Диверсификация производства: понятие и виды

0
0

Что делать, если показатели компании падают, и обычные меры не помогают? Неужели уходить с рынка? Ситуации бывают разные, но в любом случае прежде чем сворачивать деятельность, необходимо рассмотреть все возможные способы удержаться на рынке. Например, нередко настоящим спасением становится диверсификация производства.

Диверсификация производства

Понятие диверсификации

Всем известная фирма Adidas начинала с того, что производила исключительно спортивную обувь. Сегодня фирменные магазины этой марки предлагают широкий ассортимент одежды и некоторых других товаров для любых видов спорта. Другой пример – компания Nokia. Популярнейший производитель мобильных телефонов начинал с изготовления бумаги! Это и есть диверсификация производства – расширение ассортимента производимого типа товаров или ведение не связанных друг с другом производств и иных видов экономической деятельности.

Для чего нужна диверсификация?

суть стратегии диверсификации
Как и многие другие способы укрепления позиций на рынке, диверсификация нужна для увеличения прибыли, расширения доли рынка или перестройки деятельности компании в случаях, когда ее продукт больше не востребован. Суть стратегии диверсификации состоит в распространении деятельности компании на те сферы, в которых она раньше не функционировала. Они могут быть как связаны с текущей деятельностью (например, фирма по производству пельменей начинает изготавливать полуфабрикаты котлет), так и не связаны (например, розничная сеть магазинов бытовой техники открывает производство микроволновых печей).

Суть стратегии диверсификации
Связанная диверсификация

Связанная диверсификация может принимать следующие формы:

  1. Вертикальная интеграция. Раньше предприятие производило соки, закупая сырье у фермеров. Но затем оно приняло решение приобрести собственную ферму, то есть включить в деятельность еще одно производство, которое входит в технологическую цепочку. Приведенный пример демонстрирует обратный тип вертикальной интеграции. Есть еще прямой тип, когда компанию интересует усиление позиций в сфере распределения и продажи готового продукта. В рассматриваемом примере это может произойти в форме открытия производителем соков собственного магазина.
  2. Горизонтальная интеграция. Чаще всего проводится с целью географического расширения сбыта и обычно представляет собой не что иное, как поглощение конкурентов. В результате приобретается конкурентное преимущество и эффект экономии от масштаба. Продукция однотипная, но разные (географически) рынки сбыта. Можно купить убыточную продуктовую сеть магазинов в городе Б и сделать ребрендинг в соответствии со стилем другой продуктовой сети магазинов, которая популярна в города А. Не исключено и просто расширение ассортимента при работе на том же рынке. Производитель пива вполне может объединиться с производителем кваса.

Несвязанная (латеральная) диверсификация производства

Стратегия центрированной диверсификации
В данном случае диверсификация происходит по принципу включения в деятельность тех сфер, с которыми ранее было мало (или не было совсем) общего.

  1. Стратегия центрированной диверсификации предполагает поиск возможностей расширения на базе уже используемых технологий, налаженного рынка сбыта и других преимуществ, связанных с существующей деятельностью. Основной бизнес остается в центре внимания компании, но он же способствует продвижению другого вида деятельности. Например, компания производит свадебные платья и аксессуары и в определенный момент понимает, что возможности для расширения закончились. Ничего не мешает ей создать новый бренд, под которым будет продаваться одежда для мам или детская одежда.
  2. Конгломеративная диверсификация. Осуществить диверсификацию данного типа непросто. Это включение новых рынков сбыта и производств, не связанных технологически. Если завод, собирающий автомобили, налаживает собственное производство шин, то здесь все логично и просто – это связанная вертикальная диверсификация. Если же он приобретает авиастроительную компанию вместе с ее поставщиками, то это уже совершенно другой уровень диверсификации.

Таким образом, диверсификация производства является способом расширения сферы деятельности и влияния компании на рынке, а также антикризисной мерой.