Научные принципы наглядности и правила обучения
Дидактика — отрасль педагогики, которая зародилась еще в XVII веке, но не утратила своего значения и по сей день. Социальные исторические изменения, конечно, вносят в содержание обучения и воспитания нового поколения свои дополнения и поправки. Однако к этой науке педагоги обращаются каждый раз, когда возникают вечные вопросы: чему, зачем, когда и как учить ребенка?
Когда обучение результативно
Высокую эффективность обучения обеспечивают такие факторы:
- Информация или учебный материал, доступные для понимания и усвоения по содержанию, количеству и качеству. Для этого разработаны (или разрабатываются инновационные) способы изложения — методы, приемы.
- Качественный уровень организации процесса обучения: а) на уроках он зависит от оснащенности и условий, правильного выбора организационной формы, профессионализма педагогов, контроля результатов и др.; б) во внеурочное время гарантируется своевременным контролем и достаточной помощью учащемуся со стороны взрослых и сверстников, использованием дополнительной литературы, организацией самостоятельной работы.
- Обучаемость учеников — групповая и индивидуальная на уроках и вне уроков, их способность усвоить определенный объем познавательного материала в установленное время. Зависит от существующего уровня подготовки, способности к обучению, наличия воли к учебному труду, работоспособности, мотивации.
- Затраты времени на уроках и на самоподготовку.
Результативность процесса обучения определяется по объему усвоенного учеником теоретического материала, по сформированности практических навыков и умений и по тому, как он использует их в соответствующих жизненных ситуациях.
Что такое дидактические правила и принципы
Цели обучения достижимы, если педагог владеет методикой и технологией преподавания дисциплины. Основоположник дидактики Я. А. Коменский (1592-1670, Чехия) разработал и пропагандировал научный подход к обучению и воспитанию детей. Его основные идеи реализуются и в современной системе образования.
Как и любой процесс, обучение имеет свои законы, правила и принципы.
Правила описывают необходимые действия педагога, которые способствуют реализации принципа. Например, принцип наглядности в обучении требует от учителя при подборе и использовании наглядного материала учитывать возраст детей, его соответствие целям обучения, размер, обеспечение достаточной освещенности и очередность доступа к материалу, если планируются практические действия.
Принципы указывают, как достичь цели, желаемого результата с учетом закономерностей обучения и через правильный выбор его методов, приемов, форм. Принципы наглядности, сознательности и активности, например, реализуются через контроль знаний, повторение пройденного материала, организацию использования теории на практических уроках.
Цели определяют пути их достижения
Главное в обучении — правильный выбор его задач с учетом особенностей обучающихся, а затем форм и средств осуществления учебного процесса.
Многовековой опыт, исследования корифеев науки доказали, что соблюдение классических принципов и правил организации воспитательно-образовательного процесса гарантирует достижение поставленных целей.
Принципы | Правила и условия соблюдения |
Принцип сознательности и активности в усвоении материала | Обеспечение высокой мотивации обучения. Яркое, эмоциональное, доступное изложение материала, его значение для практического использования. Опора на личный опыт учащихся. Поощрение стремления делиться знаниями и опытом с другими. |
Принцип наглядности | К восприятию зрительных образов подключать другие органы чувств. Достаточное, обоснованное количество качественного наглядного материала. Привлечение учащихся к его подготовке и изготовлению. |
Принцип систематичности и последовательности | Раскрывать логическую связь нового материала с предыдущим, взаимовлияние раскрываемых процессов, избегать больших перерывов в изучении. Упражнять учащихся в рассуждениях, умозаключениях. Показывать им наглядные схемы развития научных изысканий, иллюстрировать примерами, фактами. Использовать различные способы закрепления пройденного материала в памяти. |
Принцип доступности | Учитывать возрастные, индивидуальные особенности развития учащихся, стимулировать их природное любопытство и потребность в познавательной деятельности. Использовать наглядные, практические методы обучения, примеры из литературных произведений, кино. Подталкивать к самостоятельным рассуждениям и выводам. |
Принцип прочности | Прочность запоминания обеспечивается логичным, конкретным, кратким, эмоциональным изложением нового с опорой на разные рецепторы и на интерес учащихся. Интенсивное закрепление материала сразу после изложения с использованием различных приемов стимулирует его припоминание и понимание. Избегать умственной и эмоциональной перегрузки, дозировать информацию с учетом особенностей аудитории, разнообразить задания и упражнения, вводить опытную работу. |
Принцип научности | Излагаемый материал должен быть научно достоверным. Предлагать учащимся освоить научные методы исследования, опыты, эксперименты, помогая затем сделать правильные обобщения и выводы. Знакомить с новыми направлениями и достижениями в различных областях науки. |
Принцип связи теории с практикой | Организация производительной деятельности учащихся, их профориентации. Обозначение связей науки с потребностями людей и возможностей научной рационализации труда. Обучение анализу и планированию учебной и трудовой деятельности, стимулирование самообразования. |
Современная дидактика разрабатывает новые принципы и правила обучения с опорой на новейшие достижения науки и педагогической практики.
Принципы опережающего и развивающего обучения
Разработаны известным советским психологом и учеником Л. С. Выготского Занковым Л. В., опробованы в длительном массовом эксперименте, проведенном в различных школах, в различных регионах страны в 60-80 гг прошлого века.
Не отрицая необходимости учета актуального уровня развития ученика, Л. С. Выготский доказывал, что учение должно идти впереди сегодняшних его достижений и пробуждать пока не проснувшиеся способности, ориентировать на завтрашние знания, подготавливать к появлению новых навыков и умений. Этим у ученика стимулируется «зона ближайшего развития».
Л. В. Занков, опираясь на исследования своего учителя, разработал следующие дидактические принципы:
- теория имеет преобладающее значение по сравнению с практикой;
- быстрый темп обучения и опережающий, но посильный уровень его трудности активизируют мыслительную деятельность ученика;
- воспитание осознанного отношения к учебе — это своего рода внутренний стимул к самоообразованию и стремлению к знаниям.
Кроме того, Занков Л. В. указывал на необходимость не только обучения, но и развития каждого — и сильного, и слабого — ученика. Оно подразумевает обогащение его нравственного мира способностями чувствовать, переживать, испытывать духовные потребности, стремиться к использованию знаний в нравственных целях.
Наиболее благоприятным периодом развития ребенка Занков Л.В. считал время обучения его в начальной школе, когда наиболее интенсивно формируется личность и ее основные качества. Педагогические ошибки в этом возрасте приводят к трудному, порой безуспешному, процессу перевоспитания.
Педагогическое творчество
Образовательная практика требует творческого использования принципов и правил дидактики, поскольку каждый учебный предмет специфичен, как и условия его преподавания. Например, суть принципа наглядности состоит в демонстрации объектов. Предметы разнообразны: астрономические объекты, предметы искусства, живые и микроскопические объекты и т. п. Поэтому и правила принципа наглядности будут в каждом отдельном случае особыми.
Как правило, необходимые условия успешного образовательного процесса реализуются комплексно, а не в отрыве друг от друга. Принципы научности и наглядности связаны необходимостью дать слушателям зрительные образы тех научных объектов, которые невозможно ощутить ни одним органом чувств.
Что такое атом, как он выглядит, какие функции выполняет? Рисунки, схемы и модели строения помогут детям найти ответы на эти вопросы.
Широкий кругозор педагога и творческий подход к работе помогут ему в выборе и рациональном комбинировании разнообразных способов и средств воздействия на сознание и воображение обучающихся. Знание фактов мировой, национальной науки и культуры, региональных достижений позволят сделать самую сухую теорию жизненной и запоминающейся.
Подведем итоги
Дидактические принципы и правила — это своего рода правила организации следования ребенка из пункта А (начальный уровень развития) до пункта Б (высокий уровень развития). Результаты их игнорирования педагогом не менее трагичны, чем нарушения правил дорожного движения, хотя имеют отдаленные последствия.
Низкий уровень знаний, умений и навыков, несформированность важных личностных качеств — любознательности, трудолюбия, культуры, отсутствие духовных потребностей закрывают перспективы социального благополучия и роста вчерашнего ученика.
Ответственность педагога за результаты работы должна стимулировать его стремление к мастерскому владению всеми тонкостями своего ремесла.
Похожие статьи
- 5 стадий принятия неизбежного. Психология человека
- Известные русские химики: список, достижения, открытия и интересные факты
- Миф о Геракле: краткое содержание. 12 подвигов Геракла
- Речь: классификация речи, виды и стили речи. Устная и письменная речь
- Парные и непарные, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки в русском языке
- И. Бунин "Одиночество": анализ стихотворения по плану
- Специальность "Технология машиностроения". Кем можно работать?