Самолет АН-22 "Антей": характеристики, запас топлива, фото
Транспортная авиация доказала свою невероятную важность сразу после своего создания. Так, только при помощи мощных самолетов можно было в кратчайшие сроки перекидывать на дальние расстояния вооружение, солдат, а также продовольствие, станки, сельскохозяйственную технику и прочие грузы.
В СССР было создано немало впечатляющих образчиков этой техники, но даже на общем фоне выделялся АН-22. Разработан он был в знаменитом КБ имени Антонова, которое является создателем грандиозного «Руслана» и прочих самолетов, включая до сих пор непревзойденную «Мрию», изначально предназначенную для транспортировки отечественного аналога американских шаттлов, «Бурана».История создания
Заканчивались трудные 50-е годы. В это время сотрудники и инженеры Антонова получают новое задание в области стратегической авиации: требовалось создать самолет, позволяющий выполнять транспортировку тяжелой бронетехники на максимальные расстояния. В отличие от всех прошлых проектов, в этом Совет Министров «озадачил» разработчиков тем, что нужно было перевозить средние танки, а ведь это — минимум 30 тонн на одну машину! Впрочем, успех создания АН-22 был во многом обеспечен тем, что ранее в СССР уже успели построить стратегический ракетоносец Ту-95.
Наступил 1958 год. На заводе был готов проект самолета АН-20. Через два года готов проект ВТ-22, который и был прообразом новой машины. В конце 1960 года разработчики сконцентрировались на АН-22. Проектом руководил А. Белолипецкий, ведущим инженером при нем стал В. Кабаев. Собственно, эти два человека «вытащили» на себе весь проект, так как они неоднократно принимали смелые технические решения, без которых самолет бы просто не полетел.
Требования, изложенные в техническом задании
Проект предусматривал создание универсального самолета, предназначенного для транспортировки грузов весом до 50 тонн. Особый упор делался на то, что машина должна была «уметь» садиться не только на твердые, искусственные ВВП, но и на простые грунтовые просеки. Кроме того, предусматривалось приземление даже на полосы, занесенные снегом и покрытые льдом. В этом случае самолет должен был действовать в связке с вертолетами Ми-12, которые, забрав грузы с таких полос, доставляли бы их в районы, полностью недоступные для самолетов.Вообще, изначально к проекту предъявлялись следующие требования:
Возможность транспортировки межконтинентальных баллистических ракет.
Перевозка инженерной и военной техники: в бронированном и не бронированном исполнении.
Пересылка по воздуху тары произвольного размера с грузами различного назначения.
негабаритные и крупные грузы.
Прочие задачи
Кроме того, при необходимости с самолета нужно было десантировать грузы и технику весом до 20 тонн. А потому уже расчетный только диаметр корпуса был равен сразу шести метрам, что автоматически делало самолет мировым рекордсменом в своем классе. И еще. Сразу же инженеры столкнулись с необходимостью создания новых ТВД (турбовинтовых двигателей), так как все существовавшие образчики попросту не могли обеспечить нужных показателей тяги.
Разумеется, пришлось преодолевать массу сложностей в отношении шасси: самолет такой массы и габаритов, который должен был садиться на грунтовые ВВП, просто обязан был иметь сверхнадежную посадочную механику. Из-за этого каждый транспортный самолет АН-22 получил сразу по три колесные тележки и мощную переднюю стойку. Всего у самолета было 14 колес. Особенность же переднего отдела шасси была в колесах большого диаметра, которые обеспечивали разворот огромной машины на ВВП.
Основные конструктивные особенности
Используется классическая схема цельнометаллического фюзеляжа со свободнонесущей схемой. Расположение крыла — верхнее. Оборудовано оно сразу двумя щелевыми закрылками с большим ходом. Отличительная особенность самолета — хвостовое отделение фюзеляжа, которое заметно скошено вверх, имеет огромный люк для грузов и стойки шасси. Оперение - двухкилевое. Рули направления (из-за больших размеров) изготавливались из двух половинок, крепились выше и ниже стабилизаторов.Носовая стойка шасси — убираемая, на ней имеется сразу два колеса большого диаметра. Каждой основной стойке — по два колеса. Давление в покрышках регулируется не только на земле, но и непосредственно в полете, что дает возможность загодя подготовиться к посадке на ВВП любого качества. Непосредственный экипаж — шесть человек. Также перед грузовой кабиной имеется небольшой отсек, в котором могут разместиться 29 пассажиров.
Предварительные испытания
Что интересно: в процессе разработки постоянно использовали радиоуправляемые модели самолета, на которых тестировались основные ходовые качества будущей машины, изучали аэродинамические показатели. Полноценная модель АН-22 была готова к середине осени 1961 года. Она была одобрена комиссией, после чего зимой того же года начали собирать первый рабочий прототип. Собрали два самолета: один предназначался для статических испытаний, второй — для летных. Первый летающий прототип вышел из ангара только в середине 1964 года.
Бортовой номер машины - 46191, силовая установка - НК-12МВ, винты использовали модели АВ-60. Что характерно: летные испытания были проведены сразу на два года позже крайнего запланированного срока. Впервые АН-22 поднялся в воздух только в 1967 году. Первый же объект, предназначенный для статических испытаний, проходил все запланированные тесты с 1964 по 1966 год.
Начало серийного выпуска, решение проблем
В конец января 1966 года Ташкентский авиационный завод выпускает первый серийный образец, который тут же поднимается в небо. Как ни странно, но официальные государственные испытания начались только в следующем году. И только в 1968 году, более чем через десять лет после начала разработки, Советская армия начала комплектоваться этими машинами. Официально же самолеты этой модели поступают на вооружение Военно-транспортной авиации спустя еще двенадцать месяцев. А в 1971 году полностью насыщены «Антеями» сразу два полка.С их появлением Советская армия сразу же избавилась практически от всех проблем, связанных с транспортировкой большого количества грузов и личного состава на большие расстояния. Эти замечательные самолеты могли перевезти практически 90% всей имевшейся в распоряжении пехотных и бронетанковых войск машин, за исключением только сверхтяжелой бронетехники.
Первые успехи и зарубежная «реклама»
Настал сентябрь 1969 года. На это время был запланирован первый зарубежный полет нового самолета. Машина доставила огромное количество груза во вьетнамский Ханой. Уже через год Военно-транспортная авиация СССР ставит мировые рекорды, отправив сразу четыре АН- 22 «Антей» на расстояние свыше 17 тысяч километров. Летчики перевезли невероятное количество гуманитарного груза в Лиму, которая лежала в руинах после масштабного землетрясения. Благодаря чему стал возможен такой перелет АН-22? Запас топлива в 96 тонн позволил лететь от Рейкьявика сразу в Лиму, не останавливаясь для дозаправки.
Увы, но один борт пропал без вести. Впоследствии оказалось, что катастрофа произошла над Атлантическим океаном. Удалось отыскать только спущенный спасательный плот да крышку люка. Причины произошедшего до сих пор точно не установлены. На борту находились 22 человека, в честь которых установлены памятники на Новодевичьем кладбище и в самой Лиме.
Перуанские закупки
Впрочем, на военных Перу негативного влияния это не оказало, так как они сразу оказались под впечатлением от возможностей уникального самолета. Всего через два года страна стала массово закупать АН- 22 «Антей» у Советского Союза. Это позволило максимально загрузить производственные мощности завода, да и денег от исполнения контракта страна получила очень немало.Как показала практика, мало какой самолет может посоревноваться в выносливости и «везучести» с АН-22. Катастрофы (вместе с описанным случаем) случались девять раз, причем только пять машин было потеряно безвозвратно. С учетом того, что самолеты эти эксплуатируются с 60-х годов, результат просто отличный.
Достоинства и недостатки машины
Конечно же, есть у самолета и недостатки. Один из них вытекает из его малой стоимости. Проще говоря, при изготовлении старались использовать максимальное количество дешевых и распространенных материалов, что вышло в одном случае боком: крыло приходится часто ремонтировать, так как его конструкция быстро начинает «уставать». Зато машина эта, при ее невероятных размерах, на диво экономична. По этому показателю самолет АН-22 уступает только модели Ан-124. Именно по этой причине до сих пор продолжается эксплуатация старых машин в нашей стране.
Кстати, а какой имеет АН-22 запас топлива? Во внутренних баках полностью заправленного самолета находится не менее 96 тонн керосина. Благодаря этому обстоятельству перегоночная дальность полета превышает девять тысяч километров.
Словом, уникальные свойства «Антея» в значительной степени сглаживают все его недостатки. Так, с самолета может десантироваться целая десантная рота или же три-четыре танка. Таких характеристик на то время не имела ни одна машина подобного класса. Уже в 1965 году на авиасалоне в Ле Бурже самолет был с восторгом встречен не только простой публикой, но и зарубежными специалистами по авиастроению. До появления "Локхид C-5" это была самая крупная и эффективная машина в своем классе.
Мировые рекорды
Все достоинства АН-22 (фото которого есть в статье) подтверждаются многочисленными мировыми рекордами, которые покоряли на нем летчики. К примеру, в том же 1965 году «Антей» принял на борт сразу 88,1 т груза, поднявшись с ним на высоту шесть километров. Так было побито 12 (!) общемировых достижений. Уже через пару лет советские летчики побивают свой же рекорд, подняв на высоту 7,8 километров уже 100,5 тонн груза!
В 1975 году этот самолет пролетел более пяти тысяч километров с грузом в 40 тонн и средней скорости полета 600 км/ч. Таким образом, за все время своей эксплуатации АН-22 (фото имеются в этом материале) покорил более сорока рекордов мирового значения. Но главное достоинство самолета заключается в его уникальных возможностях в деле десантирования груза.
Так, именно с него впервые скинули машину весом в 22 тонны, причем она успешно приземлилась в абсолютно исправном техническом состоянии. Поистине уникальные характеристики АН-22 до сих пор позволяют ему оставаться единственной (!) машиной такого класса в мире, которая может садиться на плохо расчищенные грунтовые взлетно-посадочные полосы. Да, ИЛ-76М обладает схожими возможностями, но и грузоподъемность этой машины в полтора раза ниже.Всего за 12 лет в Ташкенте сделали ровно 68 «Антеев». Треть из них - усовершенствованные Ан-22А. После этого производство хотели модернизировать, но на стапелях «Антеи» были заменены на Ил-76.
Модернизация самолета
Так как Ил-106 сгинул на стадии экспериментов, а его замена в лице «Ермака» появится не ранее 2016/17 года, в России в настоящий момент идет полномасштабная модернизация всех имеющихся в наличии Ан-22. И немудрено: в строю до сих пор остаются самолеты 1968 года выпуска, все расчетные сроки эксплуатации которых вышли еще в 2010 году. Специалисты сразу же предложили смонтировать в машине спутниковую связь и современное навигационное оборудование.
В настоящее время ситуация с модернизацией неясна, но перспективы есть. Украина, по понятным причинам, более не участвует в этом проекте, но в Ульяновске идет работа по модификации АН-124 «Руслан», а потому есть вероятность того, что законсервированные «Антеи» также будут доведены до современного состояния.
Современное состояние
До развала Советского Союза самолет активно эксплуатировался как внутри страны, так и за рубежом. После краха государства часть «Антеев» осталась на зарубежных базах. Несколько единиц досталось Украине, но там ресурс этих самолетов практически полностью исчерпан, а денег и желания их восстанавливать нет. Возможно, отечественные «Антеи» все же пройдут модернизацию и снова вернутся в строй под индексом Ан-22-100.
Основные летные и технические характеристики
Срок эксплуатации - с 1967 года.
Общая длина машины составляет 58 метров.
Общий размах крыла — 64,4 метра.
Высота самолета — 12,5 метров.
Общий вес — 114 тонн.
Взлетная масса (в среднем) — не менее 225 тонн.
Запас топлива — 96 тонн.
Силовые установки — четыре двигателя ТВД НК-12М.
Средняя и максимальная скорости полета — 560 и 760 км/ч соответственно.
Дальность полета — до 11 тысяч километров.
Максимальная высота — до 7,5 километров.
Похожие статьи
- ИЛ-103: легкий многоцелевой самолет (фото)
- Самолеты Антонова: технические характеристики и фото
- Ан-225 «Мрия» - мечта может сбыться
- Какой самый большой пассажирский самолет в мире?
- Транспортный самолет Ан-124 "Руслан": описание, технические характеристики, производитель и эксплуатанты
- Транспортные самолеты "Руслан": описание и история
- Самолет "ИЛ-18": характеристики, фото салона и отзывы пассажиров