«Судьба человека» и Михаил Шолохов, кто был прототипом рассказа. Цитаты Шолохова – лауреата Нобелевской премии
Не так давно – 24 мая – любители литературы отмечали день рождения величайшего русского писателя 20-го века. Имя Михаила Шолохова, лауреата Нобелевской премии, автора культовых романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина», хорошо известно нашим читателям. Многие произведения мастера издавались не только в СССР, но и за рубежом. В этом году исполнилось 116 лет со дня его рождения.
Одной из наиболее популярных его работ является рассказ, посвященный описанию судьбы простого русского человека, прошедшего войну. Он так и называется – «Судьба человека» (1956). Сюжет рассказа не выдуманный, у его героя есть реальный прототип.
Сюжет
В начале войны главный герой Андрей Соколов расстается с семьей и отправляется на фронт. В одном из первых сражений он получает ранение и попадает в плен к нацистам. Здесь герою доводится пережить все тяжести концентрационного лагеря, благодаря собственному мужеству избежать расстрела и в конце концов бежать к своим, за линию фронта.
Андрей продолжает бить врага. Получив короткий отпуск, он спешит в родные места. Здесь герой узнает о том, что его любимая жена Ирина с обеими дочерьми погибли в самом начале войны во время бомбежки. Боец был не в силах находиться там, где когда-то был счастлив. Не дожидаясь окончания отпуска, он возвращается в свою часть. Все последующее время сил ему придает мысль о том, что у него еще есть на свете родная душа – это сын, который, став офицером, как и отец, воюет с врагом.
Сколько несчастий может вынести на своем веку человек? Судьба была к Андрею Соколову немилосердна. В последний день войны Андрей теряет и сына. Теперь он совершенно одинок.
По окончании войны герой работает шофером. Однажды ему повстречался мальчик-сирота, у которого обоих родителей отняла война. Соколов называется мальчику его отцом. Оба осиротевших человека, взрослый и ребенок, получают надежду на новую жизнь.
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина… («Судьба человека»)
Об истории создания
В основе сюжета этого рассказа лежат реальные события. Весной 1946-го во время охоты Шолохову повстречался человек, поведавший ему о своей печальной судьбе.
А знает ли читатель о том, что Шолохов повстречался с героем рассказа «Судьба человека» Андреем Соколовым именно на охоте. В первый послевоенный год поехал он поохотиться ранней весной на большой, образовавшийся от талых вод степной лиман поблизости от хутора Моховского. На том лимане базбоязненно садились пернатые – дикие гуси и казарки. Присев на плетень отдохнуть у разлившейся степной речушки Еланки, он заметил мужчину, который вел за руку мальчика по направлению к речной переправе. Усталые путники подошли к нему и, приняв к речной переправе, запросто сели отдохнуть. Тогда-то, на этом плетне и поведал Андрей Соколов «своему брату-шоферу» о своей судьбе. Путник собирался было уже уходить, но в это время подъехала к писателю его жена и выдала его что называется с головой. Путник ахнул от такой неожиданности, но уже было поздно – все успел рассказать о себе, и быстро распрощался. А писатель жалел, что не успел узнать его фамилию. <...> Возвратился тогда писатель с охоты необычно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком. (Из очерка журналиста М. Кокта «В станице Вешенской»)
Писателя чрезвычайно увлек рассказ незнакомца. Он решил во что бы то ни стало написать об этом и даже поделился своим замыслом с работниками райкома партии. Однако приступить к его воплощению писатель смог только спустя десять лет.
Как-то, в 1956-м, во время своего пребывания в Москве писатель перечитывал произведения Ремарка и Хемингуэя, в которых человек описывался бессильным и обреченным, и решил обратиться к теме, о которой на протяжении последних дести лет не забывал. Картина той встречи у переправы с неизвестным шофером, рассказавшим ему свою историю, воскресла и стала перед глазами. Мысли и образы, зревшие и вынашиваемые в течение всего этого времени, получили нужный толчок, конкретную форму и направленность. Шолохов не отрывался от письменного стола в продолжение недели.
На восьмой день замечательный рассказ о судьбе человека, выжившего и не растерявшего мужества в страшных испытаниях войны, был готов. Впервые он был опубликован в «Правде» в декабре-январе 1956-1957 гг. Художником С. Трофимовым были созданы проникновенные иллюстрации к произведению.
Читательский отклик
Публикация вызвала огромное количество откликов читателей и критиков. О необычайной популярности нового рассказа Шолохова писатель Ефим Пермитин сообщал:
Непрекращающийся поток писем в адрес автора, редакций газет, опубликовавших рассказ, радиостанциям, несколько раз передавшим его в эфир, говорит об исключительной силе воздействия этого произведения на читателей и слушателей. <…> Стол писателя был завален письмами. Писали люди, пережившие ужасы фашистского плена, семьи погибших фронтовиков, рабочие, колхозники, врачи, педагоги, ученые, советские и зарубежные писатели, такие как Николай Задорнов, Федор Кравченко, Борис Полевой, Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй и многие, многие другие. С каждым днем поток писем все увеличивался. Ни автор, ни окружающие его люди не в состоянии были ответить и на сотую их часть. Все их не приведешь и не перескажешь. (Ефим Пермитин, «Литературная газета», 1957, 21 марта, №35)
Михаил Шолохов: цитаты
Представим к ознакомлению несколько проникновенных, волнующих цитат из произведений великого писателя:
- Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце высохли. Может, поэтому оно так и болит? («Судьба человека»)
- Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли! («Судьба человека»)
- Люди – что овцы: куда баран, туда и весь табун. («Тихий Дон»)
- Со стороны глядеть – не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. («Судьба человека»)
- Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... («Тихий Дон»)
- Прошлое – вот как та дальняя степь в дымке. Утром я шел по ней, все было ясно кругом, а отшагал двадцать километров, и вот уже не отличишь лес от бурьяна, пашню от травокоса… («Судьба человека»)
- Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело. («Тихий Дон»)
- А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожение себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались; вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались, нравственно искалеченные. Это называли подвигом. («Тихий Дон»)
- Умная у тебя голова, да дураку досталась! («Тихий Дон»)
- Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь. («Тихий Дон»)
- А на что я тебе? – А на всю жизнь. («Судьба человека»)
- Детская память, как летняя зарница: вспыхнет, накоротке осветит все и потухнет. («Судьба человека»)
- Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль. Ветер зализал следы ушедших — время залижет и кровяную боль, и память тех, кто не дождался родимых и не дождется, потому что коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы… («Тихий Дон»)
- До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул! («Судьба человека»)
- Как пахнут волосы у этих детишек! Солнцем, травою, теплой подушкой и еще чем-то бесконечно родным. И сами они – эта плоть от плоти его, – как крохотные степные птицы… («Тихий Дон»)
- Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? («Судьба человека»)
- Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука. («Судьба человека»)
- Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника… («Судьба человека»)
Экранизация
В 1959-м произведение Михаила Шолохова было экранизировано. Выдающийся советский режиссер Сергей Бондарчук выступил в качестве постановщика одноименной картины и исполнителя главной роли. Фильм имел столь же оглушительный успех, как и его литературная основа. В этом же году на Московском фестивале кино получило главный приз. Это стало ступенькой, с которой молодой режиссер начал свой путь в большой кинематограф.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание