М10 (трасса): состояние на сегодня. Трасса Санкт-Петербург - Москва
Среди многочисленных российских дорог особенно выделяется магистраль М10. Трасса служит путем сообщения между двумя российскими столицами – Москвой и Санкт-Петербургом. Закономерно, что данное шоссе является одним из самых загруженных в России по потоку транспортных средств. Давайте выясним, что представляет собой трасса М10. Состояние на сегодня этой транспортной артерии трудно назвать идеальным.
Маршрут трассы М10
Рассмотрим маршрут, по которому проходит шоссе М10. Трасса на данный момент имеет общую протяженность 706 километров.
Свое начало она берет в столице нашей Родины – Москве, в том месте, где Ленинградский проспект плавно перетекает в Ленинградское шоссе. Затем дорога идет на Химки, с запада огибает Шереметьевский аэропорт. Далее путь транспортной артерии лежит через города Подмосковья – Солнечногорск и Клин. Именно их минует трасса М10. Тверская область – территория, по которой пролегает дорога после того, как Подмосковье осталось позади. Самые крупные города на этом участке – Тверь и Торжок. Впрочем, трасса не заходит непосредственно в них, а создает объездной путь.
Продолжаясь на территории Новгородской области, шоссе опять же не заходит в её административный центр – Новгород Великий, а минует его окружным путем. После этого дорога идет по территории Ленинградской области. При въезде в Санкт-Петербург трасса принимает название Московского шоссе. Конечный пункт – Санкт-петербургский Главпочтамт.
Вот такой маршрут имеет трасса М10 Москва – Санкт-Петербург. Она является составной частью европейского маршрута Е105, протянувшегося на 3770 километров от Киркенеса в Норвегии до Ялты в Крыму через территории России и Украины.
История трассы М10
Надежное сообщение между Москвой и северной столицей требовалось с самого момента основания Санкт-Петербурга. Но путь из Москвы в Великий Новгород через Тверь был проложен ещё задолго до постройки Северной Пальмиры. Таким образом, строителям Петра I оставалось соединить надежной дорогой Новгород и Санкт-Петербург.
Начало строительства дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург, было положено в 1712 году. Но сооружение пути затянулось на долгих тридцать четыре года и было закончено лишь в 1746 году, уже при императрице Елизавете Петровне. Строительство дороги велось по руководством специально созданной для этих целей канцелярии. Общая протяженность её составила 778 километров.
В дальнейшем дорога множество раз укреплялась, реконструировалась и совершенствовалась, пока транспортная артерия не приобрела современный вид и стала известна под названием "трасса Санкт-Петербург – Москва (М10)". Кроме того, у шоссе существует ещё одно название, которое отлично характеризует его государственную важность – «Россия».
Управление магистралью
Главный офис, в котором находится центральное управление дорогой, расположен в Твери. Именно оттуда отдаются распоряжения по обслуживанию и ремонту автомагистрали М10. Трасса, которая пролегает по Ленинградской области, стоит особняком от других участков дороги. Она управляется ФКУ «Севзапуправтодор», контора которого расположена непосредственно в Санкт-Петербурге. Впрочем, учитывая, что обе организации государственного подчинения, причем с четко разделенной сферой управления, конфликтов и недоразумений между ними по рабочим вопросам практически нет.
Данными службами ведутся постоянные ремонтные работы для поддержания состояния трассы государственного значения на достойном уровне. Правда, по ряду объективных причин организации могут справиться далеко не со всеми проблемами, которые возникают по ходу обслуживания автомагистрали.
Общая характеристика дороги
Как уже говорилось выше, трасса М10 Москва - Петербург сейчас имеет протяженность 706 километров. Скоростной режим на всем её протяжении варьируется от 30 до 90 км/ч, в зависимости от конкретного участка пути. На аварийных и потенциально опасных участках он стремится к минимальному пределу, в границах населенных пунктов составляет 40-60 км/ч, а на прямых магистральных отрезках достигает 90 км/ч. Общее неудовлетворительное состояние дороги, а также её перегруженность транспортом, в том числе габаритными грузовыми автомобилями, не позволяет на трассе выделить участки, допустимая скорость на которых превышала бы 90 км/ч.
Кроме того, следует отметить, что из-за наличия на трассе мостов с грузоподъемностью до 40 тонн именно эта масса считается максимально допустимой для автомобилей, перевозящих грузы из Москвы в Санкт-Петербург и в обратном направлении.
От 8 до 11 метров варьируется ширина автомагистрали М10. Трасса имеет от двух до десяти полос движения на различных участках пути.
Пункты сервиса
Трасса М10 обладает очень важным государственным значением, так как связывает два крупнейших города России, две её исторические столицы, нынешнюю и прошлую, – Москву и Санкт-Петербург. Обслуживанием данной трассы заняты не только государственные органы, но и чисто коммерческие организации, главной целью которых является получение прибыли. Действительно, сверхвысокий транспортный поток обеспечивает постоянный наплыв клиентов в различные торговые заведения и точки обслуживания.
Более того, значительное число городов, через которые проходит трасса, обязано ей самим своим существованием. Сначала появилась дорога, по которой практически всегда шло оживленное движение, а потом уже на этой дороге стали расти города и села с населением, стремившимся получить максимальную выгоду от своего удачного географического расположения. Главной работой жителей было обслуживание людей, направлявшихся из Москвы в Петербург и обратно.
В настоящее время данный факт привел к значительным осложнениям. Они выражаются в том, что трасса проходит через множество населенных пунктов, что означает ограничение скорости движения, а значит, создает существенные помехи на пути следования автотранспорта, сокращает естественную пропускную способность магистрали.
Сейчас на пути следования из Москвы в Санкт-Петербург расположено множество кафе, заправок, 25 пунктов медицинской помощи и 18 постов ГАИ.
Состояние магистрали на сегодня
Теперь перейдем к тому, как сейчас выглядит трасса М10. Состояние на сегодня практически всех ее участков является удовлетворительным. Хотя совсем недавно все было по-другому. Такое плачевное положение вещей сложилось главным образом из-за недостатка финансирования. Особенно тяжело в этом плане было в 90-х годах прошлого столетия, когда вся экономика страны находилась в глубоком упадке. Материальное обеспечение дорог тогда было на очень низком уровне, так что даже на такую важную в государственном масштабе трассу, как М10, денег не хватало.
Теперь финансирование наладилось, его достаточно не только для текущего ремонта дороги, но даже для реконструкции аварийных участков. Состояние трассы М10 находится в пределах допустимого, и она выглядит довольно презентабельно. Единственное исключение – 45-километровый участок от Вышнего Волочка до Торжка с непригодным дорожным покрытием. Но все-таки из-за высокой интенсивности движения и природных неровностей рельефа на протяжении пути существует значительное количество аварийно опасных участков, и в общем трасса М10 сейчас далека от идеала.
Аварийные участки
Аварийная обстановка на трассе М10 чаще всего отмечается на некоторых участках Ленинградского шоссе в Москве и Подмосковье. Особенно опасны отрезки у деревень Кириловка и Елино вблизи пешеходного перехода, у поселков Чашниково и Дурыкино, а также на 47-м километре шоссе, где расположена автобусная остановка.
В общей сложности на трассе М10 существует три участка с ограниченной видимостью и восемь участков с крутыми поворотами. Кроме того, трасса в четырех местах проходит по дамбам. Автомагистраль с 369-го по 386-й километр проходит по холмистой местности с крутыми спусками и подъемами.
Проблемы на этих участках не считаются дефектом самой трассы и не свидетельствуют о её аварийном состоянии. В то же время езда по ним сопровождается дополнительной опасностью по естественным либо другим объективным причинам. Поэтому водителю, который проезжает эти отрезки трассы, в любом случае нужно быть особенно внимательным и не терять бдительности, дабы не создать аварийную обстановку или не попасть в ДТП по вине другого шофера.
Крупные ДТП
Из-за интенсивности движения магистраль является аварийно опасной, поэтому ДТП на трассе М10 - не редкость. Ситуацию осложняют неровности ландшафта в некоторых местах.
30 января 2013 года из-за превышения скорости легковой автомобиль Citroen выехал на встречную полосу и столкнулся с крупным грузовым автомобилем Volvo, который вследствие удара тоже был вынесен на встречную полосу, где врезался в другой грузовик – Mercedes. Оба грузовика слетели в кювет, а автомобиль Citroen полностью сгорел вместе с водителем.
Массовая авария на трассе М10 произошла в марте 2013 года, когда вследствие оледенения трасы один из водителей легкового автомобиля не справился с управлением, и его машину повело. Это привело к тому, что целая группа машин, ехавшая сзади него, не успев затормозить, врезалась друг в друга. К счастью, жертв среди участников ДТП не было. Пострадали только транспортные средства. Впрочем, тут вина не только погоды, но и самих водителей, так как они не соблюдали дистанцию.
Ещё одна крупная авария на трассе М10 произошла 11 мая 2014 года в Тверской области. Виновником ДТП оказался водитель ВАЗ-2112. Он выехал на встречную полосу, его машина столкнулась с грузовым автомобилем SCANIA. После этого ВАЗ отшвырнуло, он столкнулся с ещё одним встречным автомобилем – SUBARU. Грузовик перевернулся посреди трассы. На этот раз ситуация завершилась намного трагичнее, чем в первом случае – погиб виновник ДТП.
Подобные аварии - всего лишь частные случаи происшествий, случающихся на протяжении трассы М10 с недопустимым постоянством. Конечно, зачастую ДТП случаются по вине одного из водителей, но высокий уровень транспортного потока делает эти инциденты особенно тяжелыми и массовыми.
Пробки
Все та же высокая интенсивность движения является причиной того, что образуются заторы и пробки на трассе М10. Также образованию данной ситуации способствует значительное число светофоров на пути следования в городах. Но в то же время их наличие благоприятствует снижению уровня аварийной обстановки. Так что пробки, в сравнении с авариями, - меньшее из зол.
Наибольшее число пробок и заторов возникает на отдельных участках в городах Клин, Химки, Солнечногорск и Вышний Волочек. В последнем из-за недостаточного количества полос проезда на перекрестке, регулируемом светофором, проблема стоит особенно остро. При плохой погоде в час пик время ожидания в пробке может растянуться до шести часов. Для сравнения: в других из вышеперечисленных городов время ожидания в заторах ограничивается максимум одним часом. Так что проблема заторов на перекрестке в Вышнем Волочке стоит особняком даже в сравнении с другими проблемными участками трассы М10.
Перспективы решения проблем
Выше уже не единожды было сказано, что главной проблемой трассы М10 является высокая интенсивность движения и сравнительно низкая пропускная способность магистрали. Во всяком случае она явно не справляется со всем тем транспортным потоком, который ежедневно стремится из Москвы в Санкт-Петербург и в обратном направлении. Об этом свидетельствуют постоянные пробки и заторы, а также многочисленные аварии практически на всем протяжении автомагистрали.
Постоянный ремонт, в том числе и капитальный, расширение трассы и другие половинчатые меры не могут быть способом кардинального решения проблемы. Поэтому российское руководство решило пойти другим путем. Оно разработало проект постройки скоростной магистрали М11, связывающей Москву и Санкт-Петербург. Данная трасса, в отличие от шоссе М10, будет огибать большинство населенных пунктов, что позволит удерживать высокий скоростной режим на всем пути следования. Это позволит в значительной мере разгрузить транспортный поток с автомагистрали М10, что будет способствовать приведению уровня безопасности следования по ней к мировым стандартам.
Трассу М11 планируется ввести в эксплуатацию к 2018 году. Так как она будет являться более комфортной и скоростной альтернативой магистрали М10, то проезд по ней будет платный. На данный момент строительные работы идут полным ходом.
Вывод
Изучив пропускную способность и уровень интенсивности движения по автомагистрали М10, можно утверждать, что нагрузка на неё не соответствует существующим нормам безопасности. Кроме того, между Торжком и Вышним Волочком имеется участок с дорожным покрытием в неудовлетворительном состоянии. В то же время очень важным является то направление движения, которое обслуживает трасса М10. Состояние на сегодня движения по данной дороге требует коренного решения накопившихся проблем.
Ямочные и даже капитальные ремонты магистрали не помогут разрешить вопрос с пропускной способностью трассы. Его можно частично решить путем расширения магистрали и добавления на ней дополнительных полос движения. Но российское руководство приняло решение не ограничиваться половинчатыми методами, а полностью развязать проблему путем строительства новой трассы М11, которую планируется ввести в эксплуатацию к 2018 году. Это позволит в значительной мере разгрузить магистраль М10 и снизить на ней уровень аварийности.
После постройки новой трассы движение по старой магистрали станет намного безопаснее и удобнее, что не только позволит водителям быстрее преодолевать расстояние, разделяющее Москву и Санкт-Петербург, но и сохранит не одну человеческую жизнь.
Похожие статьи
- Платная дорога Москва - Санкт-Петербург: схема, тарифы и отзывы
- М-11. Трасса Москва - Санкт-Петербург
- Трасса М2: Москва - Крым. Отзывы и фото
- ВАЗ-21310 NIVA: описание, технические характеристики, отзывы
- Северо-Западная хорда: строительство, схема
- Платная дорога в Беларуси: обзор, особенности и расчет стоимости
- Mercedes C200: описание, технические характеристики и отзывы