Идеология - это... Идеология государства. Формирование идеологии
Идеология - это, безусловно, духовное образование, ввиду того что в рамках своего содержания постоянно выходит за пределы повседневного опыта. Однако сформированная и действующая идеология общества имеет преимущественно практическое назначение, ввиду чего она сплачивает людей, которые разделяют ее положения, а также определяет мотивацию их дел, поступков.
Интерпретация рассматриваемого понятия
Существует достаточно много трактовок данного термина.
- Согласно социологу К. Марксу, идеология – это ложное сознание, которое выражает особые интересы соответствующего класса, выдающиеся за общественное мнение.
- Социолог К. Маннгейм трактовал рассматриваемое понятие как искаженное, неправильное отражение действительности в рамках социума, которое выражает интересы конкретных классов либо групп, стремящихся сохранить устоявшийся порядок вещей.
- Социолог А. Гоулднер считал, что идеология - это результат социально-культурных изменений, которые связаны с кризисом классических способов общественного воспроизводства, а также формированием нового вида рациональности именно европейских обществ.
История идеологии
Основные формы политсознания – политическая психология и идеология, среди которых возрастающая роль принадлежит второй форме. Согласно древнегреческой трактовке, идеология – это «учение об идеях», так как состоит из двух корней: «идея», «логос». Данный термин первоначально употреблялся в трудах Платона. В его творчестве сочетались глубокий интерес к общественным отношениям и философский идеализм. Важное значение имеет именно первый корень, который применялся древнегреческими мыслителями и послужил этимологическим обозначением новейшей области знания, а именно идеологии. Впоследствии он применялся для характеристики и социальной жизни в виде ее феномена и элемента сознания социума.
Понятие «идея» появилось в качестве характеристики бытия для обозначения преимущественно нематериального мира. Помимо этого, с самого начала введения данного понятия в научную сферу это был своего рода символ противопоставления явления и сущности, материального и идеального, который сохранился в рамках научного мира и по сей день. Идеология - это результат роста научного знания, в частности его социальной направленности. Несмотря на то что она вместе с социальными науками продолжает развиваться в оппозиции к последним, обе сферы появляются из-за кризиса «устаревших режимов», а также основанных ими различных систем авторитетов. Изменение традиционного социума приводит к возникновению новых выражений и новых способов их объяснения, новых интерпретаций общественной жизни и соответствующих проектов ее трансформации.
Как и религия, идеология обращает пристальное внимание на повседневную жизнь, стремится, так сказать, к примирению существующих миров. К идеологии обращались общественные организации в рамках защиты рационально обоснованных, публичных проектов перестройки социума, опираясь при этом на разум и очевидность. В связи с этим идеология знаменует появление нового способа политдискурса (принципов, согласно которым реальность представляется и классифицируется относительно определенных временных периодов), призывающего к действию, однако не являющегося его оправданием посредством привлечения традиции либо авторитета, либо исключительно эмоциональной риторики. Но все же идеология тесно взаимосвязана с формированием нацидеи и национального государства. На протяжении последних нескольких столетий они стимулировали и дополняли друг друга.
Большинство политических событий периода назревания, проведения Великой французской буржуазной революции основывались на динамичных и радикальных изменениях и в практической жизни, и в сознании французского социума. Этот феномен заинтересовал многих французских ученых сферой общественного сознания в качестве возможности управления социумом посредством идей. В 1796 году французский ученый А. Д. де Траси применил термин «идеология» в одном из своих трудов («Этюд о способности мыслить») для характеристики науки об идеях. Впоследствии он развил данное понятие в рамках многотомного сочинения под названием «Элементы идеологии». Ученый обосновывает это стремлением крупных собственников присвоить государственную власть, воспользовавшись услугами выдающихся ученых и литераторов, сумевших настроить мнение общества против существующего в те времена режима. С того момента во многих общественных науках появились разного рода взгляды относительно данного социально-политического явления, но все же большинство исследователей придерживались мнения касаемо представления о содержании и значимости идеологии в качестве политического инструмента, который способен вырабатывать конкретные цели непосредственно политического развития, а также сплачивать людей, объединять их политическую энергию, обеспечивать укрепление и, как следствие, играть существенную роль в общественной жизни.
Типология идеологий
В XIX веке были следующие основные идеологии.
- Либеральная (в рамках классического либерализма это религиозно-светская идеология: сосуществование религиозно-протестантских ценностей и светских либерально-просветительских; а неолиберализма – только светская: идея приватизации госсобственности).
- Консервативная (представления незыблемости существующих традиций прошлого).
- Социал-демократическая (коммунистическая идеология: теоретически сформированная узкая система мировоззрений).
- Националистическая (фашизм: гипертрофированное проявление глубоких националистических чувств).
Идеология государства и политики: определение
Соотношение этих двух явлений – важнейший вопрос в рамках философско-теоретического аспекта. Данная значимость обусловлена необходимостью выявления сущности отличий между такими понятиями, как «идеология государства» и «политическая идеология».
Будет правильным их разграничить по содержанию. Так, идеологическая работа всех политических партий, которые стремятся к власти, и государственная идеологическая деятельность – это совершенно разные явления (виды политической деятельности). У них разные цели, задачи, масштабы и даже применяемые средства.
Во-первых, государственная идеология и политика – качественно отличные социальные феномены касательно своей сути. Первая – программа жизнедеятельности конкретного государства в текущей и долгосрочной перспективе, а вторая – специфическая форма отвлеченно-логического мышления в рамках определенной темы (система идей и представлений, которые выражают интересы, идеалы и мировоззрение социальной общности, сгруппированной политической партией, цель которой - завоевание либо сохранение политической власти).
Их отличительные особенности
Как уже стало понятно, эти идеологии преследуют разные цели. Так, государственная идеология направлена на решение задач упрощения сложившихся властных отношений, а политическая – на завоевание власти.
Также государственная идеология и политика обладают принципиально разными носителями (субъектами). В первом случае – конкретное государство либо нация в качестве подавляющей части его граждан, а во втором – только часть государства либо нации.
Что касается механизма функционирования данных идеологий, то можно говорить о том, что государственная идеология воплощается в жизнь посредством мощной разветвленной системы разнообразных государственных учреждений и институтов. Политическая же идеология пока лишена таких мощных средств распространения своих идеалов, ценностей и идей. Однако данное состояние дел может кардинально измениться, ввиду того что политическая партия, которая руководствуется определенной доктриной, способна достичь желаемой политической власти либо мирным путем, либо посредством революции (в качестве государственной идеологии). К примеру, такая идеология, как официальная народность (самодержавие–православие–народность), выступившая в ХІХ в. как идеология России (Российского государства), не сумела противостоять напору социал-демократической и была вынуждена отойти в сторону.
Еще одной отличительной особенностью рассматриваемых понятий выступает критерий идейного истока: государственная идеология тесно привязана к определенному государству либо нации и основывается на ее устоях и традициях (этим обеспечена ее устойчивость), а политическая пересекает госграницы (к примеру, социал-демократическая, либеральная идеология и т. п.). Они имеют возможность теоретически и материально воздействовать извне (идеология разрабатывается теоретиками конкретного государства, а вот ее реализация производится за его пределами).
Можно обратиться и к историческим посылкам данных идеологий. Здесь картина следующая: государственная идеология складывается в ходе его возникновения в качестве религиозного сознания (преимущественно на самых ранних стадиях развития государства), а политическая разрабатывается уже на более высоком уровне социального развития (когда на политарену выходят мощные социальные классы).
Но стоит уточнить, что эти идеологии не следует разграничивать на все 100%, так как они органично взаимосвязаны и выступают в роли диалектического тождества противоположных сторон жизни общества.
Взаимосвязь правовой идеологии и политики
Известно, что право и государство тесно взаимосвязаны и генетически, и функционально, и субстанционально, что обосновывается наличием общего знаменателя – политической власти (она материализуется посредством создаваемых ее законов).
Согласно саратовскому ученому А. В. Малько, правовая политика – системная, последовательная и научно обоснованная деятельность как государственных, так и муниципальных органов, направленная на создание эффективного механизма регулирования (правового), а также на цивилизационное применение юридических средств для достижения намеченных целей.
Он также выделил ее характерные черты:
- взаимосвязь с деятельностью юридической направленности;
- разнообразие (уголовная, семейно-брачная, конституционная, финансовая и др.);
- способность управлять сложными процессами правовой эволюции конкретной страны с повышением при этом организованности и упорядоченности юридической составляющей жизни.
По мнению А. П. Коробовой, необходимо четко разграничить такие понятия, как «правовая политика» и «правовая идеология», ведь в противном случае, если интерпретировать правовую политику как комплекс идей, то ее невозможно будет отличить от правовой идеологии.
Многие согласны с мнением С. С. Алексеева по поводу степени соотношения рассматриваемых понятий. Правовая мировоззренческая идеология – самое близкое основание политики в этой области. Итак, можно сказать, что правовая идеология – идея, программа, макет государственной юридической деятельности, а правовая политика - юридическая деятельность сама по себе (ее непосредственная, грубая форма). Первое понятие предшествует второму.
Общественная составляющая идеологии
Специфика рассматриваемого явления – ее возникновение на базе уже существующих в социуме экономических отношений с отражением действительности через так называемую призму данных отношений.
В рамках классового общества экономические отношения являются классовыми интересами, ввиду чего особенность идеологии – ее представление в виде отражения действительности через всю ту же призму интересов конкретных классов, систем их взглядов, идей.
Идеология – самосознание классов, теоретическое оружие (это основная социальная функция). Если говорить о ней с точки зрения эксплуатационных классов, ее теории оправдывали угнетение, социальную несправедливость. А в рамках рабочего класса она служила деятельности по его освобождению в частности и общества в целом от угнетения и эксплуатации, а также по выстраиванию коммунистического общества. В первом случае идеология носит иллюзорный характер, а во втором – научный (марксизм-ленинизм).
Условия формирования данного явления
Общественно-историческая практика доказывает то, что формирование идеологии подразумевает наличие двух условий:
- наличие конкретной объективной картины (познанные идеологом и наукой объективные закономерности социума и природы);
- должна присутствовать идеальная, субъективная причина, некоторая устойчивость, значимая тенденция социальной психологии.
В ситуации, когда социальная идеология возникает беспричинно (не отображая значимую тенденцию социальной психологии), то она – «глас вопиющего в пустыне». Не важно, какие идеология сулит блага людям, все равно она останется им не нужной. И наоборот, каждая идеология, которая оказывает влияние на общественную жизнь, всегда имеет определенную причину.
В истории были случаи, когда общественная идеология возникала без необходимых на то условий (без научной поддержки и общественных законов). Тогда она не признается идеологией по своей сути, а является утопией либо определенной религией, не может выступать в качестве материально содержательной, непосредственной, продуктивной цели людей. Однако идеология может иметь обширную духовную либо этическую ценность, выступая в качестве отдаленной, телеологической цели, ввиду чего она все же может приковывать к себе внимание, умы и души многих людей.
Рассматриваемое явление в рамках современности
Многие современные идеологии (политические) состоят из тех, которые развиваются по пути радикальных традиций. Они считают необходимым коренные перемены в политическом и общественном строе. Принято разграничивать радикализм на правый и левый. Первый – преимущественно в форме фашистского движения.
На сегодняшний день сформировалось двойственное восприятие такого явления, как «фашизм». Одни считают его конкретной формой политической идеологии, сложившейся в Италии, Испании, Германии в 20-е гг. XX века и выступающей в качестве средства выхода данных стран из тяжкого послевоенного кризиса, а другие – бессодержательной идеологией, возникающей в местах, где политсилы нацелены на подавление демократии, захват власти.
Центральное место в фашистской идеологии занимают идеи касательно воинской экспансии, расизма, антикоммунизма, шовинизма, применения радикальных мер против всех трудящихся и рабочего класса, широкого распространения государственно-монополистических приемов и методов регулирования экономики и политики, демагогии для укрепления позиций фашистских организаций и партий.
Российская идеология будущего
Многие эксперты считают, что основными условиями и факторами ее формирования выступают перечисленные ниже.
- Уход от приоритетности политических целей. Понимание идеологии в качестве системы ценностей, намеченных государственных установок, влияющих на этический комфорт, ментальность, духовное здоровье, межличностные отношения, позитивные настроения в обществе.
- Утверждение системы грамотных ценностно-целевых установок, ориентированных на объединение социума по приоритетному принципу «за» независимо от конфессиональных, стратово-классовых, политических, этнокультурных, гендерных взглядов и различий относительно процветания России.
- Обращение к бесценному историческому опыту касаемо обеспечения развития и взаимосвязи культурной самобытности именно коренных российских этносов в единой общероссийской культуре.
- Подробное исследование с последующим учетом традиционных интересов, глобальных притязаний нашей цивилизации в виде хронологической иерархии для обеспечения нацбезопасности и государственного лидерства на мировой арене.
- Активное позиционирование необходимости и важности России для всего мирового сообщества в виде крепкого «моста» между Востоком и Западом.
Национальная идеология современности должна стать базой для разрабатываемой сегодня Национальной доктрины российского развития в перспективе. Но предварительно стоит окончательно определиться в вопросах роли и места России в рамках мирового сообщества.
Похожие статьи
- Что такое либерализм и в чем его особенности?
- Национал-социализм: идеология и суть. Германский и русский национал-социализм
- Политическая идеология и ее роль в формировании общественного сознания
- Чем отличается коммунизм от социализма? Идеология и основные принципы социализма и коммунизма
- Марксизм - это что такое? Основные идеи марксизма (кратко)
- Космополитизм - это идеология, стирающая границы
- Народничество - это что такое? Зарождение, идеология народничества