Эффект масштаба и долгосрочное планирование

0
0

Чем более массовым является производство, тем меньше стоимость единицы такой продукции, поэтому мелкая фирма всегда является менее жизнеспособной, чем крупная. Обратите внимание, кому постоянно нужна помощь: малому или большому бизнесу? Но почему так происходит? Оказывается, здесь действует эффект масштаба. Именно из-за него в долгосрочной перспективе гораздо выгоднее производить продукцию на крупном предприятии, т.е. при укрупнении производства происходит уменьшение себестоимости единицы товара. Поэтому очень важно учесть этот момент при стратегическом планировании на предприятии.

Эффект масштаба: опыт различных организаций

эффект масштаба
Успешное развитие организации, будь то школа или частная фирма, сложно представить без предварительного планирования и периодического пересмотра стратегии. Если в школе будет 2000 учеников, а не 500, то программа в ней будет, скорее всего, гораздо более эффективной, потому что будет введено больше предметов и закуплено новое оборудование. Но легко ли ею будет управлять, и не приведет ли эффект масштаба к тому, что дети окажутся предоставлены сами себе? Точно так же с телефонными компаниями. Зачастую именно региональные телефонные предприятия обеспечивают лучшую связь, ведь они «ближе к своему потребителю» и могут вовремя реагировать на малейшие изменения рыночной конъюнктуры. Имеется так называемая «норма управляемости». Именно поэтому и существует антимонопольное законодательство.

Анализ долгосрочных стратегических целей фирмы

эффект масштаба в экономике
Планирование будущих размахов деятельности начинается с оценки текущего состояния. После этого нам нужно выяснить, будет ли иметь место положительный или отрицательный эффект масштаба производства. Если при удвоении используемых факторов выпуск вырос более чем в два раза, то такое расширение деятельности можно считать оправданным. Например, крупномасштабная сборка машин на конвейере позволяет углубить специализацию, закупить более мощное оборудование и в конечном счете получить большую чистую прибыль. В подобных отраслях действительно лучше работается именно крупной фирме, поэтому ее нужно обязательно плотно контролировать государству в вопросах установления цен на продукцию.

Неизменный и отрицательный эффект масштаба в экономике

эффект масштаба производства
Но бывает так, что удвоение производственных факторов приводит к аналогичному увеличению объема выпуска продукции. В этом случае нет разницы в том, будет ли построен один крупный завод или два. Например, туристические агентства зачастую имеют одинаковые издержки на одного своего клиента, независимо от их количества. Если же мы задействовали в два раза больше факторов производства, а выпуск продукции увеличился менее чем в два раза, то укрупнение вообще можно назвать нецелесообразным. Это значит, что эта сфера связана с проблемами в координации задач и несоблюдением нормы управляемости. В этом случае лучше открыть несколько мелких фирм, которыми можно эффективно управлять.