Затяжка болтов головки блока цилиндров: схема, момент затяжки

0
0

Затяжка болтов головки блока цилиндров (ГБЦ) - один из важнейших этапов при ремонте двигателя внутреннего сгорания (ДВС). От правильности выполнения этой операции напрямую зависит работоспособность и ресурс всего двигателя.

1. Назначение и виды болтов крепления головки блока цилиндров

Болты ГБЦ предназначены для надежного крепления головки блока цилиндров к блоку цилиндров. От прочности этого соединения зависит герметичность камеры сгорания, отсутствие утечек охлаждающей жидкости и масла. Также болты обеспечивают равномерную затяжку по всей плоскости разъема для предотвращения коробления деталей из-за перепадов температур и давления.

По материалу болты ГБЦ делятся на:

  • Стальные, как правило, с цинковым покрытием для защиты от коррозии;
  • Легированные стальные с повышенной прочностью;
  • Титановые (применяются редко из-за высокой стоимости).

По длине резьбовой части различают:

  • Болты стандартной длины;
  • Удлиненные болты для двигателей с увеличенной высотой блока.

Некоторые болты ГБЦ обладают упругими свойствами за счет специальной конструкции. Это позволяет обеспечить натяг соединения в процессе теплового расширения деталей.

2. Подготовка поверхностей блока и головки цилиндров

Перед установкой головки блока на место нужно тщательно подготовить сопрягаемые поверхности:

  1. Очистить от загрязнений, масляных отложений и ржавчины при помощи металлических щеток, скребков, растворителей.
  2. Протереть ветошью, смоченной в бензине или уайт-спирите.
  3. Продуть сжатым воздухом для удаления мельчайших частиц.
  4. Проверить высоту гильз цилиндров высотомером, отклонение не должно превышать предельных значений.
  5. Осмотреть резьбовые отверстия в блоке цилиндров, при наличии сорванной резьбы прогнать метчиком.

Ровность контактирующих плоскостей головки и блока имеет принципиальное значение. Шероховатость не должна превышать по данным завода-изготовителя двигателя. Иначе затяжка болтов головки блока цилиндров болтов будет неравномерной, что приведет к перекосам и трещинам головки или блока.

Перед установкой головки блока смажьте болты тонким слоем моторного масла, но недопустимо попадание масла в отверстия, особенно глухие. Иначе затяжка болтов головки блока цилиндровпо инструкции будет невозможна.

Далее рассмотрим процесс установки головки блока цилиндров на двигатель.

Механик сравнивает схему затяжки болтов гбц в инструкции на ноутбуке и в натуре на разобранном двигателе

3. Установка головки блока цилиндров

Перед установкой головку блока необходимо отцентрировать относительно блока цилиндров. Для этого используются специальные центрирующие оправки, которые вставляются в направляющие втулки головки и блока.

Также важно контролировать положение коленчатого и распределительного валов - они должны находиться в ВМТ (верхней мертвой точке) такта сжатия. Это необходимо для правильной затяжки болтов головки блока цилиндров и исключения поломок клапанов при последующем проворачивании коленчатого вала.

Динамометрический ключ затягивает болт головки блока цилиндров

Особенности установки головки ВАЗ

При установке головок блоков цилиндров на двигатели ВАЗ следует обращать внимание на следующие моменты:

  • Использовать новую прокладку головки толщиной 1.6 мм
  • Проверять состояние уплотнительных колпачков в головке
  • Следить за чистотой сопрягаемых поверхностей

Установка головки дизельного двигателя

При затяжке болтов головки блока цилиндров дизельного двигателя на дизелях имеется несколько особенностей:

  1. Используются уплотнительные шайбы под болты для лучшей герметичности
  2. Требуются более жесткие условия сопряжения поверхностей
  3. Применяются более прочные болты из легированной стали

4. Схемы затяжки болтов ГБЦ

Схема затяжки болтов головки блока цилиндров показывает порядок затяжки каждого болта головки по номерам или буквенным обозначениям. Соблюдение схемы обязательно для равномерной перетяжки болтов и исключения перекосов головки.

5. Моменты затяжки болтов головки блока цилиндров

Момент затяжки болтов ГБЦ задается производителем двигателя в Нм (ньютон-метрах) или кгс*м в зависимости от материала и конструкции болтов.

6. Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Контроль момента затяжки производится с помощью динамометрического ключа соответствующего типоразмера с насадкой под головку болта ГБЦ.

7. Контроль момента затяжки болтов ГБЦ

Контроль момента затяжки болтов головки блока цилиндров необходим для подтверждения правильности выполненных работ. Осуществляется он с помощью того же динамометрическим ключом, которым производилась затяжка.

Порядок контроля:

  1. Выбирается несколько болтов с разных участков по периметру
  2. Проводится замер крутящего момента выбранных болтов
  3. Значения сравниваются с рекомендациями завода-изготовителя
  4. Если есть отклонения - производится дотяжка болтов

Такая проверка позволяет убедиться в равномерности усилия по всей плоскости разъема головки и блока для надежной и долговечной работы соединения.

8. Техника безопасности при затяжке болтов ГБЦ

При выполнении работ по затяжке болтов головки блока цилиндров следует соблюдать следующие меры предосторожности:

Использование средств защиты

  • Защитные очки - для защиты глаз от попадания инородных частиц
  • Перчатки - для защиты рук от ссадин и порезов
  • Респиратор - для защиты органов дыхания от вредных испарений

Подготовка рабочего места

  1. Освободить пространство от лишних предметов и мусора
  2. Проверить исправность инструмента перед началом работ
  3. При необходимости установить ограждения и предупреждающие знаки

Меры предосторожности при работе

  • Следить за устойчивостью двигателя, исключить возможность его опрокидывания
  • Избегать пролива рабочих жидкостей - топлива, масла, охлаждающей жидкости
  • Не допускать скопления легковоспламеняющихся паров в рабочей зоне

9. Пуск двигателя после затяжки болтов ГБЦ

Перед первым пуском двигателя после затяжки болтов головки блока цилиндров необходимо провести следующие подготовительные работы:

Заправка систем охлаждения и смазки

Перед пуском двигателя обязательно проверить уровень:

  • Моторного масла в поддоне картера и заправить при необходимости до нормы
  • Охлаждающей жидкости в расширительном бачке и долить рекомендованным производителем антифризом

Данные работы позволят избежать заклинивания деталей движущихся соединений в процессе обкатки двигателя после сборки.

Подготовка системы питания

До первого запуска следует:

  1. Залить свежее топливо в бак
  2. Подкачать топливо электробензонасосом, заполнив топливную рампу
  3. Проверить герметичность соединений топливопроводов

Это необходимо для надежного пуска двигателя без длительных прокруток стартером.

Подключение аккумуляторной батареи

Перед первым пуском двигателя после сборки необходимо подключить аккумуляторную батарею с соблюдением полярности. Это позволит обеспечить работу стартера и системы зажигания.

Проверка установки зажигания

Необходимо проверить правильность установки угла опережения зажигания в соответствии с рекомендациями производителя двигателя. Для бензиновых двигателей обычно требуется установка 5-10 градусов до ВМТ такта сжатия.

Подготовка системы выпуска отработавших газов

Перед пуском следует проверить:

  • Герметичность соединений выпускного коллектора с головкой блока
  • Надежность крепления выпускной системы хомутами
  • Отсутствие засоров и повреждений в нейтрализаторе и глушителе