Как правильно классифицировать методы исследования в курсовой работе
Метод исследования включает в себя один или несколько способов достижения цели исследования и получения новых знаний. Методы исследования в курсовой работе необходимы для систематизации и актуализации проделанной работы.
В зависимости от вида деятельности, академической направленности курсовой или дипломной работы, принадлежности к определенному предмету изучения и множества других факторов, классификация используемых методов может разительно отличаться.
Методология – сложная наука, целью которой не является определение четкой классификации и выделение нескольких наиболее важных методов исследования. Система всевозможных способов, вариаций и принципов достижения поставленных целей и извлечения новых знаний слишком сложна и сама является предметом постоянного изучения.
Чтобы облегчить и упорядочить систему существующих методов исследования, различные школы выбирают ту или иную классификацию.
Традиционное разделение советской школы
Наследием советской школы является классификация методов исследования согласно уровню познания. Это не самая простая и удобная классификация из ныне существующих, однако она не только помогает выбрать и описать применяемые в исследовании методы, но и точно определяет структуру работы и систему научного подхода к получению новых знаний.
Существует два уровня познания – эмпирический и теоретический. Эти два уровня дополняют и компенсируют друг друга, соответственно, и классифицируемые методы не должны выделяться и противопоставляться друг другу. Очень часто собранные во время исследования данные способны обрести форму новых знаний только путем комбинирования эмпирических и теоретических методов.
Эмпирические методы
Эмпирический уровень тесно связан с непосредственным практическим взаимодействием с изучаемым объектом, явлением, феноменом. Эмпирические методы исследования в курсовой работе идеально подходят для этапа накопления информации и сбора данных. Основными исключительно эмпирическими методами являются:
- эксперимент;
- наблюдение;
- измерение.
Дополнениями и вариациями основной тройки могут быть такие методы, как:
- анкетирование и опрос;
- интервью и собеседование;
- описание и сравнение;
- тестирование и подсчет.
Теоретические методы
Теоретический уровень является более абстрактным и оттого считается более развитой частью познания. Теоретические методы исследования в курсовой работе выявляют правила, основоположения, аксиомы, теории и законы. Основными методами теоретического уровня являются:
- абстрагирование;
- формализация;
- идеализация.
Для установления связей, зависимостей и закономерностей, а также изучения различных сторон явления или объекта можно использовать такие теоретические методы, как:
- индукция и дедукция;
- гипотетика и аксиоматика;
- логика и систематика.
Существует ряд методов, которые сочетают в себе характеристики как эмпирического, так и теоретического познания; они называются комбинированными либо экспериментально-теоретическими. К ним относятся:
- моделирование;
- этнографический метод;
- исторический метод;
- анализ, синтез и обобщение.
Использование этих методов позволяет создать теоретическую основу, используя эмпирические данные.
Западная классификация
Более поздняя классификация методов исследования на качественные и количественные обрела популярность в середине ХХ века и совершенно окрепла в западных академических кругах.
Разделение на качественные и количественные способствует более упрощенной систематизации существующих методов и одновременно повышает связанность и взаимозависимость методов, используемых в исследовании.
Использование этой системы разделения методов повысит уникальность и актуальность, которые несет в себе каждая дипломная или курсовая работа. Методы педагогического исследования, а также исследования в области социологии, маркетинга, политологии и экономики все чаще классифицируются на основании разделения на качественные и количественные.
Методы исследования согласно западной классификации
Эта классификация увеличивает гибкость всей системы существующих методов, позволяя комбинировать различные способы и даже создавать новые методы. Основными требованиями принадлежности к категории количественных методов являются измерение и квантификация параметров исследования, в то время как качественные методы характеризуются потребностью смысловой интерпретации существующих или собранных данных.
Качественные методы ориентированы на объяснение, выяснение причин и другие качественные характеристики исследуемых объектов или явлений. Они обладают особой ценностью в социологии как методы исследования курсовой работы. Пример использования качественных методов – ответ на вопрос о том, почему заядлые курильщики не бросают курить, несмотря на статистические данные о вреде никотина. К данным методам относятся:
- исследования (исторические, этнографические, социальные, прецедентные);
- эксперименты (фокус-группы, ролевые игры, симуляции);
- наблюдения;
- интервью.
Количественные методы исследования в курсовой работе ориентированы на получение статистических и других численных данных, к ним относятся:
- опрос, анкетирование, интервью;
- тестирование;
- лабораторный эксперимент;
- численный анализ;
- моделирование.
Благодаря простому и четкому дифференцированию возникает меньше сложностей с выбором и мотивацией. Описывая в работе используемые методы исследования, темы, основные задачи и вопросы, важно четко осознавать концептуальные рамки научной работы.
Важно помнить, что многие работы: и курсовые, и дипломные - могут и должны сочетать и комбинировать различные методы. Каждый отдельный метод предоставляет способ достижения новых знаний, каждый из них по-своему важен, и ни один сам по себе не способен дать полную картину исследования.
Похожие статьи
- Анализ и синтез как важнейшие методы исследования изменений систем управления производством
- Основные методы психологического исследования
- Научная работа по правилам: требования к реферату
- Пример введения дипломной работы. ГОСТ по оформлению дипломной работы
- Структура курсовой работы: как правильно сформировать
- Как правильно определить объект и предмет исследования
- Как правильно составить аналитический отчет: пошаговая инструкция