Северо-Западный экономический район: характеристика, основные проблемы
В годы СССР руководством страны практиковалось экономическое районирование. Территория государства была условно поделена на субъекты, на которых могли концентрироваться промышленные и инфраструктурные объекты, формирующие собой в достаточной мере обособленный хозяйственный кластер. Подобный подход к развитию национальной экономики во многом сохранил актуальность сегодня. Это выражается, в частности, в том, что территория РФ сегодня также структурирована по районам соответствующего типа. В числе самых развитых и перспективных, по мнению многих специалистов — Северо-Западный. Какова его специфика?
Общие сведения об экономическом районе
Северо-Западный экономический район России фактически совпадает с аналогичной территориальной структурой, образованной при СССР. Его обособленность от других частей РФ по соответствующему хозяйственному признаку выражается в наличии выраженных взаимных связей населенных пунктов в аспекте совместного развития. Традиционно Северо-Западный экономический район рассматривается как территория, на которой функционируют машиностроительные предприятия, а также те, что осуществляют выпуск высокотехнологичной продукции. Это во многом обусловлено тем, что ключевым экономическим субъектом района является Санкт-Петербург, в котором располагаются учебные заведения, выпускающие великолепных инженеров и технических специалистов.
Состав района
Состав Северо-Западного экономического района формируют следующие субъекты федерации:
- области: Ленинградская, Новгородская, Псковская;
- город федерального значения: Санкт-Петербург.
Регионы образуют значительную по площади территорию.
Экономическая значимость
По мнению многих экономистов, рассматриваемый район — в числе самых значимых И перспективных с точки зрения хозяйственного развития страны. Кроме того, есть возможности увеличения интенсивности экономического сотрудничества с развитыми европейскими государствами — прежде всего, странами Скандинавии. Также с Северо-Западным районом соседствуют в достаточной мере стабильные в хозяйственном аспекте Беларусь и страны Прибалтики.
Перспективы экономического развития региона, с одной стороны, могут иметь сильный стимул — за счет инвестиционной привлекательности производственных мощностей, относительно развитой инфраструктурной базы, а также высокого уровня кадровой подготовки граждан, проживающих в соответствующих населенных пунктах.
Вместе с тем сохраняется сильная зависимость Северо-Западного экономического района от топливных и энергетических поставок из других районов страны. Интенсивность внедрения новых производств во многом предопределяется динамикой импорта — который осложнен в силу выросшего валютного курса, а также санкционных ограничений, введенных западными странами в отношении РФ.
Уже сейчас с экономической точки зрения Северо-Западный район — в числе важнейших территориальных субъектов для хозяйственной системы страны. Реализация многих стратегических национальных программ базируется на ресурсах региона. Исследуем подробнее, за счет чего рассматриваемый район может стать еще более значимым для экономики России.
Природно-ресурсный потенциал района
Изучим то, каков потенциал Северо-Западного экономического района в аспекте природных ресурсов. Нужно отметить, что запасов полезных ископаемых здесь относительно немного. Так, в частности, есть перспективы добычи бокситов — в районе Тихвина, фосфоритов в Ленинградской области. На Карельском перешейке доступны горные породы, используемые в строительной индустрии — известняки, пески. Значительны, вместе с тем, лесные, водные и земельные ресурсы района.
Зависимость от внешних поставок сохраняется в большинстве сегментов хозяйственной системы района. Предприятия, работающие на территории соответствующего экономического субъекта, испытывают постоянную потребность в топливе, в металлах, древесине, строительном сырье и многих других материалах.
Население
Северо-Западный экономический район — территория, на которой проживает более 5,6% населения РФ. Показатель урбанизации района — около 87%. Некоторые исследователи считают его самым высоким в стране. Основная часть населения проживает в так называемой Санкт-Петербургской агломерации — совокупности населенных пунктов, экономически и инфраструктурно связанных с Северной столицей РФ. Население Северо-Западного экономического района характеризуется высоким уровнем образования, особенно — в сфере инженерии, в направлении машиностроительных специализаций.
Отрасли экономики района
Рассмотрим, какими отраслями представлена экономика района. Касательно промышленного комплекса — он представлен широким спектром сегментов. В числе таковых — машиностроение, химическая промышленность, строительство, металлургия. Развит также топливно-энергетический комплекс. Как и в случае с населением Северо-Западного экономического района, основная часть производств сконцентрирована в Санкт-Петербургской агломерации. Этому во многом способствует, как мы отметили выше, мощный кадровый потенциал Санкт-Петербурга (который также дополняется миграцией граждан из других населенных пунктов РФ — как правило, имеющих конкурентоспособный уровень квалификации).
Перспективы сельского хозяйства
Относительно развитым в рассматриваемом районе считается сельское хозяйство, несмотря на объективно сложные климатические условия. В соответствующей отрасли лидируют такие сегменты, как животноводство, птицеводство, картофелеводство. В Псковской области достаточно развиты зерновые хозяйства.
В связи с известными политическими событиями и образованием новых продовольственных рынков в РФ перспективы сельскохозяйственной отрасли Северо-Западного экономического района оцениваются многими экспертами как высокие. Этому также способствует достаточно высокая емкость внутрирайонного рынка.
Транспорт
Важнейший аспект, на который следует обратить внимание, изучая Северо-Западный экономический район — характеристика его транспортной системы. По мнению многих исследователей, ее можно считать одной из самых развитых в России, что обусловлено, в частности, транзитным положением региона относительно рынков РФ и Европы (Прибалтики, Финляндии). Развиты как автомобильные, так и железные дороги. Из Петербурга железнодорожные магистрали идут в Москву, на Урал, в Восточную Европу, в северные города РФ, в Прибалтику и Калининград.
В Санкт-Петербурге функционируют мощные порты, совокупный объем их грузооборота достигает десятков миллионов тонн в год. При этом перспективные потребности экономики РФ в соответствующем ресурсе — оцениваются экспертами как гораздо более высокие. Транспортная система Северо-Западного экономического района продолжает активно развиваться. Это выражается как в строительстве новых объектов инфраструктуры, так и в модернизации текущих магистралей.
Экспорт и импорт
Северо-Западный экономический район, как мы отметили выше, характеризуется достаточно выраженной хозяйственной обособленностью. Это дает исследователям возможность проанализировать структуру условного экспорта и импорта товаров между соответствующим территориальным субъектом и другими регионами РФ.
Так, что касается продукции, вывозимой из района, то это, в основном — товары, выпущенные машиностроительными, химическими бизнесами, а также предприятиями деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности. Что касается условного импорта — ввозятся в Северо-Западный экономический район главным образом топливные ресурсы, металлы, продовольствие. Объемы условного импорта, по мнению ряда экономистов, немного превосходят экспорт.
Внутрирайонная специфика
Изучим некоторые нюансы, отражающие административную структуру такого субъекта, как Северо-Западный экономический район. Характеристика региона в данном аспекте интересна. Главный хозяйственный центр района, как мы уже отметили выше — это Санкт-Петербург. В Северной столице концентрируются высококлассные кадры, а также, что крайне важно с точки зрения экономических перспектив города, агломерации и региона в целом — инвестиции. Другие важнейшие в хозяйственном аспекте населенные пункты Северо-Западного экономического района — Выборг, Гатчина, Новгород, Псков. Один из ключевых энергетических центров рассматриваемого территориального субъекта — Сосновый Бор, в котором построена одна из крупнейших атомных электростанций РФ — Ленинградская АЭС.
Сложности и перспективы
Итак, мы изучили различные экономические преимущества, которые характеризуют Северо-Западный экономический район. Основные проблемы соответствующего территориального субъекта также полезно будет исследовать. Их можно, условно, классифицировать на те, что свойственны, в целом, для большинства регионов РФ, а также те, что специфичны для региона.
Касательно первых можно отметить, что есть куда развиваться транспортной инфраструктуре, несмотря на ее неоспоримо высокий уровень сегодня. По многим критериям она уступает показателям ведущих западных стран. Непросто обстоят дела с доступностью инвестиций — что обусловлено теми же известными политическими событиями, результатом которых стали заметные во многих отраслях сложности в экономике РФ.
Фактор централизации
Каковы, в свою очередь, специфические проблемы Северо-Западного экономического района? К таковым можно отнести достаточно высокую хозяйственную централизацию: все-таки уровень развития Санкт-Петербурга по большинству критериев выше других населенных пунктов. Отсюда высокая концентрация капиталов и кадров в Северной столице. Зарплата в Санкт-Петербурге часто гораздо привлекательнее, чем в других населенных пунктах региона.
Вместе с тем относительно высокая развитость транспортных магистралей обуславливает тот факт, что место расположения того или иного индустриального объекта по многим признакам становится второстепенным. Граждане, работающие на том или ином производстве, вполне могут жить на значительном расстоянии от него, но не иметь проблем с тем, как добраться до работы на личном транспорте, на автобусе или электричке. Поэтому фактор централизации многие исследователи не склонны оценивать как негативный в аспекте экономических перспектив района.
Необходимость развития транспортной инфраструктуры
Недостаточно интенсивно, по оценке многих экспертов, в районе задействуются возможности в сфере морского транспорта. Это прослеживается и на примере Санкт-Петербургского порта. Потребности российских предприятий в соответствующем ресурсе, как мы отметили выше, в перспективе могут значительно превысить текущую пропускную способность данного объекта. Один из возможных путей стабилизации экономической обстановки в РФ, сложившейся в силу санкций и иных последствий политических разногласий властей страны с западными партнерами — активное импортозамещение. К важнейшим условиям его успешной реализации относится развитие транспортной инфраструктуры во всех сегментах.
Есть большое количество отраслей, в которых, если говорить об импортозамещении, способен выйти на лидирующие позиции Северо-Западный экономический район — промышленность, сельское хозяйство. Вопрос в том, насколько интенсивно будет задействован данный ресурс. Это зависит от многих факторов — наличия инвестиций, свободных рынков.
Потенциал развития высокотехнологичных отраслей
Сильный кадровый потенциал, в том числе и в аспекте подготовки специалистов, компетентных в науке и технологиях, делает регион привлекательным также и с точки зрения высокотехнологичных отраслей. Возможности есть как в индустрии софта — выпуска ПО, веб-приложений, мобильных решений, так и в области выпуска компьютерных комплектующих. Причем речь может идти как о пользовательских решениях, так и о корпоративных. Есть перспективы в развитии робототехники, нанотехнологий, выпуске высокотехнологичных компонентов для ВПК.
Таким образом, если говорить о возможностях, которыми характеризуется Северо-Западный экономический район — отрасли можно развивать самые разные. Среди них могут быть как традиционные сегменты, так и инновационные. Тем самым, возможно, текущая специализация Северо-Западного экономического района успешно дополнится появлением новых отраслей.
Вопрос — в привлечении инвестиций, развитии инфраструктуры. С учетом того, что многим субъектам бизнеса и власти очевидны перспективы хозяйственной модернизации такого территориального субъекта, как Северо-Западный экономический район, основные проблемы региона вполне могут быть оперативно решены — благодаря своевременному перенаправлению необходимых капиталов в соответствующие отрасли.
Похожие статьи
- ВСМ Москва - Казань: участники, маршрут, конечные станции
- Северо-Запад России: незабываемые впечатления
- Европейская часть России: площадь территории, города и области
- Основные проблемы экономики и способы их решения
- Климат Владивостока, описание города, часовой пояс, экономика
- Где лучше жить в России? Топ лучших городов Российской федерации
- Северная Европа: страны (список)