого я уверен, что первое самое худшее на сегодняшний день, и с ним труднее всего иметь дело».

Посмертная маска Эдмунда Берка.

Берк умер 9 июля 1797 года в своем поместье Биконсфилд, Бакингемшир, и был похоронен там вместе со своим сыном и братом. Его жена пережила его почти на пятнадцать лет.

Политические взгляды Эдмунда Берка

Он был утилитарным и эмпириком в своих аргументах, в то время как Жозеф де Местр, один из консерваторов с континента, был более провиденциальным и социологическим, и в своих выступлениях допускал более конфронтационный тон. Основные труды Эдмунда Берка являются прямым отражением его политических и философских взглядов. Он рассматривается большинством политических историков в англоязычном мире, как отец современного британского консерватизма.

Даже если судить по его цитатам, Эдмунд Берк, по всей видимости, был убежден, что собственность имеет крайне важное значение для жизни людей. Из-за его убежденности в том, что люди хотят быть управляемыми и контролируемыми, разделение собственности является основой социальной структуры, способствующей развитию контроля в иерархии общества. Он рассматривал социальные изменения, вызванные собственностью, как естественный порядок событий, которые должны происходить по мере продвижения человеческого рода. Поскольку собственность в значительной степени соответствовала или определяла разделение социальных классов, класс тоже рассматривался как естественная часть общественного договора, и разделение людей на различные социальные страты является взаимовыгодным для всех.

Портрет Берка карандашом.

Поддержка Берком ирландских католиков и индусов часто приводила его к критике со стороны партии Тори. Его противодействие британскому империализму в Ирландии и Индии и французскому империализму и радикализму в Европе затрудняли принятие его в качестве своего члена как вигами, так и тори.

Признание и наследие

В девятнадцатом веке Эдмунд получил высокую оценку как либералов, так и консерваторов. Друг Берка Филипп Фрэнсис писал, что Берк «был человеком, который искренне и пророчески предвидел все последствия, которые возникли бы после принятия французских принципов», но поскольку он писал с пламенной страстью, люди сомневались в его аргументах.

Уильям Хэзлитт, политический противник Берка, считал его одним из трех своих любимых писателей (двое других - Юниус и Руссо) и говорил, что несмотря на их противоположные позиции, он считает своего визави великим человеком. Уильям Вордсворт первоначально был сторонником Французской революции и напал на оппонента в «Письме к епископу Лландаффа» (1793), но к началу девятнадцатого века передумал и "пришел в парламент, чтобы полюбоваться Берком". В своей книге «Два обращения к державам» Вордсворт назвал Эдмунда «самым проницательным политиком своего времени», предсказания которого «подтвердило время». Позднее он переработал свое стихотворение «Прелюдия», в которое входило восхваление Берка и изобразил его в образе старого мудрого дуба.

У Сэмюэля Тейлора Кольриджа появилось сходное обращение: он критиковал Берка в «Сторожевом», но в своем «Друге» (1809-10) Кольридж защитил его от обвинений в непоследовательности. Позже, в своей «Биографической литературе» (1817), Кольридж приветствует Берка как пророка и восхваляет его за то, что он «верен принципам», был выдающимся научным государственным деятелем и, следовательно, провидцем. Генри Броэм писал о Берке: «... все его предсказания, кроме одного мгновенного выражения, были более чем исполнены: анархия и кровопролитие охватили Францию, завоевание и судороги опустошили Европу ... Провидение смертных не часто способно настолько проникнуть в будущее». Джордж Коннинг полагал, что «Размышления Берка» были оправданы ходом последующих событий, и почти каждое пророчество было строго исполнено». В 1823 году Каннинг написал, что он взял последние работы и слова Берка как руководство для своей политики. Консервативный премьер-министр Бенджамин Дизраэли «глубоко проникся духом и настроением поздних писаний Берка. Консерватизм Эдмунда Берка, однако, имел множество либеральных черт.

Либеральный премьер-министр 19-го века Уильям Эварт Гладстон считал мыслителя «кладезем мудрости об Ирландии и Америке». В его дневнике записано: «Мною выписано множество цитат Эдмунда Берка, иногда почти божественных». Радикальный депутат и антикоррозийный активист Ричард Кобден часто восхищался мыслями героя сегодняшней статьи. Либеральный историк лорд Актон считал Берка одним из трех величайших либералов, наряду с Уильямом Гладстоном и Томасом Бабингтоном Маколеем. Лорд Маколей записал в своем дневнике: «Теперь я снова закончил чтение большинства работ Эдмунда. Восхитительно! Величайший человек с Милтона». Гладстонский либеральный депутат Джон Морли опубликовал две книги о Берке (включая биографию) и находился под влиянием Берка, включая его взгляды на предрассудки. Кобденитский радикал Фрэнсис Херст считал, что тот заслужил «место среди английских либертарианцев, хотя среди всех любителей свободы и всех реформаторов он был самым консервативным, наименее абстрактным, всегда стремящимся сохранить и "отремонтировать" старое, а не заниматься инновациями. Он был похож на современного архитектора, который бы восстановил старый дом, а не разрушил его, чтобы построить новый на его месте». Размышления великого политика о революции во Франции были спорными во время публикации, но после его смерти стали известными и влиятельными, заслужив репутацию манифеста консервативного мышления. Книги Эдмунда Берка регулярно цитируются известными политиками.

Историк Пирс Брендон утверждает, что Берк заложил моральные основы Британской империи, олицетворяемые в процессе над Уорреном Гастингсом, что в конечном итоге должно было быть его уничтожением: когда тот заявил, что «Британская империя должна управляться по принципу свободы, ибо иначе это невозможно», это высказывание стало « ... идеологическим оружием, удар которого оказался бы фатальным». Это отсылка к патерналистской доктрине Эдмунда Берка о том, что колониальное правительство должно внушать подчиненным доверие. Оно должно существовать во благо людей. Книги Эдмунда Берка до сих пор очень популярны. Также он был первым политиком в истории, который открыто выступал против торговли опиумом, считая его ядом. "Размышления о революции во Франции" Эдмунда Берка считаются одной из самых популярных книг среди консерваторов.