Разделение властей
История человеческой цивилизации чрезмерно богата на страдания, вызванные действиями властей, эгоистичных, недальновидных, циничных. Множество бед были вызваны неконтролируемыми действиями правящих особ. Этот фактор уже в новое время привел к идее народа как источника любой государственной власти. Однако
одних только концепций выборности и конституционности оказывается недостаточно. Дополнительным гарантом демократичности государственных структур в современном мире является предмет обсуждения этой статьи. Разделение властей – это политическое и правовое понятие, диктующее, что государственный организм должен иметь несколько разделенных и никак не зависящих одна от другой властных структур. На практике в большинстве стран это выглядит таким образом, что суды, законодательный орган (парламент) и исполнительный (правительство, кабинет министров) действуют свободно и не имеют возможности перенимать полномочия друг друга. Таким образом, разделение властей выступает дополнительным фактором, оберегающим от возможной ее узурпации.История понятия
Прародитель концепции появился еще в античном мире. Если греческие полисы дали миру принцип демократии и избирательности, то в Римской республике зародилось первое на планете разделение властей, в обличье сената и консула. С падением античной цивилизации, множество достижений ее искусства, философии и правовой системы было утеряно. Лишь с эпохой Возрождения вновь начали возникать забытые и новые социально-политические идеи. Разделение власти как понятие заново ввели мыслители XII и XIII веков: Джон Локк и Шарль Монтескье. Идея развивалась параллельно с разнообразными политическими теориями правого, левого и центристского характера. С торжеством демократических начал в умах жителей большей части планеты, многие народы стали вводить в свои правительственные структуры и разделение властей. На сегодняшний момент она имеется в государственном аппарате практически всех государств Земли, за исключением некоторых консервативных монархий.Система разделения властей и ее современные особенности
Впрочем, разнообразие мировых культур и особенности социально-политических
исходных разных континентов подарили нам и разные трактовки этой простой теории. Так, система разделения властей во многих странах, кроме трех основных ветвей, имеет также дополнительные органы контрольного порядка. Например, центрально-избирательные комиссии в период выборов, контрольная, юридическая или даже экзаменационная (в Китае) ветви власти. Вместе с тем, имеется ряд особенностей и другого порядка. Во-первых, между ними существует разный баланс полномочий. Так в Российской Федерации президент является весьма весомой фигурой, в то время как в Италии или Германии его значение затмевает премьер-министр. Разную степень влияния может иметь и парламент. В случае парламентской республики, этот законодательный орган формирует правительство, то есть орган исполнительной власти. В то же время, в прездентско-парламентской республике инициатива создания правительства принадлежит главе государства. Подобные тонкости в процессе управления страной обычно определяются на основании местного исторического опыта.Похожие статьи
- Для чего нужны принципы разделения властей?
- Законодательным органом власти в РФ является... Система органов законодательной власти в РФ
- Развал СССР. Последний президент СССР. Беловежские соглашения 1991 года
- Власть - это... Понятие власти. Органы государственной власти РФ
- Система противовесов и сдержек: описание, суть и принцип
- Либеральная демократия: определение, признаки, достоинства и недостатки
- Виды органов исполнительной власти. Структура органов исполнительной власти