Что входит в диагностику ходовой части автомобиля и как производится проверка?
Автомобиль - это сложная техническая система, состоящая из множества взаимосвязанных узлов и агрегатов. От их исправной и согласованной работы зависят комфорт, динамика, управляемость авто и, конечно, безопасность водителя и пассажиров.
Одним из важнейших компонентов автомобиля является его ходовая часть – совокупность деталей и узлов, обеспечивающих взаимодействие колес с дорогой. К ходовой части относятся: подвеска, привод колес, амортизаторы, шины и диски. Именно от их исправного функционирования и взаимной настройки зависит поведение машины на дороге.
Чтобы вовремя обнаруживать возникающие неисправности в ходовой части и предотвращать их дальнейшее развитие, необходимо периодически проводить ее диагностику и техническое обслуживание.
1. Цели и задачи диагностики ходовой части
Диагностика ходовой части автомобиля представляет собой комплекс мероприятий по проверке технического состояния всех ее основных элементов с целью своевременного выявления неисправностей и износа.
К основным задачам диагностики ходовой части относятся:
- Оценка степени износа деталей и сопряжений;
- Выявление люфтов, трещин, деформаций, коррозии;
- Поиск утечек рабочих жидкостей;
- Диагностика повреждений проводки датчиков;
- Проверка герметичности гидравлических и пневматических систем;
- Определение отклонений от нормы в геометрии подвески и углах установки колес
Своевременное обнаружение даже незначительных дефектов позволяет предотвратить дальнейший прогрессирующий износ деталей и узлов и сохранить ходовую часть автомобиля в исправном состоянии.
Периодичность проверки зависит от условий и интенсивности эксплуатации авто. Для городских жителей, как правило, достаточно диагностировать ходовую часть 1 раз в год. Владельцам, активно использующим автомобиль в дальних поездках по плохим дорогам, рекомендуется делать это не реже двух раз в год.
О необходимости внеочередной диагностики могут свидетельствовать такие признаки как:
- Повышенный износ протектора шин;
- Посторонние стуки при проезде неровностей;
- Пониженная устойчивость в поворотах;
- Провалы, удары при проезде очаговых неровностей;
- Повышенная вибрация на рулевом колесе и в салоне.
2. Виды диагностики ходовой части
Существует несколько подходов к диагностике ходовой части автомобиля.
Визуальная диагностика
Визуальный (внешний) осмотр элементов подвески и приводов колес. Проводится для выявления видимых повреждений, подтеков жидкостей, ослабления креплений.
Может выполняться владельцем авто самостоятельно, не требует специального оборудования.
Диагностика с использованием домкрата
Автомобиль устанавливается на домкрат, что позволяет детально осмотреть элементы подвески снизу. Выявляются трещины, деформации, люфты в шарнирах путем механических воздействий.
Компьютерная диагностика
Использует специализированное диагностическое оборудование (сканеры, тестеры) для проверки исправности электрических цепей датчиков подвески и состояния электронных систем (ABS, ESP). Позволяет выявить даже минимальные отклонения в работе отдельных компонентов.
Требует наличия дорогостоящего оборудования и высокой квалификации обслуживающего персонала.
3. Этапы диагностики ходовой части
Полноценное диагностирование ходовой части включает в себя несколько этапов.
Подготовительные работы
Перед подъемом автомобиля производят:
- Контрольный замер давления в шинах;
- Оценку степени износа рисунка протектора;
- Проверку крепления колес (отсутствие люфтов);
- Очистку элементов подвески от грязи для облегчения визуального осмотра.
Осмотр элементов подвески
После подъема автомобиля производится детальная визуальная проверка состояния:
- Сайлентблоков и шаровых опор рычагов;
- Резиновых втулок крепления стабилизатора и амортизаторов;
- Пружин на отсутствие трещин и деформаций;
- Рейки рулевого механизма и наконечников рулевых тяг на отсутствие износа и ослабления.
Проверка амортизаторов
Для диагностики амортизаторов производят:
- Внешний осмотр на отсутствие видимых повреждений и подтеков;
- Проверку на утечки масла при многократных ходах штока;
- Оценку эффективности гашения колебаний кузова.
Диагностика шин и дисков
При проверке колес контролируют:
- Глубину рисунка протектора;
- Отсутствие повреждений боковин и бортов шины;
- Биение дисков колес;
- Состояние тормозных колодок и суппортов.
Полная диагностика ходовой части в среднем занимает 1,5-2 часа. По ее результатам специалист дает заключение о необходимости ремонта или замены тех или иных узлов и деталей.
Своевременное комплексное диагностирование позволяет выявлять неисправности на ранних стадиях и не допускать серьезных поломок и аварийных ситуаций на дороге.
4. Диагностика элементов передней подвески
Передняя подвеска является одним из наиболее нагруженных узлов автомобиля. От состояния ее компонентов напрямую зависят управляемость, курсовая устойчивость машины и безопасность движения.
Проверка стоек амортизаторов
Оценивают:
- Состояние резиновых втулок крепления к поворотному кулаку и элементам кузова;
- Герметичность амортизаторов;
- Плавность хода и эффективность гашения колебаний при многократных перемещениях подвески.
Диагностика пружин
Проверяют:
- Отсутствие трещин, изломов, деформаций;
- Степень проседания относительно нового состояния;
- Плавность сжатия-распрямления при статических и динамических нагрузках.
Шаровые опоры и рычаги подвески
Контролируют:
- Люфты в шаровых опорах при приложении усилий к рычагам;
- Целостность и степень износа защитных шарнирных чехлов;
- Состояние сайлентблоков крепления рычагов к поворотному кулаку.
5. Диагностика элементов задней подвески
Задняя подвеска обеспечивает устойчивость задней оси, комфорт пассажиров и грузоподъемность автомобиля.
Проверка амортизаторов
При диагностике оценивают:
- Герметичность и плавность хода штоков;
- Эффективность гашения колебаний кузова при проезде неровностей;
- Состояние втулок крепления к мостам и кузову.
Диагностика рессор
Контролируют:
- Величину прогиба рессор (стрелы провисания);
- Наличие вмятин, трещин, сколов, очагов коррозии;
- Плавность сжатия и распрямления.
Сайлентблоки и шарниры задней подвески
Проверяется:
- Плавность хода балки при нагружении подвески;
- Величина зазоров в шарнирных соединениях мостов;
- Целостность и степень износа защитных чехлов шарниров.
Следование правилам позволит грамотно провести диагностику.
Похожие статьи
- UEFI - что это? Загрузка, установка, преимущества, особенности настройки
- Как восстановить удаленные СМС на "Андроиде" простым способом?
- Буфер обмена в телефоне: где находится, зачем нужен, как им пользоваться?
- Как в WhatsApp прочитать чужую переписку? Простой способ взлома WhatsApp
- Как найти телефон, если он выключен? Как находят телефон по IMEI
- Быстрый сброс пароля администратора Windows 7
- Как сделать скриншот на "Самсунге": все способы