Охлаждающая жидкость для авто: циркуляция и замена
Многие автолюбители знают конструкцию своего автомобиля, принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Также многие осведомлены, для чего используется охлаждающая жидкость для авто. Однако не каждый из них знает, как именно циркулирует она по системе. Давайте рассмотрим схемы и процесс циркуляции в системах охлаждения различных автомобилей.
Принципиальная схема циркуляции ОЖ
Пока мотор холодный, а ОЖ еще не горячая, она при помощи насоса закачивается в рубашку охлаждения. Проходя по цилиндрам, жидкость нагревается. Далее тосол возвращается обратно к насосу. И так он будет циркулировать до тех пор, пока не прогреется до определенной температуры. Такой круг движения охлаждающей жидкости автолюбители называют малым.
В том момент, когда антифриз прогрелся до необходимой температуры, она переходит на большой. Если система охлаждения запускает его, термостат закрывает клапаны и малый круг.
Когда жидкость циркулирует уже по большому кругу, насос качает охладитель прямо в двигатель. Жидкость, которая уже достаточно горячая, через сеть труб и шлангов попадает в радиатор. Затем антифриз отдает свою температуру радиатору, а тот, в свою очередь, обдувается воздухом и остывает. Также температура охлаждающей жидкости прилично отапливает салон, если печка имеет такую функцию.
Далее, тосол снова качается в двигатель с помощью центробежного насоса. Если объемы жидкости в радиаторе уменьшаются, а температуры растут, то запускаются вентиляторы, которые обдувают его. Когда данный элемент и хладагент достаточно остыли, то вентиляторы отключаются.
Если жидкость остывает до температур, при которых закрывается клапан термостата, то циркуляция снова пойдет по малому кругу.
Для исправной работы двигателя нужно поддерживать в нем постоянную температуру. Если говорить условно, то это примерно 90 градусов. Так, мотор может работать более эффективно, а расход топлива при этом будет на нормальном уровне.
Для этого контуры охлаждения и разделены на два круга, чтобы двигатель быстрее мог выходить на рабочие температуры.
По такому же принципу идет циркуляция охлаждающей жидкости ВАЗ-2110. Этот же принцип действует и для многих других автомобилей отечественного или зарубежного производства.
"Газель"
Итак, схема циркуляции охлаждающей жидкости («Газель Бизнес» - не исключение) по своей сути довольно проста. Охлаждение выполняется в преимущественно закрытых системах, где циркуляция принудительна. Главное достоинство подобных систем - это максимальная простота конструкции, отсутствие каких-либо сложностей при обслуживании или ремонте, а также высокая надежность.
Циркуляция тосола в автомобилях "Газель-406" обеспечена помпой центробежного типа. Она (охлаждающая жидкость для авто) проходит через рубашку охлаждения блока цилиндров и ГБЦ, затем идет дальше через термостат, а далее и на радиатор.
Тосол содержится в расширительном бочке. Он пластмассовый. Бачок соединяется при помощи шланга с патрубком радиатора, трубкой - с термостатом, а также левым радиаторным бачком. Расширительный бачок имеет отметки, по которым можно контролировать объем жидкости в системе. Он закрыт пробкой на резьбе. Система полностью герметична. Кстати, ниже вы можете увидеть, как выглядит схема циркуляции охлаждающей жидкости.
"Газель" иных моделей имеет практически такую же конструкцию СОД.
ВАЗ-2109
Алгоритм охлаждения в этих автомобилях практически ничем от стандартной не отличается. Циркуляция охлаждающей жидкости ВАЗ-2109 осуществляется по такой же стандартной схеме. Рассмотрим ее ниже.
Чтобы антифриз мог нормально циркулировать, в автомобиле ВАЗ-2109, как и в любом другом, применяется центробежный насос. Далее, антифриз поступает по рубашке охлаждения, которая проходит через блок цилиндров и головку блока цилиндров. В результате этого узлы и детали мотора охлаждаются, а тепло отдается затем тосолу. Движение охлаждающей жидкости осуществляется от первого цилиндра к последнему, или же от выпускного коллектора к впускному.
Когда водитель утром заводит двигатель своего автомобиля, охлаждающая жидкость для авто тут же начинает циркулировать по системе. Этот процесс начинается с центробежного насоса, который приводится в действие от ремня ГРМ или же отдельного ремня для привода насоса.
Характеристики
Какая охлаждающая жидкость для авто лучше - это тема многочисленных споров. Чтобы дать внятный ответ на такой вопрос, нужно хотя бы примерно знать, какие характеристики у хорошего тосола. Максимально качественным и эффективным будет такая жидкость, которая полностью соответствует этим условиям:
- Антифриз не должен кипеть или замерзать.
- ОЖ должна защищать детали от коррозии.
- Жидкость не должна вступать в реакцию или как-нибудь еще воздействовать на резину или пластик.
- Качественный тосол не должен пениться.
- Качественная жидкость имеет невысокую вязкость.
- Характеристики ее не должны меняться за свой срок эксплуатации.
Среди автолюбителей существует мнение, что качественный антифриз различается по цвету. Однако нужно знать, что различные по составу ОЖ не могут определяться цветом. Некоторые из производителей таких хладагентов специально красят жидкость, чтобы она была похожа на цвета хороших антифризов.
Это хороший маркетинговый ход, не более. Не обязательно хорошая охлаждающая жидкость для авто красная. Так же как и не обязательно, что она плохая.Состав ОЖ
Состав его - это смеси на основе этиленгликоля или же пропиленгликоля. Также сюда входят присадки, которые защищают узлы мотора от коррозии. Большинство ОЖ, которые можно найти на витринах автомагазинов, практически не отличаются друг от друга. Разница лишь в использованных в составе присадках. Чтобы правильно выбрать охлаждающую жидкость, нужно ознакомиться с требованиями изготовителя автомобиля.
Каждый производитель знает конкретные нюансы конкретного автомобиля. В инструкции часто пишут, какую жидкость можно использовать, какая из них прошла тесты.
Технологии изготовления ОЖ
ОЖ производятся по определенным технологиям. Стандартная или традиционная предусматривает все необходимые присадки, основу которых составляют соли неорганических кислот – силикаты, фосфаты, нитриты, бораты, амины.
Карбоксилатная предусматривает соли органических кислот.
Гибридная технология представляет собой смесь двух технологий. Это, по сути, разновидность карбоксилатных, а присадки основаны на солях карбоновых кислот и добавках фосфатов или силикатов.
Российский рынок антифризов - это преимущественно ОЖ традиционные и гибридные.
Тосол или антифриз: разница
Разница здесь уже в определениях. Антифризом называют любые ОЖ. Тосол - это не какая-то конкретная охлаждающая жидкость, а название антифриза, который изготавливают в России по определенным ГОСТам.
Что отечественные, что импортные антифризы имеют различный химический состав и свои конкретные сроки эксплуатации. Тосол отличается традиционной технологией. Остальные ОЖ - это карбоксилаты.
Антифриз: преимущества
Традиционные антифризы наносят на металлические детали защитный слой. Так как теплопроводность слоя низкая, кроме антикоррозионной защиты, защитный слой снижает теплоотдачу металла.
Тогда получается, что тосол работает изолятором, который снижает теплоотдачу деталей мотора. Это приводит к работе узлов двигателя на повышенных температурах. При этом заметно снижается мощность мотора, увеличивается расход топлива и износ деталей.
Тесты, которые автолюбители проводят постоянно, показали, что карбоксилатные ОЖ имеют большую эффективность. Здесь защитный слой создается лишь там, где это необходимо. А сам он имеет очень маленькую толщину. Остальные узлы и детали не покрываются слоем.
Безводный антифриз
Производители ОЖ представили новые разработки в области антифризов. Это полностью безводная жидкость. При создании не использовалось ни капли воды. Безводная охлаждающая жидкость для авто позволяет решить множество проблем.
Безводные ОЖ не создают паровых или воздушных пробок. Температура, при которой этот антифриз перейдет в фазу кипения, составляет целых 194 градуса. Так как раз нет воды, то нет и кислорода. Значит, кислород не будет разрушать металл. Теперь можно навсегда забыть о коррозии и окислениях.
Безводная жидкость позволяет системе охлаждения работать на более низких давлениях. Значит, основные узлы прослужат дольше.
Антифриз очень вреден для людей. Безводный элемент совершенно безопасен и нетоксичен, а также не несет опасности для природы и окружающей среды. Можно не бояться утечек такой охлаждающей жидкости.
Неисправности системы охлаждения
Снова вернемся к СОД. Рассмотрим основные неисправности, которые являются причиной плохой циркуляции ОЖ или вовсе отсутствием этой самой циркуляции. Это серьезно, ведь последствия – перегрев двигателя.
Как проверить циркуляцию охлаждающей жидкости?
Если с автомобилем есть некоторые проблемы, например, слабая циркуляция охлаждающей жидкости, то нужно попытаться выяснить основные причины этого.
Во-первых, для того, чтобы поставить правильный диагноз, нужно удостовериться, что уровень охлаждающей жидкости находится в норме. Это можно сделать, проверив бачок. Он должен быть заполнен, как минимум, на 50%.
Если наблюдаются утечки антифриза, то стоит осмотреть все под капотом на предмет подтеков. Основные причины утечек - это плохое соединение трубок и патрубков или же пробитый или старый радиатор.
Далее нужно проверить непосредственно то, как жидкость циркулирует в системе охлаждения. Чтобы проверить это, нужно снять крышку с расширительного бачка и смотреть, как в него поступает антифриз. Плохая циркуляция охлаждающей жидкости – это в большинстве случаев либо забитая система, либо проблемы с насосом.
Заключение
Вот и все, что касается системы охлаждения автомобилей и охладительных жидкостей. Как видите, тосол или антифриз является неотъемлемой составляющей СОД любого автомобиля. Без этой жидкости он просто не будет ехать, ибо закипит на первом же километре пути.
Похожие статьи
- Сколько антифриза в системе охлаждения автомобиля?
- Что такое тосол и зачем он нужен? Охлаждающая жидкость для автомобиля
- Зимняя жидкость стеклоомывающая: особенности, виды и отзывы
- Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения автомобиля?
- Датчик температуры воздуха для автомобиля и не только
- Система охлаждения в компьютере
- ВАЗ 2114 печка дует холодным воздухом: возможные причины