Морфологические способы образования слов
Основные способы образования слов в русском языке
Лексические единицы с новым уникальным значением и морфемным составом могут возникать с помощью двух основных методов: неморфологического и морфологического. На самом деле лингвисты выделяют не менее четырёх подтипов, но для удобства восприятия способы образования слов в школе классифицируют несколько упрощённо. Наиболее продуктивным и самым распространённым является морфологический способ. В современном русском языке чаще всего новые слова создаются на основе морфемных блоков. В свою очередь выделяются 3 вида подобного словообразования: аффиксация, сложение и безаффиксный способ. Аффиксация представляет собой словообразующий метод, который предполагает присоединение морфем к исходной основе. Например:
- Москва – москвич;
- прыгать – прыгнут;
- новый – по-новому;
- давний – издавна и т.д.
Аффиксация включает в себя не только суффиксальный и приставочно-суффиксальный, но и приставочный способ образования слов: школьный – пришкольный, бабушка – прабабушка, молоть – намолоть и проч. Безаффиксный метод предполагает присоединение нулевой морфемы. Такое происхождение характерно для отглагольных существительных, реже – для слов, образованных от прилагательных. То есть, в случаях, когда изначальная мотивация для лексической единицы содержится в действии или признаке:
- кричать – крик;
- взрывать – взрыв;
- ломать – лом;
- синий – синь.
- плащ-палатка;
- спортплощадка;
- вездеход;
- АТС (автоматическая телефонная станция);
- Сбербанк и т.д.
С помощью сложения образуются преимущественно имена существительные, причём слова, возникшие этим путём могут впоследствии мотивировать новые лексические единицы: вуз (аббревиация от «высшее учебное заведение») – вузовский.
Словообразовательная мотивация
Для того чтобы понять, где исходная основа, необходимо опереться на лексическое значение, а не только на морфемный состав слова. Вообще, способы образования слов тесно связаны с семантикой. Возьмём для примера два похожих по структурным частям слова: «хор» и «ход». Оба слова состоят из корня и окончания, но первое из слов в русском языке ничем не мотивировано, так как было заимствовано из греческого. Таким образом, «хор» - это непроизводная основа, которая стоит в начале семантического гнезда: хоровой, хоровод, хоралы и т.д. Слово «ход» образовано от однокоренного глагола с помощью нулевой суффиксации. Доказать это можно, если обратиться к толкованию слова, а следовательно и к мотивации его появления в языке. Проще говоря, ход – это там, где ходят. Реже встречаются случаи с двойной мотивацией, когда значение слова отсылает не к одной однокоренной основе. Типичный пример такого лингвистического феномена представляет собой такая лексическая единица, как "учительница". С одной стороны, очевидное ближайшее слово "учитель", но, с другой стороны, значение лексемы очевидно мотивировано глаголом "учить", а не только родовыми различиями обозначаемого предмета. Но подобные примеры - это скорее исключение, поэтому для определения способа словообразования проще ориентироваться на одну мотивирующую основу.Похожие статьи
- Способы словообразования: виды и особенности
- Классификация методов обучения элементарной грамоте.
- Вид глагола в русском языке: образование и правильное употребление
- Форма слова – это интересно
- Типы уроков. Классификация, цели и задачи уроков в школе
- Что такое термины в русском языке: примеры
- Техника продаж продавца-консультанта: 5 этапов. Как повысить объем продаж