Система образования в России: история становления
Начало русской национальной школе было положено в Киевской Руси. В развитии древнерусской культуры и просвещения немалую роль сыграло введение улучшенной азбуки (кириллицы), которая была создана на основе звукобуквенного греческого алфавита с учетом фонетики древнеславянского языка.
Начало положено...
Централизованная система образования в России берет свое начало в X-XIII веках, с момента создания и открытия церковно-приходских школ, учреждений при монастырях и дворцах князей. Педагогические начинания князя Владимира успешно продолжены Ярославом Мудрым, которому принадлежала идея создания первой библиотеки при Софийском соборе в Киеве. Если верить берестяным грамотам XI-XV веков, грамотность в Древней Руси получила достаточное распространении не только среди знати, но и среди горожан, ремесленников, торговцев, благодаря «мастерам грамоты» - дьячкам, которые занимались обучением детей.
Первый ВУЗ
Первое высшее учебное заведение было организовано на территории современной Украины – Киевско-Братская Коллегия, позже переименованная в Академию, была открыта в 1632 году. Студентами данного учебного заведения были дети зажиточных горожан, духовенства, представителей казачества. Система образования в России того времени одним из методов преподавания выбрала диспут, а само обучение происходило на греческом языке.
Студентам преподавались такие предметы, как славянский, греческий и польский языки, латынь, грамматика, риторика, пиитика, музыка, философия, геометрия, арифметика, астрономия, богословие. А на территории современной России, в Москве, первой была открыта Славяно-греко-латинская академия в 1687 году. Именно в этом учебном заведении получили образование архитектор В. Баженов и М. Ломоносов, благодаря которому в 1755 году открылся Московский университет.Образование и народ
В XVIII-XIX веках, в эпоху реформации при правлении Петра I, была затронута и система образования в России. Именно с этого времени обучение стало доступно простому народу, поскольку открывались народные школы. Начальным звеном стали церковно-приходские, в которых осваивали знания в области богословия, счета и чтения в течение одного года; далее – начальные, где готовили кадры для уездных школ. В них преподавались основы математики, литературы, профессиональных наук, обучение проходило в течение двух лет. Выпускники данных школ подготавливали кадры для гимназий, следующая ступень после которой – университет. Обучение в этом заведении было четырехлетним, на одном их факультетов: юридическом, медицинском, словесности, искусств. Эта система образования в России существовала в шести округах, во главе каждого стоял попечительский совет.
Преемственность
Исторически так сложилось, что дошкольное образование в России было прерогативой родителей ребенка или его бабушек и дедушек, оно никогда не являлось обязательным. Первые детские сады возникли в конце XIX века, изначально разделившись на «народные» и «для представителей интеллигенции». Во времена Советского Союза подобное деление перестало быть актуальным, а поскольку люди большую часть своего времени проводили на работе, дошкольные учреждения получили широкое распространение, в них стали отдавать детей, едва достигших пары месяцев. Именно в те годы начала складываться система непрерывного образования в России, предполагающая преемственность между всеми звеньями воспитательно-образовательного процесса. Так, сначала ребенок посещал детский сад, затем поступал в школу, а далее уже, в зависимости от способностей, возможностей и желания – в высшие или средне-специальные учебные заведения.
Для тех же, кто хотел свою жизнь посвятить науке, существовало послевузовское образование и различные научно-исследовательские институты.И вновь реформы...
Современная система образования в России претерпела некоторые изменения по сравнению с советской. Кроме общеобразовательных школ появились лицеи и гимназии, профтехучилища стали гордо именоваться «колледжами», в высших учебных заведениях стало возможно учиться как на бюджетной, так и на договорной основе. В последнее время получили распространение частные детские сады и школы, развивающие центры. С принятием нового закона «Об образовании» реформирование этой сферы продолжится и в дальнейшем.
Похожие статьи
- Виды высшего образования в России: описание, особенности подготовки и отзывы
- Основные принципы образования
- Тьюторство в образовании - это что такое? Описание
- Средне-специальное образование: хорошо или плохо?
- Интернационализация образования - это что такое? Пример интернационализации образования
- Технические ВУЗы России: список и рейтинг лучших
- Обзор и отзывы о МТИ (Московский технологический институт)