Что такое кривошипно-шатунный механизм и как он устроен?
Кривошипно-шатунный механизм – это совокупность деталей двигателя. Главное назначение данного устройства заключается в преобразовании возвратно-поступательных движений поршней во вращательные движения коленвала в ДВС и наоборот. Кривошипно-шатунный механизм двигателя имеет следующее устройство:
- Поршень.
- Шатун.
- Коленвал.
- Маховик.
- Блок цилиндров и ГБЦ.
Поршень
Данный элемент имеет цилиндрическую форму. Как правило, поршень изготавливается из сплава алюминия. Главная функция данного элемента заключается в превращении изменений давления газа в механическую работу. Таким образом, под воздействием давления поршень поднимается верх, тем самым преобразуя работу в механическую.
Шатун
Чаще всего шатун изготавливается из кованой стали, которая позволяет механизму выдерживать колоссальные нагрузки, создаваемые в камере двигателя. Данный элемент имеет шарнирные соединения. Шатун передает усилия, которые создает поршень под воздействием давления, на коленчатый вал. По своей конструкции данный механизм являет собой элемент со стержнем двутаврового сечения, на котором имеется верхняя и нижняя головка. В верхней части шатуна есть «плавающий» поршневой палец. Нижняя часть – разборная. Она обеспечивает тесное соединение детали с шейкой вала.
Коленчатый вал
Кривошипно-шатунный механизм предполагает наличие коленвала, который воспринимает усилия от шатуна и преобразовывает их в крутящий момент. Далее это усилие передается через механизмы на ведущий мост, а затем на колеса. Коленчатый вал, так же как и шатун, изготавливается из высокопрочной стали, реже из чугуна. Данный механизм состоит из шатунных и коренных шеек. Они соединяются щеками и далее вращаются в подшипниках скольжения. Конечно, без смазки невозможно получить нормальное скольжение, поэтому внутри данных устройств есть специальные отверстия, по которым осуществляется подача масла.
Маховик
Данный механизм располагается на конце коленвала. Сейчас на большинстве автомобилей устанавливаются двухмассовые маховики. По своей конструкции они являют собой 2 диска, упруго соединенных между собой. Благодаря зубчатому венцу маховика осуществляется запуск двигателя через стартер.
Блок и головка блока цилиндров
Эти детали отливаются из чугунной стали. На блоке цилиндров есть специальная рубашка охлаждения, точки крепления деталей, а также постели для подшипников коленвала и распредвала. Головка блока имеет камеру сгорания, впускные и выпускные каналы, втулки, запрессованные седла, а также специальные отверстия, в которых располагаются свечи зажигания. Между блоком и головкой есть специальная прокладка, которая обеспечивает герметичность соединений обоих механизмов. В целом все эти детали образуют кривошипно-шатунный механизм. Все эти устройства входят в состав современных ДВС. Поэтому сборка двигателя ВАЗ происходит по аналогичному принципу, что и у корейских, японских и немецких авто. Мотор устроен одинаково у всех машин, и его конструкция не меняется десятилетиями.
Похожие статьи
- Двигатели мотоциклов: устройство, принцип работы, технические характеристики
- Принцип работы двигателя внутреннего сгорания. ДВС: устройство, работа, КПД
- Мотор УМЗ-417: характеристики и особенности конструкции
- Мощный двигатель Стирлинга своими руками
- Гильотина - это что такое? Виды станков, назначение, характеристики, фото
- Катушка зажигания - признаки неисправности и основные симптомы
- Двухмассовый маховик: замена и ремонт