Ценовая дискриминация: понятие, условия, виды и последствия
Ценовая дискриминация представляет собой ситуацию, в которой одна из фирм продает одинаковые товары по различным ценам различным покупателям, в зависимости от их платежеспособности или степени доверия к ним. При этом установление той или иной цены никак не связано с разницей в издержках или качестве поставляемой продукции. Но позволить себе такое может только фирма-монополист.
Общие сведения о понятии
Ценовая дискриминация – это один из способов ведения бизнеса, при котором товары, одинаковые по уровню издержек для фирмы, продаются по разным ценам различным покупателям. Это приводит к тому, что монополист получает дополнительную прибыль, а часть покупателей больше не могут позволить себе покупать предлагаемый товар. Перераспределение потребительского выигрыша в свою пользу и является целью дискриминационной политики. Также она может проводится для расширения собственного рынка сбыта. Поэтому можно утверждать, что использование ценовой дискриминации в условиях чистой монополии позволяет сделать ценообразование более эффективным и в некотором роде увеличивает благосостояние и фирмы, и потребителя.Ценовая дискриминация и ее условия
1) Для того чтобы фирме было выгодно проводить рассматриваемую политику, она должна обладать монопольной властью. Если это условие не выполняется и она работает на конкурентном рынке с равным другим компаниям успехом, то ценовая дискриминация только уменьшит ее прибыль, ведь ее клиенты просто перейдут к конкурентам.
2) Возможность разделения всех покупателей на группы по уровню их доходов или готовности заплатить за данный товар, т.е. сегментировать рынок по эластичности спроса.
3) Ценовая дискриминация связана с невозможностью перепродажи продукта между различными потребителями.
Ценовая дискриминация и ее виды
Каждая фирма самостоятельно принимает решение об установлении определенной цены на выпускаемый ею продукт. Если различия в цене можно объяснить различиями в затратах, то в этом нет ничего удивительного. В противном случае мы имеем дело с одним из видов дискриминации.
1) Совершенная ценовая дискриминация: фирме удается назначить каждому из своих покупателей максимальную цену, которую он готов заплатить за данный товар.
2) В зависимости от условий приобретения продукции: размера партии, дня недели или времени дня.
3) По группам потребителей или рынков: в этом случае товары продаются по различным ценам в зависимости от спроса различных групп населения.
Последствия ценовой дискриминации
Политика установления различных цен для разных покупателей может быть как временной мерой в условиях обострения конкуренции на рынке, так и систематическим явлением. Чем менее эластичен спрос на товар, тем выше потребительский выигрыш, а значит, и соблазн у монополиста распределить его с помощью ценовой дискриминации в свою пользу. Таким образом он может уменьшить цену на дополнительные партии товара и увеличить объем собственных продаж.Похожие статьи
- Дискриминация - это что такое? Виды, формы и признаки дискриминации
- Дискриминация: примеры в истории
- Правила максимизации прибыли и минимизации издержек
- Совершенная и несовершенная конкуренция: типы, виды и характеристики
- Здравоохранение: это что такое? Определение и история развития системы
- Директивное ценообразование пока работает
- Представители меркантилизма. Меркантилизм в экономике