Арамейский язык: от древности к современности
Арамейский язык, относящийся к разновидности семитских, около двух тысяч лет назад был общепринятым на Ближнем Востоке.
Вообще арамеями в древности именовали группу западносемитских племен, ведущих кочевой образ жизни на территории, соответствующей современной Сирии. И хотя арамеи не образовывали единого государства, их язык распространялся на все большей и большей площади. Именно на нем говорило, писало и торговало население Персии, Междуречья и Иудеи.
Современники Иисуса читали проповеди, молитвы, в том числе и «Отче наш», на арамейском языке. После того как Александром Македонским была разрушена Персидская империя, несмотря на продолжение широкого распространения статус официального арамейским языком был утрачен. В этот период произошло его разделение на западный и восточный диалекты.
История
Согласно хронологии существует три периода развития арамейских языков:
- Староарамейский (XII век до н. э. — II век н. э.).
- Среднеарамейский (II век н. э. — 1200 г.).
- Новоарамейский (с 1200 г.).
Староарамейский период
Первым к староарамейскому периоду относится древний арамейский язык, оставшийся на памятниках IX-VII веков до н. э. В VII-VI веках до н. э. этот язык уже имел статус лингва-франка в Нововавилонской и Новоассирийской державах, тогда же сформировалась и староарамейская письменность, возникшая на основе финикийского письма. В VI-IV веках до н. э. существовавший в Персидской империи официальный язык называется «имперский арамейский». Памятники с ним встречаются на всем Ближнем Востоке от Афганистана до Египта, в частности некоторые из них содержатся в папирусном архиве из Элефантины.
Дальнейшее развитие языка уже получило название библейского: именно на нем написаны главы «Даниил» и «Ездра» Ветхого завета.
Среднеарамейский период
II в. н. э. знаменуется рождением новых литературных среднеарамейских языков, основанных на современных тогда существующих разговорных. Расцвет их приходится на период I-VII веков, после чего в связи с арабским завоеванием произошло повсеместное вытеснение арамейских языков арабским. В это время возникшее, вероятно, еще в староарамейский период разделение языков на восточную и западную группы усиливается.
Наиболее известными из восточной группы были арамейские языки, распространенные в Месопотамии и Сирии, а именно:
- классический сирийский;
- кавилонский иудейско-арамейский, на котором был написан вавилонский «Талмуд», а также переведен Ветхий завет в Таргумы;
- классический мандейский, на котором разговаривали и проводили литургические богослужения члены мандейской общины.
- иудейский арамейский язык, популярный в ранневизантийскую эпоху;
- христианский, обусловленный существованием переводов христианской литературы ранневизантийского периода с греческого языка;
- самаритянский, на нем написаны религиозные книги самаритянской общины.
Алфавит всех среднеарамейских языков насчитывает 22 знака. В вавилонском иудейско-арамейском языке использовался так называемый квадратный шрифт, возникший из староарамейского курсива. Сирийский же и мандейский использовали свои графические знаки. Христианский арамейский пользовался западносирийским письмом, а самаритянский арамейский пользовался палеоеврейским курсивом.
Вторжение арабов порождает закат арамейского языка, но тем не менее в период всего Средневековья он остается в употреблении на многих территориях Сирии, Ирака и Ливана.
Новоарамейские языки
Также как и среднеарамейские, новоарамейские языки принято различать по лингвистическим критериям на западную и восточную группы.
Представители западной группы – это три наречия одного языка (западного новоарамейского), имеющиеся в обиходе трех сирийских деревень (Маалула, Баха и Джуббадин), которые, однако, нередко рассматриваются как три самостоятельных языка.
В восточную группу входит множество языков, точное количество которых не установлено. Их принято делить на подгруппы:
- язык туройо и диалект млахсо (юго-восток Турции);
- новомандейский язык, на котором общаются мандеи (юг Ирака и Ахваз);
- северо-восточные новоарамейские языки, в которые включено около десятка языков, причем часто взаимопонимания между их носителями нет;
- еврейско-арамейские языки – на них общались курдские евреи (лахлухи).
Арамейский язык сегодня
Сегодня, по существующим оценкам, число носителей языка, использующих его в повседневной жизни, не превышает 200 тысяч человек. Это небольшое количество жителей Ирака, Ирана, Турции, Сирии, Армении и Грузии. Также в Сирии, Ираке и Ливане действуют христианские общины, проводящие богослужения и произносящие молитвы на арамейском языке. В частности, непосредственно до сегодняшнего дня продолжает издаваться раввинистическая литература на еврейском диалекте арамейского языка, которая со времен Средневековья уже представляет собой обширную коллекцию. К примеру, галахические труды преимущественно создаются на этом языке. И поскольку данная литература адресована для относительно небольшого круга людей, обладающих соответствующим образованием, арамейский язык имеет достаточно высокий социальный статус в ортодоксальных еврейских общинах.
Похожие статьи
- Армянский язык: история, алфавит и интересные факты
- Великая Армения: история государства
- Еврейские фамилии. Еврейские фамилии в России. Распространенные еврейские фамилии
- Эсперанто - это что за язык? Международный язык эсперанто: особенности, грамматика и правила
- Значение имени Сабина в исламе и происхождение
- Священное Писание - Библия. Священные писания мира. Толкование Священного Писания
- Возникновение христианства (кратко). История возникновение христианства