Прожиточный минимум в Свердловской области: насколько он реален сегодня?

0
0

Прожиточный минимум - это минимальный уровень дохода, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Официально установленный прожиточный минимум в Свердловской области, к сожалению, далек от реальных потребностей жителей региона.

Давайте разберемся, насколько прожиточный минимум в Свердловской области соответствует реалиям сегодняшнего дня.

Открытый рынок с едой под открытым небом

Недостаточное финансирование основных статей расходов

Прожиточный минимум включает в себя стоимость минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Однако суммы, заложенные по этим статьям расходов, явно недостаточны.

Например, прожиточный минимум в Свердловской области на 2017 год для трудоспособного населения составляет 10 329 рублей. Из них на питание выделяется 4 063 рубля. Согласитесь, на такую сумму в месяц сложно обеспечить полноценное и разнообразное питание.

Рост цен опережает индексацию

Хотя прожиточный минимум в Свердловской области ежегодно индексируется с учетом инфляции, рост потребительских цен опережает темпы его повышения. В итоге реальная покупательная способность прожиточного минимума неуклонно снижается.

Например, за последние пять лет продовольственная инфляция в регионе составила около 30%, в то время как прожиточный минимум для трудоспособного населения вырос всего на 20%. Такая динамика ведет к снижению уровня жизни.

Не учитываются региональные особенности

Прожиточный минимум устанавливается на федеральном уровне без учета региональной специфики и уровня цен в конкретном субъекте РФ. Между тем, стоимость одних и тех же товаров и услуг может существенно различаться в разных регионах страны.

Учитывая дороговизну жизни в крупных городах Урала, прожиточный минимум в Свердловской области должен быть выше среднероссийского уровня. Однако на практике этого не происходит.

Старое зимнее пальто с дырами на столе

Не учитываются сбережения и покупка товаров длительного пользования

Величина прожиточного минимума рассчитывается исходя из затрат, необходимых для текущего потребления. При этом не учитываются такие важные статьи расходов, как накопление сбережений и приобретение предметов длительного пользования (бытовая техника, мебель, одежда).

Таким образом, на прожиточный минимум в Свердловской области практически невозможно совершать крупные покупки, что снижает качество жизни.

Регулярный мониторинг уровня цен

Для того, чтобы прожиточный минимум более адекватно отражал реальную стоимость жизни, необходимо на постоянной основе отслеживать динамику потребительских цен в регионе. Особое внимание стоит уделить мониторингу цен на продукты питания, лекарства, коммунальные услуги - эти категории товаров и услуг имеют наибольший удельный вес в потребительской корзине.

Учет региональной специфики

При расчете прожиточного минимума для Свердловской области важно учитывать местные особенности: климатические условия, уровень доходов населения, сложившийся уровень цен. Например, стоимость продуктового набора в северных районах области выше, чем в центральных, что должно находить отражение в величине прожиточного минимума для этих территорий.

Дифференциация по социально-демографическим группам

Целесообразно рассчитывать величину прожиточного минимума отдельно для различных социально-демографических групп населения Свердловской области: пенсионеров, детей, инвалидов. У каждой из этих групп есть своя специфика потребления, которую необходимо учитывать.

Включение расходов на крупные покупки

Для более полного отражения реальных потребностей граждан в прожиточный минимум целесообразно включить расходы на приобретение предметов длительного пользования (одежда, обувь, бытовая техника и др.) и формирование сбережений. Это позволит сделать его более реалистичным.

Сравнительный анализ с другими регионами

Полезно регулярно проводить сопоставление уровня жизни и стоимости основных товаров и услуг в Свердловской области и других регионах России. Это поможет более обоснованно подходить к определению прожиточного минимума для населения Свердловской области с учетом общероссийских тенденций.

Пересмотр норм потребления

Необходимо на регулярной основе, например раз в 2-3 года, пересматривать нормы потребления основных продуктов и услуг, закладываемые в расчет прожиточного минимума. Это позволит привести его в соответствие с изменяющимися предпочтениями и привычками населения региона.

Анализ динамики реальных доходов населения

Чтобы оценить, насколько адекватно прожиточный минимум отражает потребности жителей региона, полезно регулярно анализировать динамику реальных располагаемых доходов населения Свердловской области. Если темпы роста доходов существенно опережают индексацию прожиточного минимума, это сигнализирует о необходимости его повышения.

Сравнение с минимальным размером оплаты труда

Также важно соотносить величину установленного прожиточного минимума с размером минимальной зарплаты в регионе. Согласно международным стандартам, МРОТ должен превышать прожиточный минимум в 1,5-2 раза, чтобы обеспечивать достойный уровень жизни.

Мониторинг обращений граждан

Полезной практикой может стать мониторинг обращений жителей региона в органы власти по поводу сложностей с приобретением товаров и оплатой услуг первой необходимости. Рост таких обращений может указывать на необходимость повышения прожиточного минимума.

Опросы общественного мнения

Для выявления отношения населения к уровню жизни целесообразно проводить социологические опросы. Вопросы могут касаться оценки достаточности прожиточного минимума, возможностей приобретения необходимых товаров и услуг, удовлетворенности качеством жизни.

Анализ структуры потребительских расходов

Полезно на регулярной основе анализировать структуру потребительских расходов различных групп населения Свердловской области. Это позволит выявлять изменение потребительских предпочтений и корректировать состав потребительской корзины для расчета прожиточного минимума.

Создание общественного совета

Имеет смысл создать постоянно действующий общественный совет из представителей органов власти, научного сообщества, общественных организаций для выработки рекомендаций по совершенствованию методики расчета прожиточного минимума в Свердловской области.

Выводы

Подводя итог, можно констатировать, что официально установленный прожиточный минимум в Свердловской области значительно отстает от реальных потребностей населения. Это проявляется в недостаточном финансировании основных статей расходов, отставании от темпов роста цен, игнорировании региональной специфики и важных статей потребительских расходов.

Для повышения качества жизни населения Свердловской области необходимо на регулярной основе пересматривать величину прожиточного минимума с учетом текущей экономической ситуации в регионе.