Диверсификация производства: понятие и виды
Что делать, если показатели компании падают, и обычные меры не помогают? Неужели уходить с рынка? Ситуации бывают разные, но в любом случае прежде чем сворачивать деятельность, необходимо рассмотреть все возможные способы удержаться на рынке. Например, нередко настоящим спасением становится диверсификация производства.
Понятие диверсификации
Всем известная фирма Adidas начинала с того, что производила исключительно спортивную обувь. Сегодня фирменные магазины этой марки предлагают широкий ассортимент одежды и некоторых других товаров для любых видов спорта. Другой пример – компания Nokia. Популярнейший производитель мобильных телефонов начинал с изготовления бумаги! Это и есть диверсификация производства – расширение ассортимента производимого типа товаров или ведение не связанных друг с другом производств и иных видов экономической деятельности.
Для чего нужна диверсификация?
Как и многие другие способы укрепления позиций на рынке, диверсификация нужна для увеличения прибыли, расширения доли рынка или перестройки деятельности компании в случаях, когда ее продукт больше не востребован. Суть стратегии диверсификации состоит в распространении деятельности компании на те сферы, в которых она раньше не функционировала. Они могут быть как связаны с текущей деятельностью (например, фирма по производству пельменей начинает изготавливать полуфабрикаты котлет), так и не связаны (например, розничная сеть магазинов бытовой техники открывает производство микроволновых печей).Связанная диверсификация
Связанная диверсификация может принимать следующие формы:
- Вертикальная интеграция. Раньше предприятие производило соки, закупая сырье у фермеров. Но затем оно приняло решение приобрести собственную ферму, то есть включить в деятельность еще одно производство, которое входит в технологическую цепочку. Приведенный пример демонстрирует обратный тип вертикальной интеграции. Есть еще прямой тип, когда компанию интересует усиление позиций в сфере распределения и продажи готового продукта. В рассматриваемом примере это может произойти в форме открытия производителем соков собственного магазина.
- Горизонтальная интеграция. Чаще всего проводится с целью географического расширения сбыта и обычно представляет собой не что иное, как поглощение конкурентов. В результате приобретается конкурентное преимущество и эффект экономии от масштаба. Продукция однотипная, но разные (географически) рынки сбыта. Можно купить убыточную продуктовую сеть магазинов в городе Б и сделать ребрендинг в соответствии со стилем другой продуктовой сети магазинов, которая популярна в города А. Не исключено и просто расширение ассортимента при работе на том же рынке. Производитель пива вполне может объединиться с производителем кваса.
Несвязанная (латеральная) диверсификация производства
В данном случае диверсификация происходит по принципу включения в деятельность тех сфер, с которыми ранее было мало (или не было совсем) общего.- Стратегия центрированной диверсификации предполагает поиск возможностей расширения на базе уже используемых технологий, налаженного рынка сбыта и других преимуществ, связанных с существующей деятельностью. Основной бизнес остается в центре внимания компании, но он же способствует продвижению другого вида деятельности. Например, компания производит свадебные платья и аксессуары и в определенный момент понимает, что возможности для расширения закончились. Ничего не мешает ей создать новый бренд, под которым будет продаваться одежда для мам или детская одежда.
- Конгломеративная диверсификация. Осуществить диверсификацию данного типа непросто. Это включение новых рынков сбыта и производств, не связанных технологически. Если завод, собирающий автомобили, налаживает собственное производство шин, то здесь все логично и просто – это связанная вертикальная диверсификация. Если же он приобретает авиастроительную компанию вместе с ее поставщиками, то это уже совершенно другой уровень диверсификации.
Таким образом, диверсификация производства является способом расширения сферы деятельности и влияния компании на рынке, а также антикризисной мерой.
Похожие статьи
- Прямые инвестиции. Международные прямые инвестиции
- Венчурный капитал. Инвестирование венчурного капитала
- Инвестиционный климат. Инвестиционная привлекательность
- Генетика пола: типы определения пола, наследование признаков, сцепленных с полом, интересные факты
- Кабель micro-USB: обзор, характеристики, назначение
- Классификация товаров и услуг
- Градообразующее предприятие: сущность, значение, особенности развития