Что входит в диагностику ходовой части автомобиля и как производится проверка?

0
0

Автомобиль - это сложная техническая система, состоящая из множества взаимосвязанных узлов и агрегатов. От их исправной и согласованной работы зависят комфорт, динамика, управляемость авто и, конечно, безопасность водителя и пассажиров.

Одним из важнейших компонентов автомобиля является его ходовая часть – совокупность деталей и узлов, обеспечивающих взаимодействие колес с дорогой. К ходовой части относятся: подвеска, привод колес, амортизаторы, шины и диски. Именно от их исправного функционирования и взаимной настройки зависит поведение машины на дороге.

Чтобы вовремя обнаруживать возникающие неисправности в ходовой части и предотвращать их дальнейшее развитие, необходимо периодически проводить ее диагностику и техническое обслуживание.

1. Цели и задачи диагностики ходовой части

Диагностика ходовой части автомобиля представляет собой комплекс мероприятий по проверке технического состояния всех ее основных элементов с целью своевременного выявления неисправностей и износа.

К основным задачам диагностики ходовой части относятся:

  • Оценка степени износа деталей и сопряжений;
  • Выявление люфтов, трещин, деформаций, коррозии;
  • Поиск утечек рабочих жидкостей;
  • Диагностика повреждений проводки датчиков;
  • Проверка герметичности гидравлических и пневматических систем;
  • Определение отклонений от нормы в геометрии подвески и углах установки колес

Своевременное обнаружение даже незначительных дефектов позволяет предотвратить дальнейший прогрессирующий износ деталей и узлов и сохранить ходовую часть автомобиля в исправном состоянии.

Периодичность проверки зависит от условий и интенсивности эксплуатации авто. Для городских жителей, как правило, достаточно диагностировать ходовую часть 1 раз в год. Владельцам, активно использующим автомобиль в дальних поездках по плохим дорогам, рекомендуется делать это не реже двух раз в год.

О необходимости внеочередной диагностики могут свидетельствовать такие признаки как:

  • Повышенный износ протектора шин;
  • Посторонние стуки при проезде неровностей;
  • Пониженная устойчивость в поворотах;
  • Провалы, удары при проезде очаговых неровностей;
  • Повышенная вибрация на рулевом колесе и в салоне.

2. Виды диагностики ходовой части

Существует несколько подходов к диагностике ходовой части автомобиля.

Визуальная диагностика

Визуальный (внешний) осмотр элементов подвески и приводов колес. Проводится для выявления видимых повреждений, подтеков жидкостей, ослабления креплений.

Может выполняться владельцем авто самостоятельно, не требует специального оборудования.

Диагностика с использованием домкрата

Автомобиль устанавливается на домкрат, что позволяет детально осмотреть элементы подвески снизу. Выявляются трещины, деформации, люфты в шарнирах путем механических воздействий.

Колесо автомобиля с изношенным диском

Компьютерная диагностика

Использует специализированное диагностическое оборудование (сканеры, тестеры) для проверки исправности электрических цепей датчиков подвески и состояния электронных систем (ABS, ESP). Позволяет выявить даже минимальные отклонения в работе отдельных компонентов.

Требует наличия дорогостоящего оборудования и высокой квалификации обслуживающего персонала.

3. Этапы диагностики ходовой части

Полноценное диагностирование ходовой части включает в себя несколько этапов.

Подготовительные работы

Перед подъемом автомобиля производят:

  • Контрольный замер давления в шинах;
  • Оценку степени износа рисунка протектора;
  • Проверку крепления колес (отсутствие люфтов);
  • Очистку элементов подвески от грязи для облегчения визуального осмотра.

Осмотр элементов подвески

После подъема автомобиля производится детальная визуальная проверка состояния:

  • Сайлентблоков и шаровых опор рычагов;
  • Резиновых втулок крепления стабилизатора и амортизаторов;
  • Пружин на отсутствие трещин и деформаций;
  • Рейки рулевого механизма и наконечников рулевых тяг на отсутствие износа и ослабления.

Проверка амортизаторов

Для диагностики амортизаторов производят:

  • Внешний осмотр на отсутствие видимых повреждений и подтеков;
  • Проверку на утечки масла при многократных ходах штока;
  • Оценку эффективности гашения колебаний кузова.

Диагностика шин и дисков

При проверке колес контролируют:

  • Глубину рисунка протектора;
  • Отсутствие повреждений боковин и бортов шины;
  • Биение дисков колес;
  • Состояние тормозных колодок и суппортов.

Полная диагностика ходовой части в среднем занимает 1,5-2 часа. По ее результатам специалист дает заключение о необходимости ремонта или замены тех или иных узлов и деталей.

Своевременное комплексное диагностирование позволяет выявлять неисправности на ранних стадиях и не допускать серьезных поломок и аварийных ситуаций на дороге.

Автомеханик диагностирует подвеску авто

4. Диагностика элементов передней подвески

Передняя подвеска является одним из наиболее нагруженных узлов автомобиля. От состояния ее компонентов напрямую зависят управляемость, курсовая устойчивость машины и безопасность движения.

Проверка стоек амортизаторов

Оценивают:

  • Состояние резиновых втулок крепления к поворотному кулаку и элементам кузова;
  • Герметичность амортизаторов;
  • Плавность хода и эффективность гашения колебаний при многократных перемещениях подвески.

Диагностика пружин

Проверяют:

  • Отсутствие трещин, изломов, деформаций;
  • Степень проседания относительно нового состояния;
  • Плавность сжатия-распрямления при статических и динамических нагрузках.

Шаровые опоры и рычаги подвески

Контролируют:

  • Люфты в шаровых опорах при приложении усилий к рычагам;
  • Целостность и степень износа защитных шарнирных чехлов;
  • Состояние сайлентблоков крепления рычагов к поворотному кулаку.

5. Диагностика элементов задней подвески

Задняя подвеска обеспечивает устойчивость задней оси, комфорт пассажиров и грузоподъемность автомобиля.

Проверка амортизаторов

При диагностике оценивают:

  • Герметичность и плавность хода штоков;
  • Эффективность гашения колебаний кузова при проезде неровностей;
  • Состояние втулок крепления к мостам и кузову.

Диагностика рессор

Контролируют:

  • Величину прогиба рессор (стрелы провисания);
  • Наличие вмятин, трещин, сколов, очагов коррозии;
  • Плавность сжатия и распрямления.

Сайлентблоки и шарниры задней подвески

Проверяется:

  • Плавность хода балки при нагружении подвески;
  • Величина зазоров в шарнирных соединениях мостов;
  • Целостность и степень износа защитных чехлов шарниров.

Следование правилам позволит грамотно провести диагностику.