ИЖ планета 3. Более 40 лет популярности
Мотоцикл среднего класса ИЖ Планета 3 выпускался Ижевским машиностроительным заводом 6 лет: с 1971 по 1977 год. Всего за это время было выпущено около полумиллиона экземпляров. Далее до 1981 года было выпущено более 600 тысяч модификаций мотоцикла. Эта техника до сих пор находится в эксплуатации и имеет своих почитателей, поскольку весьма неприхотлива и вынослива. От своего собрата ИЖ Юпитер (выпускался в те же годы параллельно) Планета 3 отличался большей надежностью и производительностью одноцилиндрового двигателя. Внешне же эти две модели не отличались ничем: прямоугольная форма бензобака с накладками из резины, те же линии на задних и передних крыльях и седло, вместо удлиненного сидения. Но относительно своего предшественника ИЖ Планета 3 несколько отличался техническими параметрами и размерами: он стал выше на 15 сантиметров и длиннее – на 4.
Предыстория мотоциклов ИЖ
Все семейство мотоциклов ИЖ ведет свою родословную непосредственно от довоенной немецкой модели компании DKW – NZ-350. Эта надежная техника стала во время Великой Отечественной войны одним из основных видов мотоциклов Вермахта в условиях бездорожья Восточного фронта. В 1944 году один из заводов в городе Цшопау фирмы DKW оказался в зоне оккупации советских войск. В качестве репарации из Германии было вывезено оборудование, техническая документация и специалисты. После завершения военных действий правительством СССР было решено начать выпуск советских мотоциклов на Ижевском заводе, раннее производившем оружие. Так в Удмуртии стали делать копии немецкой мототехники под маркой ИЖ. И эти мотоциклы не уступают своим немецким "родителям". ИЖ Планета 3, как и его модификации, а также следующие модели 4 и 5 пользуются неизменным спросом.
Конструкционные особенности 3 поколения ИЖ Планета
Мотоцикл имеет одноцилиндровый двухтактный двигатель с двухструйной воздушной поддувкой возвратно-петлевого типа. Рабочая смесь подготавливается в карбюраторе и воспламеняется от электрической искры. Блочного типа картер, состоящий из двух половин, и прессованный, сборный коленчатый вал. Коробка передач расположена в задней части, в передней – кривошипная камера. 6-вольтовый генератор двигателя имеет мощность на 45 Вт. Педали стартера и переключения передач расположены под левой ногой мотоциклиста. Выносливость, проходимость и тяговитость – отличительные параметры этой мототехники. Конструкция ИЖ Планета 3 максимально проста, прочна и надежна. Мотоцикл прост в техническом обслуживании и ремонте.
Технические параметры мотоцикла
ИЖ Планета 3 имеет двигатель, объемом в 346 см3, но может развивать скорость до 110 км/час. Двигатель имеет мощность в 18 лошадиных сил при 5 тысячах оборотов в минуту. На маршрут в 100 километров мотоцикл потребляет около 5 литров смеси масла и бензина на скорости 90 км/час. При движении с меньшей скоростью расход топлива значительно снижается, например, на скорости 60 км/час будет израсходовано около 3,7 литра. Бензобак ИЭ Планета 3 может вместить 18 литров бензина. Техника имеет 2 глушителя. Мотоцикл в базовой комплектации весил 168 килограммов, такой же вес способен транспортировать на себе. На переднем колесе расположена телескопическая вилка, заднее имеет пружинную подвеску. ИЖ Планета 3 – это первый мотоцикл в СССР, который оборудовали указателями поворотов.
Электрическая проводка мотоцикла
На ИЖ Планета 3, как и других мотоциклах, применяется электрооборудование динамо-батарейной системы. Источниками энергии могут являться как генератор, так и аккумулятор. Схема проводки ИЖ Планета 3 – однопроводная. Аккумуляторный ток используется приборами освещения, зажигания, звуковыми сигналами и поворотниками. До конца 80-х годов прошлого века в динамо-батарейных системах использовали контактное зажигание, которое быстро выходит из строя (контакты быстро горят, поскольку через них идет электрический ток высокого напряжения). Сейчас все владельцы мотоцикла меняют зажигание на бесконтактную систему (БЗС).
Техническое обслуживание и ремонт мотоцикла
В целом конструкция ижевского мотоцикла не изменялась с 1956 года (тогда с конвейера сошла первая модель ИЖ-56 «Планета»), поэтому запасные части и комплектующие взаимозаменяемы с последующими моделями Планеты – 4 и 5. Некоторые трудности в адаптации будут, но не существенные. ИЖ Планета 3 ремонт требует стандартный, не представляющий собой ничего сложного. Процессы монтажа и демонтажа основных агрегатов и узлов полностью совпадает со всеми моделями мотоциклов Ижевского завода. Если двигатель был обкатан правильно, то проблем с ним будет крайне мало. Литература по ремонту ИЖ Планета 3 многочисленна – это в случае решения «покопаться в гараже самостоятельно». Также на сегодня, в виду большой популярности данной модели многие сервисы осуществляют техобслуживание мотоцикла и другие работы.
Планета 3 тюнинг
Безусловно, многие владельцы ИЖ Планета 3 тюнингуют мотоцикл. Но далеко не все полезно, что хочется. Так, например, форсирование двигателя приводит агрегат к быстрому износу и неизбежному ремонту, поскольку просто не рассчитан на такие мощности. А вот переделка системы электропитания из контактной в бесконтактную, усиление рамы, установка скользящего контакта с соответствующей платой – вполне переносимы данной техникой. Хотя современные владельцы недолго думают, поскольку ИЖ Планета 3 сегодня иногда доступен даром. Они смело экспериментируют. Зато раритетный и надежный мотоцикл живет до сих пор полноценной жизнью. И весьма востребован любителями металлической мототехники.
Похожие статьи
- Устройство и регулировка карбюратора К-62
- "ИЖ Планета-5": технические характеристики и ремонт
- Иж Юпитер 5 - мотоцикл для российских дорог
- Как рисовать 3D-рисунки, и можно ли этому научиться
- Тюнинг мопеда "Альфа", или Как наделить мопед харизмой
- Мотоциклы для начинающих. Какой мотоцикл выбрать для начинающего
- ЗАЗ-968М - последний представитель семейства "Запорожцев"