Творческое мышление: методы и развитие
Мы все живем в мире, где ни один красный диплом и высшая награда за деловые или научные достижения не ценится так высоко, как умение творчески подойти к решению проблемы. В большинстве случаев работодатели требуют от соискателей именно креативности, которая, к сожалению, встречается не так часто, как этого хотелось бы.
Творческое мышление - не врожденное качество, вопреки столь расхожему сегодня мнению. Его развитие – долгий, трудоемкий и спланированный процесс, начало которому должно быть положено еще в дошкольном возрасте. Сначала за этот сектор формирования личности отвечают члены семьи, затем за дело берутся воспитатели детского сада и школьные учителя, а со временем воображение и творческое мышление должны развиваться самостоятельно, причем с наибольшей активностью.
Почему так важно развивать креативность с детства
Как уже говорилось ранее, процесс формирования этого замечательного качества должен начинаться еще в глубоком детстве, когда ребенок впитывает все подобно губке.
Почему же так важно развивать творческое мышление едва ли не с первых слов малыша? Дело в том, что в раннем возрасте человек руководствуется в большей степени тем, что заложено в него матушкой-природой: рефлексами, инстинктами. Творчество же представляет собой реализацию этих навыков на практике. Таким образом, именно в раннем детстве проще всего заложить основу творческого мышления, научив ребенка обращаться к нему при решении тех или иных задач.
В данном случае речь идет о том, что малышу должна предоставляться максимальная свобода действий для достижения поставленных целей. Он должен научиться делать так, как считает нужным, а не так, как должно быть. Именно это послужит отправной точкой в формировании такого качества, как творческое мышление.
Есть ли ограничения
Предоставление свободы в решении поставленных задач не подразумевает, однако, полного невмешательства в процесс. Как говорит народная мудрость, «лучший способ ограничить человека – это позволить ему делать все, что угодно». Строго наблюдательная позиция при этом совершенно неприемлема.
Когда родители развивают у своего ребенка творческое мышление, их основная задача – предоставление возможности для нестандартного подхода и направление к нему. В некотором роде, это координация действий ребенка, которую можно сравнить с работой сотрудников железной дороги, переводящих стрелки на рельсах для изменения направления поезда.
Развитие творческого мышления должно быть незаметным, но уверенным. По принципу «направляй, но не заставляй». Именно такой подход к данному вопросу позволит никогда не сталкиваться с детскими истериками по поводу невозможности, а уж тем более нежелания исполнения того или иного действия.
Особенности среды
Теперь, когда мы выяснили, где должен быть заложен первый камешек в фундаменте, перейдем к особенностям организации самой жизни ребенка. Любой психолог скажет, что личность формируют три основных фактора: биологические данные (наследственность, склонности к чему-либо, физическое состояние организма), социум (в данном случае – семья, одноклассники, соседи по улице) и, наконец, среда.
Развитие творческого мышления может быть полноценным только при том условии, что ребенку, а впоследствии и взрослому будут предоставлены все возможности для осуществления данного процесса. Это подразумевает наличие способов взаимодействия с самыми разными предметами: мебель, спортивные уголки, приспособления для рисования или лепки, игрушки, книги и даже одежда.
Родители, а далее воспитатели детского сада, школьные педагоги должны приложить максимум усилий для того, чтобы любые, даже самые рутинные дела превратились для ребенка в увлекательное приключение, с которым ему необходимо справиться без посторонней помощи.
Несколько примеров
Процесс приема пищи может быть, к примеру, превращен в соревнование, уборка одежды – в поиск сокровищ, изучение букв – в разгадывание головоломок и завоевание призов. Поначалу это может быть сложно, однако со временем ребенок уже сам придумывает для себя приключения и квесты, не обращаясь за помощью к взрослым.
Общение
Не менее важным в этом отношении является и способ общения между ребенком и взрослыми. Особенности творческого мышления заключаются в том, что оно способствует нестандартному решению тех или иных задач. Для того чтобы этот фактор развивался в максимальной мере, в акте коммуникации следует всегда предоставлять ребенку возможность самостоятельно оценить ситуацию и сделать вывод из нее. Таким образом, реальность будет познаваться личностью не через призму чьего-либо восприятия, а при помощи своего собственного воображения и сознания. Конечно, в данном случае тоже нужно знать меру – направление мысли ребенка – основная задача взрослого.
Метод беседы
Особенности творческого мышления должны поощряться в ребенке и активно развиваться под бдительным присмотром. Наилучший способ контролировать ситуацию в данном случае – использовать метода беседы. По сути, он имеет целый ряд преимуществ: во-первых, это отличный способ направлять мыслительный процесс в нужное русло. Во-вторых, именно при помощи беседы проще всего выявить склонности ребенка к тому или иному занятию, его интересы, обнаружить особенности характера, которые можно использовать для успешного развития личности.
Игра
Основные проблемы творческого мышления заключаются, как правило, в том, что его обладатели редко видят границы, до которых его можно задействовать. Нестандартный взгляд на окружающий мир, безусловно, является преимуществом, однако он должен гармонично сосуществовать со здоровой прагматикой, иначе человеку будет крайне тяжело жить в социуме с другими.
Игра – отличный способ не только стимулировать в ребенке творческий подход, но и показать пределы возможности его задействования. Бесспорно, такого рода занятия должны быть развивающими, направленными на усиление познавательной активности.
Лучше всего включать в игру незнакомые или малознакомые ребенку темы, предметы, изображения и просить его объяснить их своими словами. Самым простым примером такого рода игры можно назвать произнесение незнакомых слов, значение которых дети должны отгадать самостоятельно. При этом можно задействовать разнообразные наводящие вопросы или схему «утверждение-отрицание-поощрение».
Между делом
Развитие креативной личности – процесс непрерывный, поэтому очень важно каждый раз при встрече с ребенком обращаться к его воображению. Не обязательно сидеть при этом над ним и требовать изобретения велосипеда – достаточно применить некоторое количество сноровки. К примеру, можно просить его читать слова наоборот на вывесках и пояснять, что они могут значить в таком варианте. Или же выдумывать имена игрушкам, что только на первый взгляд кажется простым и незначительным.
Давно доказано, что креативности способствует умение писать обеими руками – это обусловлено тем, что при изменении действующей руки изменяется и работа полушарий мозга, так что для разнообразия можно попросить ребенка писать левой рукой вместо правой или наоборот, превратив это в увлекательную затею.
В школе дополнительное стимулирование творческого мышления может выражаться в упражнениях на расшифровку анаграмм, решение ребусов или придумывание рифм и других словосочетаний – вплоть до подбора антонимов и синонимов.
Еще одним отличным вариантом развития креативности являются задания пояснительного характера. К примеру, ребенок может попробовать растолковать остальным, чем в его понимании является, к примеру, свобода, семья, счастье.
Немаловажную роль в развитии творческих способностей играет, конечно, изобразительное искусство. В данном случае техник стимулирования особенно много: использование нестандартных способов рисования, креативная лепка, абстрактная живопись с комментированием и многое-многое другое.
Школа
Как уже говорилось ранее, школа играет ничуть не меньшую роль в формировании личности, чем семья. Основная задача педагога в данном случае – усовершенствовать то, что заложено изначально, и научить ребенка новому.
Развитию креативности в наибольшей мере способствуют специально разрабатываемые упражнения – творческое мышление может совершенствоваться только путем включения в работу. В данном случае все, конечно, зависит от учителя и уровня его профессионализма. Выбор занятий такого рода на самом деле огромен. Это может быть самая обычная игра «Зебра», в которой для конкретной ситуации нужно найти положительную и отрицательную сторону. Или же метод шести шляп, где ребенку приходится пояснять свою точку зрения.
На этих примерах методы творческого мышления, конечно, не ограничиваются.
Даже самое скучное превращать в интересное
Стимуляция познавательной активности – едва ли не важнейшая задача любого учителя, однако не менее важно этот уровень еще и удержать. Рутинная подача материала может свести на нет все старания, приложенные ранее, и полностью отбить у ребенка охоту узнавать новое. Именно поэтому столь важно сделать учебный процесс максимально интересным. Воображение и творческое мышление в этом наилучшие помощники.
Дети всегда должны иметь возможность высказать собственную точку зрения, продемонстрировать угол, под которым они видят ту или иную ситуацию. Это может происходить не только непосредственно во время урока, но и при выполнении контрольных или самостоятельных работ. В литературе, к примеру, для этого отлично подходят сочинения на нестандартные темы. Чаще всего учителя предлагают своим воспитанникам написать работу, в которой в качестве главного героя выступал второстепенный персонаж изучаемого произведения.
В математике это может быть необычный способ подачи материала. Дроби, к примеру, можно изучать на примере долек мандарина. Формирование творческого мышления в данном случае происходит за счет задействования наглядного примера и повышения интереса к изучаемому.
Взрослые и воображение
Очевидно, что креативность имеет свои особенности в каждом из временных промежутков нашей жизни. У взрослых, как правило, нестандартный подход отлично гармонирует с прагматическим воззрением на решение проблемы. Воображение соседствует с логикой, причем без каких-либо затруднений.
Самый трудный возраст
В подростковом периоде стремление доказать миру собственную правоту часто приводит к тому, что дети прекращают обращаться к воображению совсем или же подавляют в себе креативность в стремлении соответствовать определенному «идеалу», который таковым может и не являться. Очень важно в этой ситуации направить энергию подростка в нужное русло, предоставить ему возможность реализации собственного потенциала путем созидания, творения. Для этого отлично подходят рисование, лепка, танцы. Еще лучше – поощрение вдумчивого, полноценного чтения, которым запросто можно заменить общение в социальных сетях или просмотр телевизора.
Когда ребенок наиболее податлив
Творческое мышление младших школьников наиболее открыто – его можно поощрять множеством самых разнообразных способов, используя развивающие игры, экскурсии, беседы, нестандартные задания и многое другое. В этом возрасте человек представляет собой открытую книгу, с которой проще всего работать, формируя базу под дальнейшее развитие.
Самое важное
Технология творческого мышления – то, чем должен руководствоваться каждый учитель и родитель. Задача только на первый взгляд кажется простой. В особенности если работа ведется не с одним ребенком, а целым коллективом.
Задействование воображения ребенка всегда рано или поздно приводит к тем или иным заблуждениям – очень важно, чтобы это не смущало ребенка, не вызывало у него дискомфорта. Иными словами, он не должен бояться сказать глупость. Задача учителя – не только адекватно реагировать самому, но и научить правильной реакции коллектив.
Именно это способствует развитию и усилению творческого мышления в наибольшей мере – отсутствие страха совершить ошибку. Только в таких условиях воображение крепнет, набирает силу и верно служит человеку всю его жизнь.
Похожие статьи
- Интересные игрушки для мальчиков 11 лет
- Головоломки для детей как игровой тренажер развития мышления.
- Логистика - что это такое? Транспортная и складская логистика. Задачи логистики
- Грани возможного: человеческий мозг. Развитие, способности, работа человеческого мозга
- Воображение в психологии. Свойства воображения в психологии
- Интуиция в философии и психологии. Интуиция - это...
- Аналитическое мышление, его особенности