Что такое вариации: определение, коэффициент и особенности

0
0

Вариации - одна из важнейших и интересных форм в музыке. Что это такое и для чего они нужны композиторам?

Определение вариаций

Вариациями в музыке называют последовательность измененных повторений основной мелодической темы. Каждое повторение вносит в тему те или иные видоизменения - ритмические, гармонические, фактурные.

Так появляется целый ряд вариантов одной и той же мелодии. Это и есть суть вариаций как музыкальной формы.

Вариа́ции – это музыкальная форма, состоящая из темы и нескольких (не менее двух) ее измененных повторений.

Исторически вариации зародились в эпоху Средневековья. Уже в 13 веке музыканты начали украшать григорианские хоралы, добавляя различные мелизмы и усложняя ритмику. Это и стало прообразом будущих вариаций.

Как самостоятельная форма вариации утвердились в эпоху Барокко, 17 век. С тех пор вариации активно использовались композиторами вплоть до 20 века включительно.

Оркестр на открытой сцене

Типы и виды вариаций

За несколько столетий развития вариационной формы сложилось несколько ее основных типов. Рассмотрим их подробнее.

Вариации на basso ostinato

Этот старинный тип вариаций был особенно популярен в эпоху Барокко. Его суть в том, что в основу берется неизменный басовый голос с характерным мелодическим или гармоническим рисунком. А верхние голоса варьируются, создавая новые гармонические краски.

Яркий пример таких вариаций - знаменитая Чакона И.С. Баха для скрипки соло.

Вариации на выдержанную мелодию

Здесь, наоборот, остается неизменной мелодия, а варьируется все остальное - гармония, фактура, темп. Такой тип вариаций чаще использовался в вокальных жанрах, поскольку певцу удобно держать одну и ту же мелодическую линию.

Яркий пример - вариации на тему романса «Средь шумного бала» в опере Чайковского «Евгений Онегин».
Руки пианиста

Фигурационные вариации

Здесь происходит видоизменение самой темы за счет разного рода фигураций - гаммообразных пассажей, арпеджио, saltarello и т.п. Этот тип особенно любили венские классики - Моцарт, Бетховен.

  • Пример фигурационных вариаций - финал Сонаты No 8 («Pathetique») Бетховена.

Жанрово-характерные вариации

Здесь каждая вариация получает свой особый характер, образ, жанровую окраску - например, одна звучит как марш, другая - как колыбельная или мазурка.

Этот тип вариаций получил широкое распространение у романтиков 19 века. Великолепный цикл жанровых вариаций создал Ф. Лист - его знаменитые вариации на тему оперы «Риголетто» Верди.

Вариации на basso ostinato Неизменный бас + варьируемые верхние голоса
Вариации на выдержанную мелодию Неизменная мелодия + варьируемое сопровождение
Фигурационные вариации Видоизменение самой темы при помощи музыкальных фигур

Помимо этих основных типов, существуют также двойные и тройные вариации (на две или три разные темы); вариации с темой в начале и с темой в конце; строгие и свободные вариации и т.д.

То есть разновидностей вариаций довольно много. Эта форма отличается большой гибкостью и позволяет воплотить самые разные творческие замыслы.

Строение и структура вариаций

Любые вариации состоят из нескольких основных элементов:

  • Тема
  • Ряд вариаций на эту тему
  • Форма второго порядка, объединяющая все вариации в единое целое

Элементы вариаций

Рассмотрим эти элементы подробнее.

Тема вариаций может быть оригинальной или заимствованной, инструментальной или вокальной. Ее характерные черты:

  • Лаконичность формы и фактуры
  • Ярко выраженная мелодическая линия
  • Запоминающийся ритмический рисунок

Собственно вариации представляют собой видоизмененные повторы темы. Количество вариаций может быть разным - от 2 до 30 и более.

Важную роль играет форма второго порядка - она объединяет разрозненные вариации в нечто цельное. Чаще всего это трехчастная форма или рондо.

Вариации: с темой вначале и в конце

Обычно тема вариаций звучит в самом начале цикла. Но иногда композиторы экспериментируют, помещая тему в конец. Это придает форме особую завершенность.

Одинарные, двойные и тройные вариации

Большинство циклов вариаций построены на одной теме. Но существуют и двойные вариации (на две темы), и даже тройные - на три разные темы. Это усложняет форму и открывает бóльшие возможности для варьирования материала.

Показатели вариации в статистике

Понятие “вариация” широко используется не только в музыке, но и в математике, статистике. Здесь этот термин обозначает степень отклонения значений признака от средней величины.

Для измерения вариации в статистике применяют такие показатели, как:

  • Средняя вариация
  • Дисперсия
  • Средний коэффициент вариации

Эти показатели характеризуют рассеивание значений вокруг средней величины. Чем выше вариация, тем более разбросаны значения в выборке данных.

Зачем нужны вариации в музыке

Главное назначение этой формы - развитие и трансформация музыкального материала. Вариации позволяют композитору показать тему в разных ипостасях, раскрыть ее с неожиданных сторон.

Вариации также дают возможность для импровизации, фантазии, яркой виртуозности в исполнении. Недаром многие композиторы писали виртуозные вариации специально для демонстрации собственного исполнительского мастерства.

Известные музыкальные вариации

За многовековую историю существования вариационной формы было создано множество выдающихся образцов этих сочинений. Рассмотрим наиболее яркие примеры.

Вариации И.С. Баха

Этот великий композитор оставил немало шедевров в жанре вариаций. Среди них:

  • Хроматические фантазия и фуга
  • Гольдберг-вариации
  • Органные хоральные обработки

Вариации Баха отличают глубина мысли, сложность полифонической техники, богатство фактурных и регистровых красок.

Вариации венских классиков

Особенно много вариаций создали Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен. У каждого был свой подход.

Гайдн часто включал вариационные части в свои инструментальные циклы - симфонии, квартеты. Его вариации отличают жизнерадостность, остроумие.

Моцарт создал множество блестящих самостоятельных циклов фортепианных вариаций. В них ярко проявился его неповторимый мелодический дар.

В вариациях Бетховена ощутимы мощь, драматизм, философская глубина. Пример - великолепные "Диабелли-вариации".

Вариации в русской музыке

Русские композиторы особенно часто обращались к этой форме в оперном и вокальном жанре.

Здесь можно отметить хор "Славься" из оперы Глинки "Иван Сусанин", Персидский хор из "Руслана и Людмилы", вариации Томского в "Пиковой даме" Чайковского.

Эти номера отличают красочная оркестровка, яркий национальный колорит, запоминающиеся мелодии.

Современные вариации

И в 20 веке композиторы активно обращались к этой форме, внося в нее новые черты. Можно вспомнить такие шедевры, как:

  • Рапсодия на тему Паганини С. Рахманинова
  • Вариации на темы Пурцелля Б. Бриттена
  • Симфонические вариации для оркестра А. Шнитке

Эти сочинения демонстрируют богатство выразительных возможностей вариаций в современной музыке.

Как сочинить свои вариации

Давайте разберем, как можно самостоятельно сочинить интересные вариации.

Выбор темы

В качестве темы лучше всего взять:

  • Популярную народную или эстрадную мелодию
  • Известную классическую тему
  • Собственную оригинальную мелодию

Главное, чтобы эта мелодия была лаконичной, запоминающейся и имела ярко выраженный характер.

Способы варьирования

Для создания вариаций можно использовать такие приемы, как:

  • Изменение ритмического рисунка мелодии
  • Добавление украшений, форшлагов, мелизмов
  • Фактурные изменения - аккорды, арпеджио, пассажи
  • Перегармонизация мелодии
  • Смена темпа, размера, жанра

Советы начинающим

Чтобы ваши вариации получились интересными, рекомендую:

  1. Начать с простых приемов варьирования
  2. Чередовать контрастные вариации
  3. Завершить яркой кульминационной вариацией

При желании вы сможете сочинить действительно оригинальный вариационный цикл. Удачи вам в творчестве!