Аттестация педагогических работников. В 2014 году внесены изменения
Слово «аттестация» со школьной скамьи вызывает стойкий неприятный привкус. У многих оно провоцирует дрожь в коленках и панический страх, потому что этот процесс сродни экзамену. По большому счету, это так и есть, поскольку аттестация представляет собой оценку деятельности, знаний и умений.
Уровень квалификации педагогов
Педагогические работники – это широкий круг специалистов, работающих в системе образования и воспитания различных уровней, начиная от дошкольного и заканчивая специальным. Получив образование, педагог не может остановиться на достигнутом. Постоянно совершенствуясь в профессии, достигая определенных результатов, он имеет возможность повышать свою квалификацию. Таким образом, педагоги различаются степенью и видом профессиональной обученности и, соответственно, получают разное вознаграждение за свой труд. Степень квалификации у педагогов определяется присваиваемой категорией. До недавнего времени специалисты-педагоги могли преподавать без категории, со второй, первой и высшей категориями. В новой редакции закона в эту градацию внесены некоторые изменения. Заработная плата педагогов первой и высшей категорий отличается от оплаты труда специалистов без категорий, но несущественно. Примерно 10% составляет разница между оплатой за высшую и первую категории.
Цели аттестации педагогических работников
Так как образование подрастающего поколения - это государственная задача, власть берет на себя функции контроля за уровнем профессиональной компетенции педагогов. Таким образом, аттестация педагогических работников - это дорога с двухсторонним движением. Для учителя - возможность профессионального роста, самооценки и постановки больших перспективных задач, а для государства - обеспечение общества высококлассными профессионалами, наставниками для детей и молодежи, которые смогут работать в соответствии с требованиями времени и научно-технического прогресса.
Новый закон о проведении аттестации педагогических работников
В мае 2014 года Министерство Юстиции Российской Федерации зарегистрировало новый приказ и приложение к нему, регламентирующие порядок, согласно которому должна проходить аттестация педагогических работников. Каждые пять лет педагог обязательно должен пройти это испытание и подвести, таким образом, определенный промежуточный итог своей деятельности. Разница в том, что в одном случае это будет экспертиза на соответствие занимаемой должности, проводимая комиссией внутри учебного заведения, без изменения статуса педагога. В другом случае, по желанию педагога, - аттестация на получение категории. Определенная работа должна проводиться и в одном, и в другом сценарии, а результат и удовлетворение от общественного признания – разное. Также по новому закону вообще упразднено понятие второй категории.
Проведение аттестации организацией образования
Организация образования для проведения процедуры аттестации создает специальную комиссию, в которую в обязательном порядке входят выборный член профсоюза, руководитель и его заместители. Работники, не имеющие категории, должны каждые 5 лет проходить экспертизу на соответствие должности, которую они занимают. При этом им не присваиваются категории. В новом законе ряд лиц не имеют права проходить эту процедуру. К ним относятся педагоги, проработавшие в данной организации менее 2 лет, более 4 месяцев находящиеся на больничном листе, беременные женщины или работники, пребывающие в декрете, отпуске по уходу за ребенком. Для последних категорий аттестация станет возможной не ранее 2 лет после выхода на работу.
Аттестация по желанию
Итак, каждый педагог раз в пять лет должен пройти экспертизу своей профессиональной деятельности. При этом аттестация педагогических работников может дать возможность профессионального и карьерного роста. Это произойдет в том случае, если учитель напишет заявление в муниципальную комиссию или в комиссию, сформированную федеральными исполнительными органами власти, о рассмотрении вопроса присвоения ему первой или высшей категории на основании его достижений. Соответствующая категория может быть присуждена при наличии положительной динамики результатов обучения учащихся, активного участия педагога в методической работе по предмету. Заявление на высшую категорию нельзя подавать в случае присвоения педагогу первой категории менее двух лет назад.
Подготовка к аттестации
Если откладывать подготовку к аттестации на потом, то итоги, скорее всего, будут отрицательными. Комиссия рассматривает результаты продуктивной деятельности педагога на протяжении межаттестационного периода, поэтому аврально пройти экспертизу вряд ли удастся. Прежде всего, нужно настроиться на продуктивную работу в течение каждого урока, предъявляя требования не только к ученикам, но и к самому себе. «Что мне удалось сегодня на уроке? Что упустил? На что не обратил должного внимания?» - такой самоанализ должен стать привычным и ежедневным.
Во-вторых, необходимо составить перспективный план возможного участия с учениками или отдельно педагогу в олимпиадах, конкурсах, конференциях и подобных мероприятиях. Победы или даже участие – это ваши достижения и доказательства активного творческого подхода к своей работе. Издание сборника тестов, брошюр, программ и методических рекомендаций – это уже заявка на высшую категорию. Добавляем положительные результаты контрольных срезов знаний – и все готово. Таким образом, аттестация педагогических кадров - это оценка положительного результата серьезного труда.
Повышение квалификации
Не менее важным вопросом при аттестации является возможность курсовой переподготовки или повышения квалификации. Многие площадки послевузовского образования предоставляют возможность действующим учителям ознакомиться с новейшими тенденциями педагогической и психологической наук в целом, с методическими достижениями в преподавании различных дисциплин. Одним из таких центров является НИРО. Аттестация педагогических работников невозможна без квалифицированной оценки уже имеющихся знаний. Там же, в Нижегородском Институте Развития Образования, осуществляется методическое и организационное сопровождение аттестации. На сайте можно ознакомиться с тестовыми вопросами для первого этапа прохождения аттестации, пройти курсы переподготовки.Дошкольные образовательные учреждения
Аттестация педагогических работников ДОУ в целом соответствует всем положениям, о которых было написано выше. Также внутри организации дошкольного образования экспертная комиссия проверяет педагогов без категории на соответствие должности, и по заявлению педагога комиссии высшего уровня рассматривает вопрос о присвоении соответствующей категории.
Но нельзя не сказать и о специфике проведения данной процедуры. Во-первых, нет возможности проследить результаты деятельности через контрольные срезы знаний, олимпиады и конференции для воспитанников. Во-вторых, специфика работы предъявляет особые требования к знаниям возрастной педагогики, применению личностно-ориентированного подхода. Воспитатели и специалисты ДОУ должны давать открытые мероприятия, занятия, совершенствовать методику развития отдельных умений и навыков детей. Важен опыт участия, выступления на методических объединениях, педагогических советах, наличие печатных работ.
Похожие статьи
- Что такое профессиональный стандарт педагога
- Повышение квалификации педагогических работников дистанционно: особенности, требования и отзывы
- Портфолио воспитателя для аттестации. Готовое портфолио воспитателя детского сада
- Как быстро заработать денег в Москве? Чем заниматься в Москве, чтобы быстро и много заработать
- Роддом № 20 на Первомайской в Москве: адрес, фото, отзывы, список вещей
- Детский гастроэнтеролог в Москве: рейтинг лучших, отзывы пациентов
- Океанариум на ВДНХ в Москве: фото, отзывы, адрес, режим работы