Источники административного права и политика
Система и источники административного права – законодательные нормы и нормативные предписания, регулирующие административные отношения в обществе и государстве. Деятельность всей бюрократической системы базируется на формах реализации, закрепленных в соответствующем законодательстве.
Содержание и управление
Источники административного права имеют два условных измерения. Форма реализации – посредством норм, закрепленных в административном и процессуальном кодексах, которые можно рассматривать в качестве внутренних «конституций» для бюрократии. Второе измерение – это, собственно говоря, отношения, складывающиеся в обществе на основе административных норм. Учитывая, что любая организация, в том числе и социум, является прежде всего жестко управляемой структурой, ничего удивительного, что искомые административные нормы предписывают все аспекты его деятельности. Кроме того, следует отметить, что источники административного права – корпоративная структура, причем динамично развивающаяся. С одной стороны, она упрощается вследствие дерегуляции экономических, социальных и политических отношений. С другой стороны, усложнение общественной составляющей заставляет вводить новые административные регулятивы, но уже опираясь на новую философию управления. В результате бюрократическая природа принимаемых «внутри» государства решений меняется: по идее, она должна соответствовать интересам бизнеса, социальных групп, общественных организаций, то есть всем проявлениям общественной жизни.
Классификация
В нашей стране источники административного права классифицируются по административно-территориальному признаку. Первая группа – это федеративные законы и предписания, в том числе указы Президента и Правительства, а также распоряжения, принятые федеральными министерствами и ведомствами. Вторая группа – это нормативные акты всех весовых категорий, утвержденные органами региональной власти и управления. Все эти документы создают общие «правила игры», в рамках которых, по идее, должна работать бюрократическая машина.
Источники административного права РФ
Таковыми могут являться:
- Международные договоры и обязательства, которые взяло на себя Российское государство. Нормы, прописанные в этих документах, обязательны для выполнения всеми государственными структурами РФ.
- Конституция РФ, где прописаны общие правила работы российской бюрократии.
- Законодательные нормы, определяющие формат деятельности министерств, ведомств и государственных корпораций. Такие нормы динамичны и часто зависят от экономических и политических факторов. В этом плане проблематично говорить о наличии стандартизированных «правил игры», скорее всего, речь идет о зависимости административных и управленческих норм от текущей политической ситуации. Объясняется это тем, что в РФ административная и бюрократическая части юридически не разведены и представляют собой комплекс единовыполняемых мер и предписаний.
- Федеральное законодательство. Источники административного права, таким образом, образуют комплексную систему, состоящую из норм ФЗ и внутриведомственных предписаний.
- Нормативные акты региональных представительств, министерств и ведомств, а также органов регионального управления субъектов РФ, федеральных округов.
- Правовые нормы, утвержденные на уровне органов местного самоуправления.
Похожие статьи
- Административный отпуск: особенности предоставления
- Административное принуждение: понятие, виды и методы
- Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды, классификация, примеры
- Административный процесс: виды, стадии, принципы
- Законы и подзаконные акты. Подзаконные нормативно-правовые акты
- Меры и примеры административной ответственности
- Понимание нормы права в контексте его основных отраслей