Микроэкономика - это... Что изучает микроэкономика?
Физики рассматривают большой мир планет, звёзд, галактик и гравитации. Но они также изучают маленький мир атомов и мельчайших частиц, которые составляют эти атомы. Экономисты рассматривают предмет тоже в двух сферах: макроэкономику, изучающую занятость, инфляцию, ВВП, и микроэкономику, которую волнует спрос и предложение товаров и услуг на отдельно взятых рынках. Микроэкономика – это часть экономической теории, изучающей деятельность фирм, потребителей и остальных малых хозяйствующих единиц.
Дефицит
Наши ресурсы ограничены: капитал, земля, заводы, люди. Однако желания людей для получения товаров или вещей, которые можно произвести из этих ресурсов, бесконечны. Человеку всегда свойственны стремления к лучшему и большему по площади жилью, стоящему образованию, надежному автомобилю. Поэтому если бы и ресурсы были безграничны, тогда каждое желание было исполнено и не существовало никакой экономики. Появляется дефицит, в условиях которого приходится делать выбор.
Микроэкономика изучает целесообразное использование лимитированных ресурсов. Расхождение (дефицит) между использованием ограниченных ресурсов и их наличием является главным принципом экономических отношений и двигателем прогресса.
Выбор, с которым сталкиваются люди в результате дефицита, поднимает 3 группы вопросов: что производить, как производить, для кого. Эти же проблемы решает микроэкономика.
Предмет и субъект изучения
Микроэкономика – это наука о рациональном принятии решений, которая изучает поведение экономических субъектов. То есть объектом изучения науки является хозяйствующий субъект (фирма, домохозяйство, отрасль).
Домохозяйство – физическое лицо или группа людей, имеющих собственные экономические ресурсы, предлагающих факторы производства, стремящихся предельно качественно удовлетворить свои потребности и принимающих решения, за которые несут экономическую ответственность. К этой группе субъектов относятся: владельцы капиталов, потребители жизненных благ, наемные работники.
Фирма – это юридическое лицо, которое производит товары и услуги, используя факторы производства; стремится получить большую прибыль и самостоятельно принимает решения.
Отрасль – это экономическая единица, которая представляет совокупность фирм, специализирующихся на выпуске конкретного товара.
Предмет микроэкономики – экономическое поведение людей как со стороны продавцов, так и покупателей, на различных рынках.
Назначение микроэкономики
Благодаря анализу поведения экономических субъектов в прошлом, можно на основании выводов спрогнозировать будущее.
Поведение людей предсказуемо – это предположение, на котором базируются принципы микроэкономики. Потребители стремятся удовлетворить свои потребности покупками, а производители норовят получить высокую прибыль от продажи этих товаров. Взаимодействуя, продавцы и покупатели формируют рынок. Экономические сделки происходят на рынках: недвижимости, труда, автомобилей и т. д. Каждый продукт труда имеет цену, по которой потребитель выбирает желаемый товар, соответствующий своему ограниченному доходу.
Задачи по микроэкономике определяют ее основное назначение – изучение экономических явлений и процессов.
Метод микроэкономики
Совокупность правил, способов изучения своего предмета образуют метод любой науки. Для того чтобы познать предмет микроэкономики, принято использовать 2 метода: общеэкономический и частный (специфический).
Общеэкономические методы
- Экономический анализ – изучение явления по деталям.
- Синтез – воссоздание целостной картины явления и познание связей между отдельными ее частями. Например, изучение, а затем синтез спроса и предложения приведут к исследованию механизма рыночного ценообразования и формированию цены, которая зависит от спроса и предложения.
- Сравнение – поиск различий и сходств для систематизации явлений.
- Аналогия – метод сравнения двух объектов по признакам. Причем при совпадении некоторых признаков делается вывод о сходстве остальных. Например, объект А имеет признаки 1, 2, 3, 4; В - признаки 1, 2, 3, …, допускается мнение, что
В имеет признак 4.
Специфические методы изучения микроэкономики
Ответы по микроэкономике можно получить, применяя специфические методы исследования науки.
- Экономический рационализм – основывается на сопоставлении выгод и затрат экономическими субъектами и принятии эффективных решений для получения максимального дохода.
- Экономический атомизм – изучение поведения экономических агентов, которые осуществляют хозяйственную деятельность и самостоятельно принимают решения.
- Предельный анализ – исследование экономических явлений через предельные величины.
- Функциональный анализ – определение причинно-следственных взаимосвязей. Устанавливается зависимая переменная (следствие) и независимая – причина, которая вызвала это следствие.
- Равновесный подход – изучение микроэкономики в состоянии баланса, когда нет тенденции к нарушению достигнутого равновесия. А если возникают условия для нарушения баланса, в таком случае ситуация меняется и появляется новое равновесие.
- Метод верифицируемой теории – базируется на утверждении, что результаты, полученные по определению какой-либо теории, должны быть доказаны фактами.
Рынок и цена
Существует три экономические системы: рыночная, командная и традиционная. Рыночная экономика отвечает на такие же вопросы, которые возникают перед выбором субъектов в результате дефицита ресурсов: что, когда и как производить. Поэтому зачастую применяют определение, что микроэкономика – это теория цены.
Ценность потребностей покупателя выступает критерием в определении цены товара. Стремление заплатить высокую цену соответствует большой потребности товара/услуги. Как только предпочтения покупателя изменились, у производителя возникает вопрос: «Что производить?». После ответа на который фирма выбирает технологию получения готового и желанного на рынке продукта.
Рынок выступает платформой, на которой происходит взаимодействие юридических и физических лиц с целью совершения сделок. Обмен результатами деятельности наряду с конкуренцией диктуют цены, анализируя которые можно делать выводы о дефиците товара/услуги.
Микроэкономика: теория спроса и предложения
Элементами рынка выступают: цена, конкуренция, спрос и предложение. Спрос характеризует поведение покупателей, а предложение - продавцов. Спрос – это не только желание, но и действие. То есть если человек желает приобрести ноутбук, то это не спрос, а вот когда у него есть финансовая возможность, тогда желание является спросом.
Избыточный спрос приводит к росту цен, соответственно, к увеличению прибыли. Это заманивает новые компании в отрасль и приводит к росту конкуренции, что в последующем сказывается на падении цен. То есть должно быть равновесие между ценой и количеством товара и объясняет теория спроса и предложения.
Разница между микро- и макроэкономикой
Микроэкономика изучает поведение отдельной отрасли, фирмы, потребителя на индивидуальных рынках, а макроэкономика рассматривает этих же субъектов на агрегированном уровне (в обобщенном смысле). Иными словами, макроэкономика исследует экономические системы в целом, используя такие величины, как национальный доход, инвестиции, валовый внутренний продукт, уровень безработицы, совокупный спрос/предложение, государственный долг.
Круг изучаемых вопросов
Решение микроэкономики открывает для человека вопросы, связанные с проблемами потребительского выбора, расчета доходов и расходов, выбора производителя и определения его цены. Макроэкономика исследует крупные системы в совокупности.
Ценообразование, занятость микроэкономика рассматривает на уровне конкретного товара и отрасли, а макроэкономику волнуют общий уровень цен и обобщенная занятость в экономике.
Если рассматривать рынок, то микроэкономика – это отдельные рынки, а для макроуровня важность состоит в их взаимосвязи.
Однако обе науки связаны между собой сферами интересов. Специалист по микроэкономике не может изучать инвестиционную политику предприятия, не понимая влияния макроэкономических тенденций: налоговой политики или экономического роста. Также и в макроэкономике нельзя разбираться, если не понимать потребности фирм и отдельных хозяйствующих субъектов.
Похожие статьи
- Экономические науки. Система экономических наук
- Предмет экономической теории: узкое и широкое понятия
- Спрос - это основа экономики
- Рациональное поведение потребителя и производителя - описание, особенности и типичные черты
- Экономические школы и их учения
- Типы рынков. Типы рынков в экономике. Тип рынка в России
- Инфраструктура рынка. Функции и структура рынка