Работа с одаренными детьми: основные направления и рекомендации

0
0

Одаренность – особые качества психики, позволяющие человеку достигать незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с остальными людьми. Это свойство в благоприятных условиях развивается в течение всей жизни. И наоборот, в неподходящих - угасает и больше никак не проявляется.

Особенности одаренных детей

Одаренный ребенок – тот, который отличается от своих сверстников выдающимися достижениями в разных видах деятельности или создающий предпосылки для таковых.

Ученые утверждают, что у талантливых с рождения малышей повешена как биохимическая, так и электрическая активность мозга.

Такие уникумы способны поглощать и переваривать интеллектуальную информацию в громадных количествах. С самого раннего возраста у одаренных детей проявляется способность находить причинно-следственные связи и делать логические выводы. Они рано начинают говорить, абстрактно мыслить, обладают великолепной памятью. Намного раньше, чем другие дети, одаренные могут классифицировать получаемую информацию и широко ее использовать.

Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми

Любая работа в детском коллективе начинается с наблюдения и выявления одаренных детей. После того как в ком-то из учащихся обнаруживаются яркие способности, необходимо провести обследование для выявления степени одаренности. Для этого используются специальные анкеты, опросники, методика «Карта одаренности». Беседы с родителями не дают объективную картину способностей, но позволяют выявить важные свойства психики, индивидуальные предпочтения и склонности ребенка. На этом этапе важно, чтобы к работе подключился психолог. В процессе обследования нужно согласовать свои дальнейшие действия с администрацией школы и родителями учащихся. Затем составляется план работы с одаренными детьми.

План работы с одаренными детьми

Работа педагогического коллектива

Помимо профильных тем, которые необходимо изучить одаренному ребенку, в этот план включаются аспекты сотрудничества с педагогическим коллективом. Учителя подбирают наиболее результативные формы и методы работы, согласуют их между собой, чтобы не возникало противоречий. Важно, чтобы дополнительные занятия, позволяющие дать более глубокие знания или умения, гармонично дополняли учебную программу общеобразовательной школы. В детском коллективе полезно дружественное соперничество. Отличные результаты приносят частые олимпиады, игры в «Что? Где? Когда?», викторины, внеклассные мероприятия. По окончании каждого учебного года выполняется анализ работы с одаренными детьми. Он позволяет оценить, насколько эффективно проводилась эта деятельность. В случае необходимости вносятся коррективы в годовой план работы с одаренными детьми.

Анализ работы с одаренными детьми

Основные направления работы

Основные направления работы с одаренными детьми могут быть только личностно-ориентированными. В настоящее время не существует единых утвержденных программ для работы с особенно выдающимися способностями. Невозможно и составить единый план для всех одаренных детей. Работа как в дошкольных учреждениях, так и в школе может проводиться по авторским методикам, усложненным задачам, собственным моделям ситуаций, из которых ребенок должен найти выход. Важно развивать в учащихся способность составлять собственные суждения, правильно оформлять свои мысли, развивать наблюдательность, исследовательский подход к обучению.

Второе направление работы с одаренными детьми – студийно-кружковая деятельность. Занятие в специальных кружках и студиях позволят не только углубить свои знания, но и научиться взаимодействовать с ровесниками. Немаловажно для ребенка научиться дискутировать, отстаивать свою точку зрения, вести конструктивный научный спор. Профильные кружки как нельзя лучше подходят для этих занятий.

Третье направление работы с одаренными детьми - формирование у учащихся высокой самооценки, уверенности в своих интеллектуальных или физических возможностях. Важно учить их активно использовать творческое начало в научной деятельности.

Направления работы с одаренными детьми

Рекомендации для учителей

Следует дать для педагогов общие рекомендации. Работы с одаренными детьми могут выполняться разные. Суть их заключается в поощрении творческих подходов к решению задач, побуждению к исследовательской деятельности, научению самостоятельной работе. Одаренность – качество психики. При неблагоприятных условиях выдающиеся способности ребенка быстро затухают. Поэтому все занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке. Чувство юмора – верный помощник в любой познавательной деятельности. Оно помогает поддерживать интерес к научной или другой работе, позволяет легко переключаться на учебу или отдых. Но учитель должен знать, что одаренные дети особенно ранимы и чувствительны. Неосторожная шутка может сильно ранить ребенка, выбить его из привычной колеи. Работа с одаренными детьми - тяжелый, но благодарный труд.

Рекомендации работы с одаренными детьми

Рекомендации для родителей

Чтобы раскрылись в полной мере таланты и способности малыша, работа с одаренными детьми не должна заканчиваться в стенах учебного заведения. Роль семьи в гармоничном развитии личности ребенка огромна. Особенно если это касается одаренных детей. Очень важно, чтобы родители прислушивались к рекомендациям педагога и всячески способствовали обучению ребенка или подростка. В то же время должно быть исключено любое давление. Родители должны осознавать, что талант раскрывается только тогда, когда обучение доставляет удовольствие. Участие папы, мамы, других родственников в познавательной деятельности, совместная исследовательская работа с одаренными детьми, творческий подход к решению задач поможет ученику раскрыть свой потенциал в полной мере и приобрести уверенность в семейной поддержке. А это необходимо любому ребенку без исключения.