Зарплата и суммированный учет рабочего времени

0
0

Особенности применения суммированного учета

Вопрос расчета и начисления работникам заработной платы напрямую касается рабочего времени. Речь идет о конкретном временном промежутке, который затрачивает работник в ходе производственного процесса на данном предприятии или при выполнении какого-либо отдельно взятого вида работ. Главный трудовой закон страны (статья 91) принял решение о том, что нормальная, допустимая законом продолжительность времени работы не должна быть больше 40 часов за 1 неделю. Отсюда вытекает, что продолжительность работы в течение 1 дня должна составлять 8 часов. Это оптимальное время принято обязательным для всех предприятий, организаций и учреждений страны.

суммированный учет рабочего времени

Однако бывают частные случаи, когда практически невозможно организовать производство так, чтобы ежедневно каждый работник трудился по 8 часов. В этом случае применяется особый, суммированный учет рабочего времени. Каким образом? Сначала устанавливается наиболее удобный учетный период, то есть промежуток времени, который будет использоваться для контроля расхода. Это может быть месяц, квартал, но не более года. В течение этого промежутка количество часов (за день, за неделю) может меняться, но в целом за период сумма часов отработанного времени должна соответствовать установленной норме. Именно поэтому этот способ и называется «суммированный учет рабочего времени». К примеру, за 1 квартал 2014 года норма часов рабочего времени должна составить 454 часа с учетом праздников и выходных. Но это не значит, что каждую неделю человек отрабатывает ровно по 40 часов. Количество их может меняться, но в сумме за квартал оно должно быть не меньше установленной величины. Если же количество часов, отработанных фактически, больше положенных по нормативу, то такая переработка считается сверхнормативной и оплачивается в увеличенном размере. Продолжительность такой работы тоже строго регламентирована. В год один работник может трудиться сверх нормы не более 120 часов. Суммированный учет рабочего времени очень удобен при сменной работе, особенно в тех случаях, когда продолжительность смен не одинакова. Аналогично дело обстоит и при вахтовом методе. К примеру, работник трудится в день по 12 часов. Отработав 14 дней, он выработает полностью временной норматив за месяц. Затем на вахту заступает другая бригада. Суммированный учет рабочего времени часто используется в условиях непрерывного ведения процесса производства.

Бланки для учета времени

правила заполнения табеля учета рабочего времени

На любом предприятии обязательно ведется строгий учет, а также контроль рабочего времени абсолютно всех сотрудников. Это необходимо делать по двум причинам. Во-первых, для контроля режима рабочего времени. Во-вторых, для подтверждения обоснованности начисления зарплаты. Для этих целей разработан специальный бланк, который получил название «Табель». Существует 2 варианта этого документа:

  1. Стандартная форма Т-12. Она специально разработана для того, чтобы вести учет отработанного времени, и служит для обработки данных ручным способом.
  2. Форма Т-13. Она служит для автоматизированного способа учета.

Правила

Существуют определенные правила заполнения табеля учета рабочего времени. На большинстве предприятий до сих пор учет ведется ручным способом, поэтому первый вариант наиболее распространен. Обычно в штате имеется специальный сотрудник (табельщик), который целиком отвечает за эту работу. В противном случае ответственного работника назначает руководство в приказном порядке. Заполнять бланк просто. Для начала необходимо четко уяснить буквенные сокращения, при помощи которых в табеле ведется учет. Далее заполняется верхняя часть бланка, где указывается название предприятия, структурного подразделения и дата составления. Затем идет список сотрудников в алфавитном порядке с указанием табельного номера, должности и количества ставок (гр. 2, 3). После этого в гр. 4, 6 указывается отработанное время с разбивкой по дням. Записи ведутся в две строки. В верхней записывается буквенное выражение, а в нижней – количество часов (отработанных фактически). В гр. 5, 7 указывается промежуточный итог. Далее, с гр. 8 по гр. 13, выбирается количество фактически (реально) отработанных часов, а с гр. 14 по гр. 17 – количество неявок. Табель подписывает работник, ответственный за его заполнение, и утверждает руководитель предприятия.

заполнение табеля учета рабочего времени

Особенности составления табеля

Заполнение табеля учета рабочего времени лучше вести ежедневно. Это позволит свести к минимуму наличие ошибок и неточностей. По окончании месяца черновой вариант уточняется, и уже готовый табель отдается на утверждение. Для составления окончательного варианта могут понадобиться следующие документы: штатное расписание, устав, личные карточки всех работников и подтверждающие документы (приказы, больничные листы, распоряжения и другие). При помощи них  выверяется количество и причина неявок каждого сотрудника. Готовый табель со всеми подписями сдается в отдел кадров, а затем передается в бухгалтерию для произведения начислений. Чтобы данные выглядели нагляднее, результаты выписываются на отдельный лист. Этот документ прилагается к бухгалтерским расчетам для подтверждения правдивости данных.