Профориентация - это что такое? Цель, мероприятия
Для учащихся выпускных классов важно определиться с будущей профессией. К этому нелегкому выбору подключаются как преподаватели, так и родители учеников. Сама по себе профориентация - это доступный способ понять, на какую специальность необходимо поступать и в какой сфере развиваться будущему студенту.
История мероприятия
Конец 19 века был знаменит тем, что в то время стали развиваться производственные компании, практически стерлись границы между сословиями. В той России все чаще дети из небогатых семей стремились проявить себя в профессиях, которые были далеко за унаследованными стереотипами. Тогда считалось, что профориентация для школьников необходима для информирования их о существующих профессиях, о способах обучения. Ближе к 20 веку для абитуриентов выпускали альманахи и календари, где можно было узнать о местоположении образовательных учреждений.
В 1897 г. в России появилась служба, которая помогала с "приисками" работы. В западных странах и Америке уже к этому времени работали биржи труда, а внутри предприятий создавались бюро для профессионального отбора работников и служба для профориентации молодежи.
Психологические исследования
Френсис Гальтон - родоначальник измерительной процедуры для психодиагностики в области профессионального самоопределения. Впоследствии эту процедуру он назвал "тест на профориентацию". Гальтон убеждал всех, что профессиональные способности у каждого человека врожденные, т. е. дети у певцов будут также петь, дети кузнеца всю жизнь будут ковать железо, а значит, сама по себе профориентация - это бесполезная трата времени.
Он организовал лабораторию, где предлагал пройти профориентацию людям разных социальных уровней, трудящимся на разных профессиях. Его теория не подтвердилась. Тогда он принял решение развивать свою процедуру для ориентирования человека в подходящей для него профессиональной сфере.
Профконсультирование
Вместе с Гальтоном профессор Дж. Девис осуществлял для юных абитуриентов консультативную практику. В 1908 г. в Бостоне начала свою работу Служба для управления выбором профессиональной деятельности. И уже в 1909 г. специалисты службы проводили занятие по профориентации во всех городских школах.
Современное понятие мероприятия
Сейчас профориентация - это 4 неразделимых аспекта:
- снабжение учащегося информацией о хозяйствующих структурах, о действующих и развивающихся предприятиях, о востребованных специалистах, о требованиях к будущему кандидату на должность, об образовательных учреждениях;
- сопоставление желаний и возможностей учащегося с профессиональными требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, личностным характеристикам;
- отбор, в процессе которого делается вывод о профпригодности учащегося;
- адаптация к профессиональным обязанностям и требованиям к процессу трудовой деятельности.
С приходом 90-х годов государство отказалось планировать и давать какие-либо гарантии в дальнейшем трудоустройстве для студентов. Получилось так, что молодые люди оказались один на один с профессиональным самоопределением, и проблему с трудоустройством также решать надо было самому. Сейчас же мало кто опирается на пример родителей и идет по их стопам, да и запросы общества весьма расплывчатые и непонятные. Вряд ли кто-то даст четкий ответ, какое количество учителей, врачей, электриков требуется в целом по стране или по конкретному региону. Самая большая проблема современности - упадок востребованности важных для общества профессий. Потому молодые люди руководствуются спонтанными мотивами в престиже.
Решением этих проблем отчасти занимаются школьные психологи. Профориентация старшеклассников - это та сфера, которая требует выявления личностных характеристик и мотивов учащихся.
Почему человек часто неправильно выбирает будущую профессию?
Причин для неправильного выбора профессии существует несколько. Молодые юноши и девушки в силу отсутствия жизненного опыта и практики общения с представителями различных отраслей деятельности опираются на рекомендации родителей, забывая о своих способностях и желаниях. Некоторые поступают на ту или иную специальность просто за компанию с другом либо для отсрочки призыва в армию. Причины выбора будущей профессии связаны с тем, что "надо", "заставляют", "уже оплатили учебу", "там у родителей знакомые работают", "папа/мама/брат/сестра там учились и работают по профессии, вот и меня туда отправили". Все эти мотивы впоследствии играют злую шутку с выпускником, который держит в руках диплом, но не уверен, что ему хочется работать по полученному профилю. Но это самый лучший исход.
Те, кто вынужденно работает на той или иной должности, - потенциально опасные сотрудники. Ввиду отсутствия неподдельного интереса к работе такие люди рассеянны, неорганизованны, не стремятся к соблюдению регламентов компании, что влечет за собой дисциплинарные и административные наказания с последующим увольнением по причине невыполнения должностных обязанностей.
Здесь есть и другая сторона: получая профессию электрогазосварщика, альпиниста, линейного обходчика, электрика и т. д., человек должен осознавать, что результат его работы напрямую связан с соблюдением мер безопасности. Но как это часто бывает, приходя на нелюбимую работу, выполняя те действия, к которым душа не лежит, работник думает лишь о выходных и отпуске, забывая о важнейших требованиях безопасности. Отсюда профессиональный травматизм, профессиональные заболевания, так часто сопровождающиеся летальным исходом.
Как узнать, к какому роду деятельности лежит душа
Подростки редко задаются вопросом о том, какие профессии им подходят, поскольку не обладают достаточной информацией. Цель профориентации - это выявить с помощью психометрики, чем человек интересуется, что умеет, какими качествами обладает, а все это помогает понять, к какой профессии он располагает в большей степени. В первую очередь выявляется, способен ли человек к управлению другими людьми. Вывод делается на основании совокупности мотивационных качеств и личностных характеристик. В управлении другими людьми мотивация важна, поскольку человек может быть и активным, и иметь все задатки лидера, но руководить кем-то для него может и не являться целью профессиональной карьеры.
Как быть, если выбор сделан, но он неверный?
Большинство студентов решают завершить учебу в институте или техникуме. Следствием этого является потраченное впустую время, денежные средства. Те, кто все-таки оканчивает обучение, но осознает, что по специальности работать совсем не хочется, либо идут и работают, не получая должного удовольствия, либо получают второе образование. Последнее выходит весьма накладным мероприятием, которое не каждому по карману.
В любом случае профильное образование необходимо в связи с изданием Министерством по труду и соцзащите РФ профессиональных стандартов, а также работодатель не имеет права принять в штат сотрудника, который этим профстандартам не соответствует в графе "Образование".
Почему важно обращаться за консультацией к специалистам?
Во время консультации при обращении в центр профориентации будущие выпускники школ и те, кто выбрал неверный профиль в вузе, могут задать вопросы касательно подбора правильной профессии, выбора образовательного учреждения и продолжительности обучения, трудоустройства в стабильно развивающиеся компании.
Мероприятия по профориентации в центре включают в себя несколько этапов:
- выявление психологических особенностей клиента;
- опрос для определения склонностей к профессиональным сферам;
- сравнение полученной информации с требованиями к той или иной профессии.
Большая часть таких центров функционирует совместно с Центром занятости населения, что позволяет точно знать о потребностях в кадрах, а также обучиться непосредственно при центре (для выпускников школ, средних и высших образовательных учреждений).
Можно ли самому правильно выбрать профессию?
Каждый человек может самостоятельно подобрать себе профессию, но следует учесть несколько важных аспектов:
1. Человека должна интересовать будущая работа. Не нужно склоняться к выбору той работы, где трудятся друзья, родственники. Также выбор не должен быть в той сфере, где модно учиться. Профессия должна быть востребованной на рынке труда.
2. При выборе работы необходимо понимать, что каждая из профессий требует наличия определенного набора способностей, например, для дизайнера важно иметь образное мышление, для бухгалтера - умение хорошо и быстро считать.
3. Будущая деятельность должна совпадать с личностными характеристиками. Т. е. общительные люди должны отдавать предпочтение работе с множественными контактами, эмоционально неустойчивые не должны выбирать монотонные типы труда, где требуется повышенная концентрация внимания продолжительное время.
Школа и профориентация
Цель профориентации на школьном уровне - это совместная работа школьников, учителей и родителей для правильного выбора учебного профиля и дальнейшей работы. За этот период у учащихся должно вырабатываться сознательное отношение к труду, должен проявляться интерес к тем или иным сферам деятельности, существующим на рынке труда.
Для достижения этих целей Минобразования РФ поставило перед руководством каждой школы задачу - разработать соответствующий документ на своем локальном уровне. Разработанная и утвержденная директором школы программа по профориентации должна отвечать следующим требованиям:
1. Школьники и их родители должны быть осведомлены о существующих в пределах населенного пункта кадровых проблемах.
2. Учителя обязаны выявить склонности к определенным видам работы и возможности каждого ученика.
3. Школьники должны иметь потребность в саморазвитии и самосовершенствовании для будущей работы.
4. К концу программы у учеников должно измениться мнение о себе в положительную сторону. Им необходимо привить чувство своей индивидуальности и социальной значимости. Родителям надлежит быть четко уверенными в успехах своих детей.
5. Необходимо организовать несколько экскурсий на действующие предприятия населенного пункта, чтобы дети могли посмотреть на технологические процессы и пообщаться с рабочими.
Программа профориентации рассчитана не только на учеников выпускных классов, она охватывает весь период обучения ребенка, начиная с 1-го класса. Обусловлено это тем, что для более точного прогноза будущей профессиональной деятельности следует учитывать все психовозрастные этапы развития школьников.
Так, в начальной школе маленьким несмышленышам классный руководитель прививает чувство ценности любого труда, доносит до них то, насколько этот труд важен в жизни человека. Путем ненавязчивых разговоров у детей повышается интерес к образовательному процессу, к практическим занятиям, к познанию нового и неизведанного.
В средней школе (с 5-го по 7-й класс) на психологическом уровне каждого человека происходит становление своего "я". На этом этапе уже можно выделить склонности к рисованию, музицированию, танцам, счету, сочинению текстов, увлечению способами лечения болезней и травм, кулинарии, технике и т. д. Здесь большую роль играет внимание родителей, которые должны разглядеть склонности своего ребенка к каким-либо профессиональным сферам и поддерживать это ежедневно.
В 8-м и 9-м классах ученики уже более трезво оценивают свои интересы, на этом этапе можно организовать групповые или индивидуальные занятия, где обычно ребенок пишет тест на профориентацию и уже показывает определенные результаты. Можно сформировать решение о получении среднего специального или высшего образования.
Учащиеся 10-го и 11-го классов могут самостоятельно оценить свою готовность к выбранной работе, необходимо выявить и укрепить профессиональные качества для избранного типа труда. Для этого учителя, обычно это преподаватель технологии, проводят классный час по профориентации, где в игровой и коммуникативной форме дети пробуют себя в роли врачей, учителей, директоров фирм, простых рабочих.
Опросники для профориентации выпускают множество авторов, отечественных и зарубежных. Последние более точные, поскольку включают в себя 2 или 3 сотни вопросов, совокупность ответов на которые четко указывает профессию, тогда как отечественные тесты содержат в себе лишь по 20-30 вопросов общего характера и дают лишь образное представление о сферах деятельности.
Самый популярный зарубежный опросник принадлежит Дж. Холланду, тест состоит из 240 вопросов, которые поделены на группы:
- личностные характеристики (честность, логика, целеустремленность);
- умение выполнять некоторые виды работ (починка, покраска, чтение чертежей);
- склонность к научной деятельности;
- склонность к точным наукам (математика, физика);
- определение профессиональных качеств (доброжелательность, коммуникабельность, ответственность, пунктуальность);
- склонность к самокритике;
- интерес к искусству (музыка, рисование, театр);
- склонность к индивидуальному труду или к работе в коллективе;
- интерес к исследовательской работе;
- способность к созданию чего-то революционно нового и полезного для общества;
- способность к управлению другими людьми.
При этом блоки постоянно пересекаются между собой в процессе выполнения теста.
Профориентация - это важный элемент в жизни каждого человека. Ведь нет ничего важнее, чем самореализация себя как личности в определенной профессиональной сфере.
Похожие статьи
- Что такое самоопределение? Право на самоопределение
- Профессия электрик. Описание профессии
- Будущая профессия. Проблема выбора профессии
- Специальность "биотехнологии и биоинженерия": описание, программа и особенности
- Как найти себя в профессии? Востребованные профессии
- Специальность "Торговое дело". Где учиться, кем работать
- Как определиться с выбором профессии подростку?