Конфликты в организации: неизбежное зло
Внутри компаний, где люди работают в плотно взаимодействующих командах, разногласия и недоразумения неизбежны. И даже подробное описание операций каждого сотрудника не спасет команду от, например, обвинений коллег в недостаточном усердии. Конфликты в организации – норма. Но они не должны подрывать жизнедеятельность офиса.
Это обходится дорого
Столкновения деструктивны. Трудно посчитать, во сколько обходятся компаниям межличностные проблемы, но время и работа, которая остается несделанной, стоят денег. Когда конфликты в организации выходят за некие индивидуальные для каждой фирмы рамки, ими начинают серьезно заниматься, мелкие же стычки чаще всего игнорируются.
Распространенные причины
Да, бывают разногласия на основе разных ценностей и даже на этнической почве. Но гораздо чаще профессиональные конфликты возникают из-за личностной несовместимости, стресса и высоких нагрузок, особенно когда деньги распределяются, по мнению обиженной стороны, несоответственно вкладу в работу команды. Больше всего столкновений происходит на нижних уровнях компании, по крайней мере открытого противоборства там больше. В процесс могут вовлекаться и менеджеры, но это встречается реже, их проблемы более завуалированы.
Тренинг для команды
Слишком частые и деструктивные конфликты в организации вынуждают руководителей задумываться о проведении специальных тренингов, модного нынче team-building, то есть наема специалистов по формированию командного духа. Людей учат объяснять свою позицию, работники вместе выполняют смешные задания, иногда вкратце даются знания о психологических типах и подводных камнях взаимодействия. Конечно, накладки психотипов неизбежны, но люди чувствуют себя предупрежденными и более уверенными при решении недоразумений.
Меж двух огней
Но работа с тимбилдерами дорога. Бюджетный способ решения проблемы - использование услуг человека-посредника, который профессионально не связан с конфликтующими сторонами. Он может выслушать обе стороны и помочь им самим найти выход из сложившейся ситуации. Это необязательно человек с психологическим образованием, часто просто личность с хорошими дипломатическими способностями и умением мыслить конструктивно. На Западе конфликты в организации разрешают работники кадровой службы, у нас это не так распространено.
Знание -сила
Для профилактики хорошо использовать образовательный подход, то есть личность каждого работника изучается и психологические портреты становятся доступны всем. Таким образом, люди заранее могут подготовиться к тому, чтобы не допустить противостояния. А что, если происходит конфликт с начальником? В этом случае подчиненный чувствует себя очень плохо, в результате чего возможны саботаж или даже увольнение.
Босс несправедлив?
Важно, чтобы у обиженной в конфликте стороны была возможность «выпустить пар», работнику можно порекомендовать сделать фото начальника крупным планом, повесить на дверь у себя дома и бросать дротики. А если серьезно, то просто следует отлично работать и не позволять боссу себя обижать. Если же ситуацию переломить не удается, надо уходить на другую работу и там с самого начала вести себя так, чтобы желающих унизить вас не нашлось.
Похожие статьи
- Способы и методы разрешения конфликтов. Стратегии разрешения конфликтов
- Виды и структура конфликта. Сущность и структура социального конфликта
- Функции конфликта. Функции конфликта конструктивные и деструктивные
- Виды и типы конфликтов
- Конфликт. Этапы конфликта, причины возникновения, развитие, участники и последствия. Способы разрешения конфликтов
- Что такое конфликт? Межличностный конфликт. Управление конфликтами
- Комиссия по трудовым спорам: внесудебный орган для решения конфликтных ситуаций