А вы знаете, кто такие маргиналы?
Кто такие маргиналы? Достаточно часто мы сталкиваемся с этим понятием и, как правило, оно имеет негативную окраску, граничащую едва ли не с оскорблением. Так кто такие маргиналы? Этимология термина происходит от латинского «marginalis», что буквально переводится как «с краю». Современная социология подразумевает под этим понятием человека (иногда группу лиц), который полноценно не вхож ни в одно общество, а находится в пограничном состоянии между разными социо-культурными слоями.
В современном значении этот термин родился в 1920-х годах в среде социологов, которые отмечали проблемы социализации мигрантов, попавших в новое для себя общество. Очутившись в чуждой социо-культурной среде, многие из них не могли адаптироваться к ее условиям – усвоить язык, поведенческие нормы и так далее. Эти люди буквально оказывались выброшенными из социальных процессов и находились на краю общества. Ярчайшим примером маргиналов современного мира являются потомки мигрантов в сегодняшней Франции. Наследники выходцев из стран Магриба (Туниса, Алжира и Марокко), они родились вне родины предков и уже не смогли социализироваться должным образом. Они плохо говорят на арабском, никогда не были в мусульманских странах. При этом не принимает основную часть из них и само французское общество. Живущие, как правило, в окраинных районах Лиона, Марселя или Парижа, такие люди также оказались на обочине общественных процессов, не говоря уже о болезненных социальных проблемах. Для потомков мигрантов во втором и третьем поколениях существует даже специальный термин, их называют беры (beurs – производное от arabics). Но маргиналы - это не только мигранты и их наследники. Человек может оказаться вне социума и по другим причинам – культурным, социальным или каким-то еще.Кто такие маргиналы в обществе потребления?
Главной характеристикой так называемого общества потребления, о котором много говорят сегодня, является тот факт, что основная ценность человека в глазах производства – не его способности к работе и созданию каких-либо благ или услуг (как было раньше), а покупательная возможность, которая позволяет производителю реализовывать свой товар. Высокий уровень технологичности создает условия, в которых больше нет необходимости в большом количестве рабочих рук, однако произведенный в огромных объёмах товар необходимо куда-то постоянно сбывать. Отсюда и мода, меняющаяся с каждым сезоном буквально на все, и намеренно низкое качество товаров, и внушение чувства неполноценности обладателям сколько-нибудь несоответствующих девайсов. Таким образом, маргиналы в современном обществе – это те люди, которые не могут или не хотят постоянно покупать. Именно это снижает их социальный престиж и превращает в чудаков. Одновременно это не означает, что человек на самом деле не обладает покупательной способностью, он может иметь сколько угодно много благ, однако важно, что он их не реализует при возможности.Кто такие маргиналы в других обществах?Вместе с тем человеческая история знает множество примеров социальных ценностей. Но всегда маргинализация определялась отсутствием возможности или желания быть каким-либо образом полезным в этом обществе.